ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #26,2005
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

Рецензии

* * * * * - шедевр
* * * * - отличная работа
* * * - хорошая работа
* * - хорошо, но скучно
* - не стоит затраченного времени


Alice Coltrane
-
"Translinear Light"

Impulse!, 2004

70:52

* * * *

Вопреки устоявшейся легенде, Элис Колтрейн стала профессиональным джазовым музыкантом задолго до того, как в ее жизнь вошел саксофонист Джон Колтрейн. Юная Элис Маклауд с семилетнего возраста изучала классическую музыку, а после школы уже играла на фортепиано в ансамблях таких звезд джазовой сцены ее родного Детройта, как Юсеф Латиф и Кенни Беррелл. Только в 1962-м она повстречала Джона Колтрейна, чьей женой стала три года спустя. В 66-м она сменила Маккоя Тайнера на посту пианиста в ансамбле Колтрейна - и оставалась в его составе до самой смерти мужа в 1967-м, став участницей самых радикальных, самых новаторских его проектов, на долгие годы определивших направление поисков многих джазовых авангардистов.
До 1978 г. Элис Колтрейн вела довольно активную музыкальную деятельность, но в последовавшие два десятилетия почти перестала играть, поскольку ее гораздо больше занимала деятельность религиозная. Только в начале нового столетия под влиянием своих сыновей, саксофонистов Рави (тенор, сопрано) и Орана (альт), она вновь вернулась к выступлениям и записям - и это первый ее полноценный альбом с 1978 г.
В качестве продюсера (и саксофониста в 5 из 11 треков) выступает старший сын Элис и Джона - Рави Колтрейн. Его приземленный, сырой, блюзовый звук (совершенно не похожий на манеру отца, кстати) доминирует в настроении альбома, своеобразно контрастируя с фирменными длинными импровизированными цепочками нот равных длительностей, которые Элис играет то на рояле, то на стареньком органе Wurlitzer, сразу отсылая памятливого слушателя к своим лучшим записям прошлых десятилетий - как, например, в открывающей альбом пьесе "Sita Ram", которую мадам Колтрейн записала еще на своем альбоме 1971 г. "Universal Consciousness". Вообще музыкальная ткань альбома вполне ностальгична, если такое можно сказать о музыке на грани авангарда (или, точнее, в духе авангарда прошлых лет), и в то же время насыщенна - если и не новаторскими идеями, то, во всяком случае, добротным импровизаторским мышлением, причем благодаря не только участникам с фамилией Колтрейн (Элис, Рави и Орану), но и ветеранам поколения Элис - контрабасисту Чарли Хэйдену, барабанщику Джеку ДеДжонетту и другим.

 


John Pizzarelli
-
"Knowing You"

Telarc, 2005

55:26

* * * * *

Джон Пиццарелли - вокалист редких в наши дни качеств. Белый 45-летний итало-американец из Нью-Джерси, поющий свинговые стандарты и забавные песенки из наследия великих американских песенников начала-середины прошлого века; при этом - вполне удовлетворительный гитарист, умеющий развлечь публику унисонным или даже (изредка) гармоническим пением без слов параллельно с гитарным соло; при этом - продолжатель династии, сын одного из последних ярких гитаристов традиционного джаза, Бакки Пиццарелли... Кстати, Джон дебютировал в начале 80-х в ансамбле отца, да и сейчас 79-летний папа Бакки совсем не прочь выступить и записаться с сыном - правда, уже не как солист, а как один из последних мастеров аккордовой игры на свинговой ритм-гитаре.
Новый альбом Джона - 20-й в его дискографии и 6-й на Telarc - с уверенностью можно назвать лучшим (наряду с маленьким шедевром "After Hours" - Novus, 1995). За полтора десятилетия работы с постоянным квартетом (пианист Рэй Кеннеди, барабанщик Тони Тедеско и еще один член династии - контрабасист Мартин Пиццарелли, второй сын Бакки) взаимодействие Джона и его музыкантов достигло почти телепатического уровня, а изысканная работа приглашенных солистов изрядно украшает несложную игру ансамбля - особенно хочется отметить органиста Ларри Голдингса, тенориста Харри Аллена и супругу Джона, певицу Джессику Моласки.
Самое главное здесь, впрочем, все-таки вокал Джона - бесхитростный, романтичный, безо всяких украшений и технических ухищрений. Это и есть сила Пиццарелли: спеть просто. Или - просто спеть. И попасть в точку.

Константин ВолковКонстантин Волков
для Play (1) и Stereo & Video (2)

купить альбом

Igor Boiko
-
"Five"

IB, 2005

68:14

* * * * *

Пятая сольная работа гитариста Игоря Бойко, по его словам, призвана не продемонстрировать фейерверк его технических возможностей - достаточно впечатляющих, тем не менее - даже судя только по этой работе, вне контекста всех предыдущих, от "Bob's Your Uncle" (1997) до "Between The Lines" (2003). Это альбом дуэтов, альбом взаимодействий между Бойко и приглашенными солистами, среди которых - и молодой санкт-петербургский мастер хроматической губной гармоники Максим Некрасов, и ведущий саксофонист России Игорь Бутман, и экспрессивный романтик современного джазового фортепиано Андрей Кондаков, и трубач Виталий Головнев, ныне уже осваивающий нью-йоркскую сцену, и многие, многие другие - всего 18 музыкантов, помимо самого гитариста.
Взаимодействие получилось - во всяком случае, в большинстве треков. Игорь правильно сделал, что не стал фокусировать внимание слушателей на собственных соло. Они есть, эти соло, и соло вполне исчерпывающие - другое дело, что они изящно оттеняют работу приглашенных солистов, а не просто демонстрируют умения гитариста, стоит тому закончить изложение темы. Игорь не увлекается подчеркиванием "жирности" звучания своего Telecaster'а: хотя по самой природе этого классического фендеровского инструмента звук у него действительно очень смачный и яркий, он не лезет изо всех щелей на альбоме, он деликатно, но насыщенно развивает идеи, предлагаемые партнерами, либо же предлагает идеи им. Причем широкий стилистический и динамический диапазон музыкального материала альбома - от мягких балладных пьес с Некрасовым до, скажем, развеселого фанка с Манукяном - позволяет изложить достаточно много этих идей.
Альбом прекрасно - легко, но выпукло и живо - звучит (Дэн Юровский, Сергей Большаков, стадия МГСУ, Москва) и очень стильно и достойно выглядит (диджипак, дизайн Геннадия Ветрова). Пожалуй, в недлинной дискографии российского фьюжн появился очередной эталон, и со взятием этой высоты Игоря стоит поздравить.
купить альбом

Ким Волошин

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service