Выпуск #26,2005
502 Bad Gateway
502 Bad Gateway
nginx/1.24.0
|
Рецензии |
* * * * * - шедевр
* * * * - отличная работа
* * * - хорошая работа
* * - хорошо, но скучно
* - не стоит затраченного времени
|
|
Alice Coltrane
-
"Translinear Light"
Impulse!, 2004
70:52
* * * *
|
|
Вопреки устоявшейся легенде, Элис
Колтрейн стала профессиональным джазовым музыкантом задолго до того, как
в ее жизнь вошел саксофонист Джон Колтрейн. Юная Элис Маклауд с
семилетнего возраста изучала классическую музыку, а после школы уже
играла на фортепиано в ансамблях таких звезд джазовой сцены ее родного
Детройта, как Юсеф Латиф и Кенни Беррелл. Только в 1962-м она
повстречала Джона Колтрейна, чьей женой стала три года спустя. В 66-м
она сменила Маккоя Тайнера на посту пианиста в ансамбле Колтрейна - и
оставалась в его составе до самой смерти мужа в 1967-м, став участницей
самых радикальных, самых новаторских его проектов, на долгие годы
определивших направление поисков многих джазовых авангардистов.
До 1978 г. Элис Колтрейн вела довольно активную музыкальную
деятельность, но в последовавшие два десятилетия почти перестала играть,
поскольку ее гораздо больше занимала деятельность религиозная. Только в
начале нового столетия под влиянием своих сыновей, саксофонистов Рави
(тенор, сопрано) и Орана (альт), она вновь вернулась к выступлениям и
записям - и это первый ее полноценный альбом с 1978 г.
В качестве продюсера (и саксофониста в 5 из 11 треков) выступает старший
сын Элис и Джона - Рави Колтрейн. Его приземленный, сырой, блюзовый звук
(совершенно не похожий на манеру отца, кстати) доминирует в настроении
альбома, своеобразно контрастируя с фирменными длинными
импровизированными цепочками нот равных длительностей, которые Элис
играет то на рояле, то на стареньком органе Wurlitzer, сразу отсылая
памятливого слушателя к своим лучшим записям прошлых десятилетий - как,
например, в открывающей альбом пьесе "Sita Ram", которую мадам Колтрейн
записала еще на своем альбоме 1971 г. "Universal
Consciousness". Вообще музыкальная ткань альбома вполне ностальгична,
если такое можно сказать о музыке на грани авангарда (или, точнее, в
духе авангарда прошлых лет), и в то же время насыщенна - если и не
новаторскими идеями, то, во всяком случае, добротным импровизаторским
мышлением, причем благодаря не только участникам с фамилией Колтрейн (Элис,
Рави и Орану), но и ветеранам поколения Элис - контрабасисту Чарли
Хэйдену, барабанщику Джеку ДеДжонетту и другим. |
|
John Pizzarelli
-
"Knowing You"
Telarc, 2005
55:26
* * * * *
|
|
Джон Пиццарелли - вокалист редких в
наши дни качеств. Белый 45-летний итало-американец из Нью-Джерси, поющий
свинговые стандарты и забавные песенки из наследия великих американских
песенников начала-середины прошлого века; при этом - вполне
удовлетворительный гитарист, умеющий развлечь публику унисонным или даже
(изредка) гармоническим пением без слов параллельно с гитарным соло; при
этом - продолжатель династии, сын одного из последних ярких гитаристов
традиционного джаза, Бакки Пиццарелли... Кстати, Джон дебютировал в
начале 80-х в ансамбле отца, да и сейчас 79-летний папа Бакки совсем не
прочь выступить и записаться с сыном - правда, уже не как солист, а как
один из последних мастеров аккордовой игры на свинговой ритм-гитаре.
Новый альбом Джона - 20-й в его дискографии и 6-й на Telarc - с
уверенностью можно назвать лучшим (наряду с маленьким шедевром "After
Hours" - Novus, 1995). За полтора десятилетия работы с постоянным
квартетом (пианист Рэй Кеннеди, барабанщик Тони Тедеско и еще один член
династии - контрабасист Мартин Пиццарелли, второй сын Бакки)
взаимодействие Джона и его музыкантов достигло почти телепатического
уровня, а изысканная работа приглашенных солистов изрядно украшает
несложную игру ансамбля - особенно хочется отметить органиста Ларри
Голдингса, тенориста Харри Аллена и супругу Джона, певицу Джессику
Моласки.
Самое главное здесь, впрочем, все-таки вокал Джона - бесхитростный,
романтичный, безо всяких украшений и технических ухищрений. Это и есть
сила Пиццарелли: спеть просто. Или - просто спеть. И попасть в точку.
Константин
Волков
для Play (1) и Stereo &
Video (2) |
|
|
Пятая сольная работа гитариста Игоря
Бойко, по его словам, призвана не продемонстрировать фейерверк его
технических возможностей - достаточно впечатляющих, тем не менее - даже
судя только по этой работе, вне контекста всех предыдущих, от "Bob's
Your Uncle" (1997) до "Between The Lines" (2003). Это альбом дуэтов,
альбом взаимодействий между Бойко и приглашенными солистами, среди
которых - и молодой санкт-петербургский мастер хроматической губной
гармоники Максим Некрасов, и ведущий саксофонист России Игорь Бутман, и
экспрессивный романтик современного джазового фортепиано Андрей
Кондаков, и трубач Виталий Головнев, ныне уже осваивающий нью-йоркскую
сцену, и многие, многие другие - всего 18 музыкантов, помимо самого
гитариста.
Взаимодействие получилось - во всяком случае, в большинстве треков.
Игорь правильно сделал, что не стал фокусировать внимание слушателей на
собственных соло. Они есть, эти соло, и соло вполне исчерпывающие -
другое дело, что они изящно оттеняют работу приглашенных солистов, а не
просто демонстрируют умения гитариста, стоит тому закончить изложение
темы. Игорь не увлекается подчеркиванием "жирности" звучания своего
Telecaster'а: хотя по самой природе этого классического фендеровского
инструмента звук у него действительно очень смачный и яркий, он не лезет
изо всех щелей на альбоме, он деликатно, но насыщенно развивает идеи,
предлагаемые партнерами, либо же предлагает идеи им. Причем широкий
стилистический и динамический диапазон музыкального материала альбома -
от мягких балладных пьес с Некрасовым до, скажем, развеселого фанка с
Манукяном - позволяет изложить достаточно много этих идей.
Альбом прекрасно - легко, но выпукло и живо - звучит (Дэн Юровский,
Сергей Большаков, стадия МГСУ, Москва) и очень стильно и достойно
выглядит (диджипак, дизайн Геннадия Ветрова). Пожалуй, в недлинной
дискографии российского фьюжн появился очередной эталон, и со взятием
этой высоты Игоря стоит поздравить.
купить альбом
Ким Волошин
|
|
На первую страницу номера |
|