Как это было в Москве |
Бобби Макферрин, зал им.
Чайковского, 10.07.05
Лето
в Москве - традиционная пора затишья. Публика разъехалась кто куда,
клубы ушли на каникулы, театры укатили на гастроли. Активная культурная
жизнь переместилась поближе к теплым морям. Меж тем время от времени и в
столичном регионе случаются события по-настоящему грандиозные. Например,
10 июля, спустя 13 месяцев после своего первого визита в Москву, к нам
вновь пожаловал величайший импровизирующий вокалист мира - Бобби
Макферрин.
На этот раз его приезда ждали с нетерпением. Если в прошлом году
свободных мест в концертном зале им. Чайковского было вполне достаточно,
то в этот раз яблоку упасть было негде, а перекупщики с "лишними
билетиками" начинали осаждать публику еще на платформе метро
"Маяковская". Да и настроение публики заметно изменилось. Если в прошлом
году слушатели шли на джазовый концерт американского певца, который пел
когда-то "Don’t Worry Be Happy", то в этот раз публика уже стремилась
попасть на единственного и неповторимого Макферрина, и ее не
останавливали даже возросшие в несколько раз цены на входные билеты,
достигшие значений, превышающих цены на аналогичные билеты в США и
Европе минимум в три раза.
Погас
свет, и в луче прожектора, вооруженный микрофоном и бутылочкой воды,
появился Бобби. Как обычно, в простой майке, джинсах и массивных
ботинках. Только легкая проседь в волосах выдает возраст: все-таки
артисту уже 55. Публика как с цепи сорвалась - настоящая овация! - и
смолкла лишь в тот момент, когда зазвучал голос. И, нужно признать,
такой тишины, как воцарилась в зале, авторам слышать еще не доводилось -
чувствовалось, что люди ловят каждую ноту.
Первые же минуты концерта показали, что Макферрин не разогревается, не
наращивает сложность - он сразу обрушивает на публику весь свой
богатейший исполнительский арсенал, если о его мягкой, органичной,
нисколько не агрессивной манере можно сказать "обрушивает". Быстрое, без
видимых усилий переключение между сложными исполнительскими приемами,
мгновенные переходы от глубоких басовых нот к фальцету и обратно...
Макферрин - не создатель жанра сольного вокального шоу, но именно он в
1980-е перевел этот жанр из области чистого развлекательства,
музыкальной эксцентрики, балагана в область серьезного искусства, при
этом умудрившись нисколько не утерять и развлекательного элемента жанра.
Пожалуй, именно его сольные выступления могут служить наилучшей
иллюстрацией к максиме "развлекая - просвещать", потому что он не дает
залу расслабиться ни на секунду, постоянно приковывает к себе внимание,
точно и выверенно усиливает свое гипнотическое воздействие на публику
многочисленными и крайне разнообразными вокальными трюками, при этом ни
на секунду не понижая градус накала собственно музыкальной мысли, не
теряя высокого, необыкновенно одухотворенного музыкального содержимого
за сногсшибательной "трюковой" формой.
Звучание
голоса Бобби в порталах снова, как и год назад, заставило задуматься над
техническими решениями, применяемыми им самим и его звукорежиссером для
работы с его уникальным голосом. Макферрин широчайшим образом использует
все возможные приемы микрофонного пения - от простого приближения к
микрофону (на более низких и тихих нотах)
и удаления от него (на активном
звукоизвлечении в более высоких частях вокального диапазона)
до изменений угла наклона оси микрофона по отношению к источнику звука,
вплоть до снятия микрофоном не открытых звуковых колебаний, а резонанса
головы вокалиста в области основания челюсти (по принципу танкового
ларингофона). Понятно, что такое обилие приемов и техник, да еще
меняющихся не по строгому сценарию, а импровизационно, зачастую
спонтанно и очень быстро, требует от звукорежиссера и точной ручной
работы, и немалой доли автоматизации.
По сведениям портала
ProSoundWeb.Com,
постоянный (на протяжении последних 15 лет) звукорежиссер Макферрина,
Дэн Викари, действительно применяет широкую автоматизацию обработки
голоса Бобби: так, самые низкие ноты "подхватываются" субгармоническим
синтезатором dbx 120A, что позволяет не бояться выпадения их из общей
гармонической картинки при движении микрофона от лица и к лицу певца, а
за ровность и насыщенность всей остальной звуковой картинки отвечает
надежное устройство британского производства, четырехполосный
динамический эквалайзер BSS DPR 901-II, который осуществляет, помимо
всего прочего, обрезку тех частот в голосе Бобби, которые во время
настройки звука перед концертном показывают тенденцию к слишком сильному
резонансу в данном конкретном концертном зале. Главное, что этот
эквалайзер - динамический, то есть он не только изменяет частотные
составляющие того потока звуков, который издает Макферрин, но и активно
компрессирует его, давая в порталах ровный, плотный
звук, не "прыгающий" в зависимости от эволюций микрофона (Бобби
применяет радиомикрофон Shure 87C). Что же до ручной работы, то Викари
формирует с центрального звукорежиссерского пульта и звук порталов,
идущий на зал, и звук мониторов, который слышит сам артист - поэтому
звук микрофона на пульте у Дэна выведен сразу на два канала: на одном он
- обработанный эквалайзером, компрессией и субгармоническим
синтезатором, поддерживающим басовые партии, на другом же - чистый,
"живой", в том виде, в котором он поступает на пульт с предусилителя на
поясе у Бобби. Этот второй канал Викари подает на мониторы Бобби и
активно подмешивает вручную к обработанному, компрессированному звуку в
порталах, добиваясь наибольшей естественности, живости звучания голоса
Макферрина. Нельзя не признать, что это удается творческому тандему
Викари-Макферрин наилучшим образом.
Уже
вторым номером шел многолетний "талисман" Макферрина - "Blackbird" Пола
Маккартни с битловского "Белого альбома". Здесь диапазон использованных
вокалистом приемов еще расширился, хотя, казалось, это было уже
невозможно - ведь Бобби пел не на "воображаемых языках", фонетически
напоминающих некоторые африканские наречия (как он это часто делает в
своих "инструментальных" песнопениях), а на самом что ни на есть
английском, на каждый слог пропевая басовую ноту и тут же - скачком -
собственно мелодический интервал, моментально оплетая его дополнительным
звуками до полного аккорда. Причем ноту он берет, не только выдыхая, но
и вдыхая - и этот странный, почти болезненный звук оглашённого вдоха
легко вплетается в общую мелодическую ткань, придавая ей оттенок
нереальности, почти сновидения.
Еще один прием, широчайшим образом используемый Макферриным - короткое
искажение, "дисторшн" звука голосовых связок, получающееся от толчка
ладонью и пальцами в грудину, под ключицами. В ритмичных вещах, где
Бобби широко применяет шумный короткий вдох, щелканье языком, чмоканье
губами и тому подобные звуки для имитации работы ударных инструментов,
эти ритмичные шлепки помогают ему изменять тембр низких вокальных
звуков, образующих в общем потоке басовую партию, так, что в каждой
басовой ноте появляется вполне ощутимая атака, как у контрабаса или у
старомодной, под 60-е, бас-гитары. В таких произведениях рука вокалиста
почти все время лежит на груди, опираясь на большой палец, а ладонь и
четыре остальных пальца непрерывно ходят вверх-вниз, насаживая
ритмический рисунок пения Бобби на ощутимые низкие толчки.
Макферрин никогда не дает залу соскучиться. Сольное пение (если всю
совокупность звуков, издаваемых Бобби, можно вместить в понятие "пение")
быстро сменилось обязательным для его сольных шоу элементом - пением с
залом. Понятно, что певческие традиции, а главное - набор знакомых любой
(ну, более или менее подготовленной) аудитории вокальных произведений в
разных странах и даже городах очень разнятся, но Макферрин достаточно
успешно обходит кроющиеся здесь подводные камни.
Сначала зал у него пел одну ноту (точнее, две половины зала - каждая
свою ноту) в определенном ритме - вместо сэмплера. Тут уже настало время
свободной вокальной импровизации певца - не только мелодической, но и
тембральной. Потом, как он делает почти на каждом концерте, Бобби задал
залу "Ave Maria" Шарля Гуно (набросав первые несколько тактов точными и
легкими вокальными мазками) - и, как только в зале образовалось
достаточное количество поющих (консерваторские и гнесинские студенты не
подкачали), стал ломаным арпеджио петь поверх этого импровизированного
хора аккорды прелюдии до мажор И.-С.Баха (из "Хорошо темперированного
клавира"), той самой, на основе которой Гуно и создал свой маленький
шедевр.
Дав немного передохнуть залу, Макферрин спел заглавный номер из своего
Грэмми-носного альбома "Simple Pleasures", того самого, на котором была
самая популярная песенка второй половины 1980-х - "Don't Worry, Be Happy".
Правда, собственно свой мегахит певец с тех самых пор и не поет - не
поет принципиально, потому что, по его словам, песня смертельно надоела
ему еще до того, как стала хитом. И снова - игра с залом, повторение
всеми желающими блюзовых фраз, пропеваемых Бобби: от самых простых ко
все более сложным, посреди которых певец вдруг выдает что-то настолько
"завернутое", что зал, вместо того, чтобы хотя бы попытаться повторить,
разражается хохотом.
И
в первый свой приезд в Россию Макферрин изрядную часть концерта посвятил
совместному музицированию с российскими музыкантами, причем если с
пианистом Андреем Кондаковым у него тогда все получилось органично и
легко, то балалаечный "Терем-квартет" тогда "жахнул" совершенно помимо
певца, не оставив ему ни щелочки для сотрудничества. Ныне организаторы
(кстати, все те же - петербургская компания "Музыкальный Олимп")
привлекли облеченного многочисленными заслугами саксофониста Георгия
Гараняна, пытающегося играть джаз академического пианиста Дениса Мацуева,
классического виолончелиста Борислава Струлева и джазового контрабасиста
Андрея Иванова. Вроде бы Макферрин не предлагал своим российским
партнерам ничего сверхъестественного - джазовые стандарты (в диапазоне
от "Sweet Georgia Brown" и гершвиновской "It Ain't Necessarily so" до
головоломной "Donna Lee" Чарли Паркера). Однако сложилось впечатление,
что показать себя рядом со знаменитостью партнерам иногда было важнее,
чем создать что-то вместе с Бобби. Особенно было странно, что эти
попытки так активно поддерживались аплодисментами значительной части
зала.
Только
дуэт Макферрина и контрабасиста Андрея Иванова не только не оставил
ощущения неловкости, но и вызвал явно положительные эмоции - Андрей не
просто работал на совместный результат, он был точен и убедителен, и,
хотя не открыл никаких Америк, его дуэт с Бобби в "Blue Monk" стоит
признать одним из самых удачных моментов концерта.
Разной степени удачности попытки взаимодействия с российскими
музыкантами не отменили интерес Бобби к взаимодействию с залом. Во
второй части концерта он долго приглашал на сцену кого-нибудь, кто
занимается современным танцем. Увы, но именно эта часть современной
культуры в российской столице (да, видимо, и во всей стране) уже долгое
время находится в совершенно неудовлетворительном (чтоб не сказать -
перманентно зачаточном) состоянии. Вышедшая наконец, на сцену храбрая
девушка явно понимала под словами "modern dance" легкое притоптывание на
дискотеке с рудиментарными элементами ложно понятого "танца живота".
Долго мучить ее певец не стал.
А вот следующего эпизода, после прошлогоднего приезда Бобби, явно ждали.
Едва он успел произнести "мне нужно 12 певцов на сцене", как со всех
концов зала, прыгая через ряды и скача по лестницам, к сцене устремился
целый водопад юношей и девушек. Мимо ваших корреспондентов, с трудом
пристроившихся высоко в амфитеатре, ураганом пробежала молодая
вокалистка, в голос выкрикивая "не успею!"... Успела. На сцене в конце
концов оказалось 25 человек, включая трех-четырехлетнего карапуза.
Макферрин разделил эту группу на голоса, дал им ритмический рисунок,
некоторое время импровизировал под четырехголосный аккомпанемент, а
затем стал подносить микрофон то одному, то другому молодому вокалисту.
Во-первых, сразу выяснилось, что крохотный карапуз в колготках тоже
поет, добросовестно повторяя ритмическую формулу "тума-тума", правда,
совершенно поперек ритма. Во-вторых - большинство солистов не
разочаровали, в меру разумения пропев достаточно индивидуальные, пусть и
коротенькие соло. Один юноша даже выдал очень похожую имитацию самого
Бобби, с характерными перкуссионными чмоканьями и шелчками. Другой так
увлекся солированием, что, когда Макферрин потянул к себе микрофон,
молодой человек, склонившись, так и пошел за микрофоном следом под
одобрительный хохот зала...
В
финальной части концерта Бобби Макферрин снова пел соло (запомнилась его
оптимистичная, с хорошей оттяжкой версия бессмертного блюза Роберта
Джонсона "Sweet Home Chicago" и, конечно, суперхит Чика Кориа "Spain",
которому Бобби каждый раз находит новое, по-своему яркое воплощение). Ну
и, конечно, было "хождение в народ". Макферрин сделал выводы из
прошлогоднего неуспеха этой части концерта: все-таки средний москвич
поет совсем не так, как средний американец, ведь хоровая и вообще
вокальная культура в России разительно отличается от Штатов степенью
распространенности (мы же не поем в церкви каждое воскресенье, и уроки
"пения" в средней российской школе, если вообще есть, не выдерживают
никакой критики!). Поэтому микрофон он предлагал очень небольшому
количеству слушателей в партере вдоль прохода, да и то некоторые еще
издали отказывались - зато прибежал, прыгая через ноги сидящих, один из
тех, кто только что пел с Бобби на сцене, самостоятельно пробрался к
микрофону и снова стал имитировать своего кумира, благосклонно его
слушавшего.
Последним номером оказалась песенка из довоенного фильма "Волшебник
страны Оз", "Over The Rainbow", написанная Харолдом Арленом и Йипом
Хамбургом в далеком 1939-м. Макферрин пропел было вместе с залом первый
куплет (зал - мелодия, Бобби - арпеджированные, то есть спетые
последовательно, нота за нотой, аккорды гармонической сетки), как вдруг
остановил исполнение и сказал: "мне нужна на сцене вот та голосистая
птичка из первого ряда амфитеатра". На сцену, волнуясь и смущаясь,
поднялась из первого ряда амфитеатра московская джазовая вокалистка
Ирина Томаева, и Бобби спел всю эту песню с ней дуэтом - Ирина пела
собственно мелодию со словами, а он по-прежнему опевал гармонию. Надо
отдать должное Томаевой - она не поставила перед собой задачу поразить
или ошеломить великого певца, как это явно пытались сделать многие из
тех, кто выходил в тот вечер на сцену. Она просто спела эту трогательную
песню с огромным чувством, проникновенно и чисто, так что в совокупности
с тончайшим кружевом гармонического опевания ее голоса голосом
Макферрина песня вызвала у значительной части аудитории неудержимое
щипание в носу.
И
совершенно неожиданным был бис, на который величайший вокалист
современности вышел после продолжительной стоячей овации. Он просто сел
на авансцене на тот же стул, на котором провел значительную часть
концерта, и некоторое время полушутливо, полувсерьез отвечал на вопросы
из зала - женат ли он, почему не поет "Don't Worry…", каковы его планы
(оказалось - допеть оставшиеся в турне 23 концерта и взять годичный
отпуск) и понравилась ли ему Москва. И если бы микрофоном на некоторое
время не завладел все тот же назойливый имитатор, начавший пространно
пиарить себя перед всем залом, было бы совсем трогательно и приятно.
Все-таки многие соотечественники совершенно превратно понимают хорошее
отношение к себе как повод тут же сесть на шею, а зря.
Но все эти мелочи, конечно, не главное.
Главное - нам невероятно повезло: в течение двух календарных лет мы
дважды услышали человека, который сам - жанр, сам - искусство, сам -
Голос. Все-таки человеческий голос - не только самый древний, но и самый
совершенный музыкальный инструмент, если им пользоваться так, как это
умеет великий Бобби Макферрин.
Анна
Филипьева (текст),
Кирилл Мошков (текст,
фото)
|
Никто
не заподозрит автора данных строк в открытии Америки, если автор
позволит себе фразу примерно такого содержания: "У хорошего музыканта
двух одинаковых концертов не бывает". Этот постулат, пожалуй, отчасти
объяснит то постоянство, с которым корреспонденты "Полного джаза"
посещают практически каждое московское выступление молдавской группы
"Тригон". Но только отчасти. В прочем, кое-что все же остается
постоянным от концерта к концерту - это неизменно увлекающая слушателя
богатая композиционными идеями музыка, овации, которыми публика
одаривает музыкантов "Тригона" и, увы, множество пустующих мест в
зрительном зале. Последний пункт не перестает вызывать у автора этих
строк одновременно удивление и сожаление. Уникальное художественное
явление, которое представляет собой творчество "Тригона", заслуживает
места в сердцах много более широких народных масс. И, что удивительно,
представители этих самых масс, случайно забредающие "на огонек" к "Тригону",
действительно никогда не бывают разочарованы, а напротив, устремляются к
музыкантам за автографом на свежеприобретенных по случаю дисках. А меж
тем, как сказали бы в определенных кругах, явка остается низкой.
Прошедшие в июне два концерта - в культурном центре "ДОМ" и в Еврейском
Общинном центре - эту тенденцию лишний раз подтвердили.
Начало
концертов задержалось - ждали публику, которая в первом случае стояла в
московских пробках, а во втором боролась с искушением остаться в теплых
квартирах и наблюдать разбушевавшуюся стихию из окна, либо под проливным
дождем искала секретные фарватеры в лужах. В результате не досчитались
многих. Добрались только самые целеустремленные. Музыканты приуныли, но
виду не подали, и после первой же композиции публика уже всецело была в
их власти. Концерты были посвящены выходу в свет нового альбома группы,
носящего название "7 Steps". Это первая запись "Тригона" в обновленном
составе - в виде уже не трио, а квартета (отец-основатель группы Анатол
Штефанец - струнный альт; Валентин Богеан - духовые инструменты, вокал;
Дорел Бурлаку - клавишные, губная гармоника; Гари Твердохлеб - ударные).
Презентация альбома состоялась 17 июня в Кишиневе.
Скучать
публике московских концертов не пришлось. Способствовали этому и
зажигательные балкано-черноморские ритмы, ловко вплетенные в развесистую
полиритмическую фактуру произведений, и смелые тембральные соотношения -
такие, как напористые унисонные риффы струнного альта с
сопрано-саксофоном, оглашенный кавал (деревянная флейта) или электронная
обработка скрипичного звука в пьесе "Caval’I’Coda", - и яркие образы,
которыми насыщен музыкальный материал. Но, пожалуй, китом, на котором
стоит творчество "Тригона", является композиция. Именно ей подчинены
тембральные и ритмические изыски, и благодаря ей каждая пьеса
превращается в динамичное драматическое полотно - будь то "Хорантелла",
"Зимний обычай", "Старый поезд" или неизменно увлекательный "Марш
отсюда".
Впрочем,
помимо чисто авторского материала, звучали и аранжировки чужих пьес,
такие как "Полет шмеля" или "произведение на тему американских негров
"Караван"" (автор цитирует лидера "Тригона" Анатоля Штефанца). Конечно
же, был исполнен коронный номер состава - "Японский блюз", в ходе
исполнения которого музыканты почти всем составом играют на одной
бас-гитаре. На бис "Тригон" явил публике свою знаменитую "Хэулиту" - эта
пьеса, за исключением соло скрипки, исполняется музыкантами без
использования инструментов, причем назвать это исполнение пением в
традиционном смысле слова можно довольно условно: она построена
преимущественно на ритмичных возгласах и вздохах, усиленных довольно
увесистым постукиванием рук музыкантов по их собственным грудным
клеткам.
Анна
Филипьева
Фото: Кирилл Мошков
|
|
|
Постсоветское
пространство:
что будет15-17 июля,
Санкт-Петербург -
III международный
Петропавловский джазовый фестиваль |
15-21
августа в Коктебеле (Крым, Украина) пройдет III международный фестиваль
"Джаз Коктебель
2005".
На центральной сцене фестиваля близ дома-музея поэта Максимилиана
Волошина и на дополнительных площадках в течение семи дней играет самый
пестрый и космополитичный набор музыкальных коллективов, который, как в
зеркале, отражает уникальную роль Коктебеля в культурной жизни не только
Крыма, но и всего постсоветского пространства.
Фестиваль открывает эксцентричный японский театр фри-джаза
Shibusashirazu Jazz Orchestra, не так давно проведший сенсационный тур
по России. В первый день - 15 августа - играют также трио пианиста
Леонида Пташки из Израиля и международный Valentine Quartet под
управлением басиста и композитора Андрея Арнаутова, в Европе
выступающего как Andrew Valentine, вместе с легендарным американским
трубачом Лу Солоффом.
В
последующие два дня на сцене - блестящий киевский вокальный ансамбль
ManSound, японский театрализованный фри-джаз от оркестра "Сибусасирадзу",
традиционный биг-бэнд из Москвы - JVL Big Band и маститая сборная звезд
"Киев Арт Ансамбль" (во главе с неординарным пианистом Владимиром
Соляником), которая отпразднует на фестивале свое десятилетие.
Известнейший эйсид-джазовый коллектив из Германии De Phazz представит
свой новый альбом "Natural Fake" 18 августа. В этот день также выступят
российский коллектив VF-6 и украинский Схiд-Side с оригинальными
эйсид-программами.
19 августа революционные россияне Big Blues Revival и восходящая звезда
канадского блюза Jimmy Bowskill будут играть на фестивальной сцене
старый добрый гитарный блюз.
Достойно завершают праздник джаза 20 августа гордость Крыма - гитарист
Энвер Измайлов и дуэт барабанщика Вольфганга Хаффнера и пианиста
Себастьяна Штудницкого из Германии.
- 15 августа, понедельник
Оркестр Shibusashirazu (Сибусасирадзу), Япония
Трио Леонида Пташки, Израиль
Valentine Quartet + Lew Soloff (Валентайн Квартет и Лу Солофф) - США,
Германия, Израиль, Украина
- 16 августа, вторник
ManSound ("МэнСаунд"), Украина
Оркестр Shibusashirazu (Сибусасирадзу), Япония
- 17 августа, среда
JVL Big Band + Lew Soloff (JVL Биг Бэнд и Лу Солофф), Россия, США
Vladimir Solyanik’s Kiev Art Ensemble (Киев Арт Ансамбль Владимира
Соляника) - Украина, Германия, Россия, США, Израиль
- 18 августа, четверг
DePhazz ("ДеФазз"), Германия
VF-6 ("Ви-Эф Сикс"), Россия
special guest: Схід-Side со специальной эйсид-программой
- 19 августа, пятница
Big Blues Revival ("Биг Блюз Ривайвл"), Россия
Jimmy Bowskill Band (Джимми Боускилл Бэнд), Канада
- 20 августа, суббота
Enver Izmailov’s Minaret Band (Энвер Измайлов Минарет Бэнд), Крым,
Украина
Wolfgang Haffner (Вольфганг Хаффнер), Германия
Jam Session
В программе фестиваля - ежедневные выступления участников специальной
программы "Koktebel showcase".
С 2005 года организаторы фестиваля "Джаз-Коктебель" решили ввести новый
формат в рамках фестиваля. Он получил название "Джаз Дискавери Шоукейс"
("Jazz Discovery Showcase").
Уникальность джаза заключается в том, что он не предполагает
соревнования и соперничества. Тем более - в Коктебеле. Поэтому
запланированный изначально конкурс был заменен программой "Шоукейс".
Несмотря на свое название, главная сцена фестиваля не может вместить
всех желающих принять участие в фестивале "Джаз Коктебель 2005". Среди
исполнителей, которые хотели бы принять участие в фестивале, наряду с
уже известными есть и молодые музыканты.
На главной сцене выступят шесть коллективов, отобранных из их числа.
В нашей "внестоличной" рубрике продолжается развитие нового
проекта журнала "Полный джаз" и всего портала "Джаз.Ру", проекта,
призванного помочь региональным российским джазовым организаторам
сделать решительный шаг навстречу как своей местной аудитории, так и
включению джазовой жизни своего города в общероссийскую, более того -
общую для всего постсоветского пространства культурную среду. Всех, кто
имеет отношение к организации джазовых мероприятий в России, Украине и
других странах Восточной Европы, всех, кто следит за ними и кто хочет
знать о джазовых событиях на территории, где читают "Полный джаз",
больше, своевременнее и полнее - всех мы призываем ознакомиться с
деталями нашего нового проекта, называющегося просто - "Анонсы от
Джаз.Ру": сегодня у нас - Вологда и Киев...>>>> |
|
|