Хотя "MIDI-Альтернатива", основная
программа которой завершилась 31 мая, формально и не относилась к
джазовым фестивалям, не говорить о ней мы не можем - совесть не
позволит. Мощный, интересный получился фестиваль, не в последнюю очередь
благодаря месту проведения. Спасибо "Рустамушкам Интернейшнл" и "Длинным
Рукам" - в Москве открылся отличный авангардно-экспериментальный
клуб "Дом", он же
(судя по вывеске) "Дом творчества". По планировке специально
выстроенного помещения, по общей атмосфере и вообще по всему "Дом" нам
представляется лучшим в своем роде клубом в Москве. Жаль, конечно, что
его программатор Николай Дмитриев так жестко заявляет, что там не будет
ни джаза, ни рока. Однако, как мы уже писали, авангардное крыло и того,
и другого там однозначно будет, равно как будет всяческий фольклор,
перпендикулярно-параллельное кино и другие радости жизни. Мы постараемся
адекватно освещать более или менее профильные мероприятия "Дома", не
впадая совсем уж в перпендикулярность, но и не отворачиваясь высокомерно
от того, что не есть джазовый мэйнстрим. В конце концов, никто не
обещал, что "Полный джаз" будет писать только о джазовом мэйнстриме.
Так вот, об "Альтернативе". Там было множество очень интересных
выступлений представителей академического и "просто" авангарда -
российских (Сергей Загний, Ираида Юсупова, Игорь Кефалиди - композиторы,
Марк Пекарский, ансамбль Дмитрия Покровского и др. - исполнители),
американских (Дэниел Гуд, Джонни Рейнхардт и др.), австрийских и прочих.
Сам организатор и вдохновитель "Альтернативы",
Дмитрий Ухов, говорит, что
оценивает фестиваль на четверку с двумя плюсами - "Альтернатива" прошла,
по его словам, "почти без неоправданных ожиданий, точнее - без
несбывшихся надежд".
Мы
же, согласно специфике нашего журнала, должны выделить наиболее джазовую
часть "Альтернативы" - выступление 29 мая американского саксофониста
Майка Эллиса. Этот персонаж, заметно ожививший джазовую жизнь Москвы в
эти дни, заслуживает более подробного рассказа о себе.
Его настоящая фамилия - Мордвинов, его отец был русским (известный
художник и книжный график), мать - шотландка, сам Майк родился и вырос в
Нью-Йорке. Ему 38 лет, он получил отличное джазовое образование
(бостонский колледж Беркли и манхэттенская Новая школа), провел семь лет
в Париже, пять - в Токио и только в прошлом году вернулся в родной
Нью-Йорк. В результате по-русски он не говорит вообще, зато в
совершенстве владеет французским и немного - японским. В Россию впервые
приехал в 1997-м, год спустя уже играл в Москве и Обнинске с ансамблем
Алекса Ростоцкого, а в этот раз приехал на целых пять недель с твердым
решением играть везде и со всеми. Так что, помимо "Альтернативы", в
ближайшие дни Майк Эллис играет в следующих местах: 3.06 - "Арбатский
дворик", с Борисом Прусаковым; 4.06 - "О.Г.И", с французским поэтом
Бруно Нивером; 5 и 6.06 - Санкт-Петербург, клуб JFC, с Андреем
Кондаковым, а с 14 по 29 - на
"Джазовой провинции" в 12 городах России... Но вернемся к его
выступлению на "Альтернативе".
Начать с того, что концепция этого 50-минутного действа была хорошо
продумана, но детали импровизировались - точнее, были отданы дирижером и
автором Майком Эллисом на откуп участникам. Участников же он набрал
непосредственно в Москве, хотя все свое действо подготовил еще у себя
встудии, в подвале своего загородного дома в Нью-Джерси. Основная часть
музыки - микс под названием "Alternatif" - представляла собой
космически-электронные побулькивания, перемежаемые чтением стихов
голосом Льва Рубинштейна и пением дуэта "Не Те" (записано Эллисом в
Москве год назад), пением тибетских монахов, голосами каких-то зверей и
прочими звуковыми деталями. Причем микс шел аж с двух компакт-дисков,
запущенных с отставанием друг от друга в несколько минут. Поверх звучали
саксофоны Эллиса - баритон, сопрано и
сопранино
- и уфимца Олега Киреева
(тенор и сопрано), с которым Эллис крепко сдружился в Москве. Эллис и
Киреев располагались в разных местах: Олег - на галерейке, освещенный
лунно-голубым кругом прожектора, Майк - на сцене под идущей с галерейки
лестницей; по лестнице медленно, постепенно ускоряясь, спускалась
московская танцовщица Лена Лукьянчикова (из "Кинетического театра" Саши
Пепеляева), ставшая на "Альтернативе" подлинным лицом фестиваля (потому
что, раз появившись на сцене в первый день .получала одно приглашение
присоединиться за другим). Тем временем из публики поднимался
французский поэт Бруно Нивер и, надсаживаясь и взмахивая руками, читал
по-французски свои
стихи...
При этом все участники были строго одеты в черное и гримированы: у
Эллиса, Киреева и танцовщицы Лены лицо строго разделено по вертикали на
черную и белую половины, у Нивера лицо просто выбелено, но зато голова
повязана марсельско-пиратским черным платком. Плюс неизбежная игра света
(в "Доме" со светом, равно как и с его игрой, хорошо), плюс
космически-гудящий звук и впечатляющие динамические и драматургические
перепады. От бурной "собачатины" (так, напомним, музыканты называют
фри-джаз) через ревущий "индастриэл" к пронзительно-лиричным дуэтам
саксофонов - таков был диапазон этого сочинения-импровизации, в нашем
представлении ставшего одним из главных событий "Альтернативы".
30
мая в Интернет-кафе "Скрин",
что в московском окраинно-новостроечном районе Марьино, прошел
однодневный фестиваль в поддержку Белградского джазового фестиваля "Ring
Ring Beograd". По всему миру призыв югославских устроителей включиться в
поддержку своего мероприятия, в этом году проводящегося в бомбоубежищах,
поддержали в основном представители всяческого левого, маргинального,
авангардного и экспериментального искусства, так что в организованном
новоджазовым саксофонистом
Сергеем Летовым московском мероприятии в "Скрине" совершенно
закономерно поучаствовали и Борис Стучебрюков со "звучащими объектами",
и электронщики Юрий Орлов и Олег Молчанов, и рок-группа "Рада и
Терновник", и поэт-концептуалист Дмитрий Александрович Пригов, и сам
Летов, и вездесущий в эти дни Майк Эллис. Все это "двигалось, мерцало,
шевелилось" и транслировалось в Интернет в формате Real Video. Впрочем,
слушателей в зале было несколько меньше, чем музыкантов.
1
июня Майк Эллис с ансамблем
Алекса Ростоцкого и специальным гостем - саксофонистом из Уфы Олегом
Киреевым играл в клубе "Birdland". Ансамбль был тот же, что при сходных
обстоятельствах года назад: сам Ростоцкий - бас-гитара,
Лев Кушнир - Rhodes Piano
и Эдуард Зизак - барабаны. Примерно таки же был и репертуар: завсегдатаи
клуба узнали даже некоторые авторские темы Эллиса, вновь исполненные в
этот раз, и охотно приобретали привезенные Майком из Штатов
компакт-диски с записью прошлогодних концертов. Олег Киреев и Майк Эллис
продемонстрировали впечатляющие саксофонные дуэты (два сопрано,
тенор-сопрано, сопрано-бартитон), а общий градус исполнения сравнительно
с прошлым годом заметно повысился. Временами даже хотелось произносить
английские термины, редко приходящие в голову в связи с выступлениями
отечественных музыкантов - groovy, funky и т.п. Переполненный клуб
принял музыкантов очень жарко, охотно подчиняясь выразительному
дирижированию Эллиса и хлопая в такт, а разошедшиеся музыканты ансамбля
Ростоцкого с каждым соло только повышали градус. Барабанщик Эдуард Зизак,
с виду всегда довольно спокойный и сосредоточенный, даже бросил в воздух
на своем последнем соло палочку (почти небывалое дело).
И, наконец, еще пара сообщений - не связанных непосредственно с живым
исполнением, но важных для процесса в целом.Сообщение первое - от "Джаз-арт
клуба":5-й концертный сезон в "Джаз-арт клубе" закончился. У нас летние
каникулы, просим нас извинить. Открытие нового сезона - 17 сентября 1999
года. Hо мы позаботились о вас, и с 24 мая каждый понедельник в 11 часов
утра мы встречаемся с любителями джаза в программе "Репортаж из "Джаз-арт
клуба"" на радиостанции "Садко" (СВ, 1485 кГц или 202 м). В программах -
лучшее из того, что звучало на сцене клуба. Ведущие - Александр
Эйдельман и Hаталья Резничек.Кстати, "Джаз-арт клуб" не отказался бы от
нового помещения. Вот официальное объявление: Известный московский "Джаз-арт
клуб" арендует на длительный срок помещение,
или рассмотрит предложения о партнерстве от владельцев кафе,
ресторана,Дома культуры, театра, кинотеатра и других помещений, дающих
возможность проведения клубных вечеров.Предложения по тел./факс
191-8320, 491-2109 (Александр
Эйдельман)
Сообщение второе, тоже радостное (а для множества сиротеющих на
глазах джазовых радиослушателей - вдвойне). С 21 мая в московском
радиоэфире снова появилась старейшая джазовая программа на московском
FM-радио - "Джаз. Частная коллекция"
Михаила Иконникова. Слушать ее теперь можно по пятницам с 22 часов на
радио "Классика" (кто не знает - в московском FM-диапазоне 102,1 МГц). В
1997 г. Иконников получил за эту программу национальную премию имени
Александра Попова - высшую награду в российском радиовещании - по
категории "Тематическая программа". Даст Бог, очередной переход этой
программы с частоты на частоту (помнится, была она уже и на "101", и на
"Роксе", и на покойном "НСН") ничего не изменит в ней к худшему. |