Фамилия Иванов продолжает оставаться
самой массовой
(из сообщений Госкомстата)
Иваново-Вознесенск в джазовом отношении - город известный. Лично мне
- двумя обстоятельствами: первое - три концерта, которые были даны "Джаз-капеллой"
Георгия Ландсберга летом 1929 года; второе - существование в бывшем
"городе невест" легендарного музыканта, самородка Александра Сакурова.
Когда произносишь это имя, с 80-процентной вероятностью собеседник
уточняет - как, тот самый? Нет, не тот, тот через "о", но этот тоже
непростой человек.
Дорога до Иванова длинна и беспокойна. Старенький автобус пять с лишним
часов пыхтит через Покров, Владимир, Суздаль. Белые церкви сливаются
одним контуром с заснеженными домишками. Кому он тут нужен, этот ваш
джаз... Да никому. На наших просторах, в дальних и не очень городах,
вдруг возникают одинокие личности, которые, по точному выражению братьев
Стругацких, "желают странного". Действительно, чего неймется
виолончелисту Владу
Макарову в его Смоленске, пианисту Роме Столяру в слегка подзабытом джазом
Новосибирске, как образовался в северном Архангельске покойный ныне
саксофонист Владимир Резицкий?
Александр Сакуров той же породы.
В 1980 году 19-летний ивановский саксофонист появился на очередном
фестивале в "Москворечье" и безо всяких принятых во все времена показов
т.н. "школы" уговорил маститого (и в определенной степени забытого
нынче) авангардиста Виктора Мельникова составить дуэт, прозвучавший
вполне осмысленно, свежо, главное - естественно в музыке, требующей
особых природных предпосылок. Следующие появления Сакурова в Москве уже
ждали, в них была интрига, они были не часты - требовалось какое-то
время, чтобы там, в Иваново, посреди огромной России сварилось,
приготовилось нечто важное. Просторы располагают к неторопливости.
Потом он пропал. Впрочем, этого никто не заметил. Наступили новые
времена, перестройка, карточки на "продукты питания", поиск нового места
под солнцем для себя, любимого. Только на рубеже 90-х любопытствующие
обнаружили в эпохальном издании Лео Фейгина "Документ", неполном, но
глобальном Собрании сочинений советского даунтауна, имя Александра
Сакурова, причем на одном диске с прославленным трио Вячеслава Ганелина.
Ивановское одиночество рвущегося саксофона скрашивал компьютер. У нас в
провинции мастеровые всегда были на шаг впереди технического прогресса,
и ивановский левша помог музыканту справиться с чипами-секвенсорами, а
российский посол нового джаза в Великобритании Алекс Кан переправил
запись Лео Фейгину, и в результате имя музыканта стало известным в мире.
Не всем, конечно, только тем, кому это нужно!
Любопытно, что полученные Сашей авторские экземпляры великобританского
"Документа" в родном городе еще не на чем было отслушать. Зато он мог их
показать. В городе есть люди, которые и сейчас этим обстоятельством
горды. С тех пор минуло лет 15. Что-то там происходило, но что в
точности - нам неизвестно. Смутное время.
Однако в последнее время стали приходить сигналы. Будто из далекого
космоса. Стали появляться новые работы: "Postscriptum", затем концертная
запись конца 2002 года под общим названием "Взгляд дилетанта на
квантовую механику" - почти сольная сюита с частичным участием
бездушного компьютера и вполне одухотворенного вокала Ирины Леоновой.
Музыка Робинзона от подаренной нам, но не примененной свободы. Несколько
претенциозные, но вполне логичные высказывания музыканта видящего мир
очень по-своему, открытая форма, профессиональное звучание. Все это
давало весомые надежды услышать в живом концерте то, за чем гоняешь по
залам и клубам, мучаешь плеер горами пластмассовых кругляшек. Тем более,
что обещан был сюрприз.
Так оно и оказалось. Александру Сакурову удалось в прошлом году собрать
ансамбль, который получил патриотическое название "Иваново-Вознесенск".
Как говорится, что удалось, то и собрал. На проект под названием "Пангея"
(название древнего материка, существовавшего еще во времена
дочеловеческие, когда Земля была едина) 21 февраля собралась по
московским меркам туча народу - человек 600. Для них было выстроено
полистилистическое шоу с проекцией слайдов, дымом и бэк-вокалом. Два
огромных отделения с 15 композициями, многие из которых имели загадочные
для гуманитарного уха заголовки, как-то: "Факториал", "Прецессия",
"Сарос", "Симметрия", другие уводили пришедшую молодежь от реальной
жизни в бандитской среде: "Садик амнезии", "Антифон",
"Увертюра". Все
это, пожалуй, можно было бы назвать рок-ораторией с импровизационным
наполнением, если бы суть становилась яснее. Сам создатель объявил это
"коктейлем из самых сложных музыкальных направлений: фанк, фьюжн, world
music, арт-рок, додекафония, алеаторика". Конечно же, это он не нам
объявил, это для ивановской публики, которая состоит далеко не только из
знатоков (хотя и такие есть), но, в основном, из людей, которых надо
заинтриговать, шокировать, приоткрыть завесу: При желании в огромной
сюите можно найти все обозначенное, только зачем? Сам Александр
объясняет, что это сугубо компромиссная работа, что музыка, которой он
живет и дышит, вряд ли заинтересует народ и заставит его собраться в
огромный зал "Центра культуры и отдыха". Какой уж тут отдых, а от
культуры сами знаете, что осталось. В результате получилась конструкция,
в которой на основе воспоминаний о King Crimson, может быть - даже о
раннем "Арсенале", при помощи стихов ивановского поэта Юрия Дронова (их
смысл оказался частично недоступным из-за своеобразного озвучивания) и
беспощадной борьбы замечательного саксофона (точнее, двух - тенора и
сопрано, а также флейты) лидера, вышедшего будто бы в последний бой, продемонстрировала попытку создания амбициозного проекта с
использованием разнородных и не прошедших проверку материалов и
элементов.
Слушая концерт, стараешься выхватывать инструмент Александра, не
отвлекающегося на упорядочение ансамбля, найти свежее дыхание в сольных
эпизодах, закрываешь глаза. Конечно же, уровень музыкантов основной
группы Сакурова - клавишника Романа Петрова, гитариста Сергея Косова,
бас-гитариста Эдуарда Ижаковского и барабанщика Игоря Курицина - не
вполне соответствует статусу лидера; конечно, ритм был не вполне в
порядке, баланс звучания оставлял желать лучшего, разумеется, сольные
эпизоды претендовали на большее, чем могли. Эта программа, точнее -
проект, требует такого уровня выразительности, который основан на
высочайшем профессионализме, когда технических проблем не остается даже
в воспоминаниях, когда репетиционная база позволяет отточить все нюансы
взаимодействия, а шоу (а это должно быть в идеале именно шоу) идет легко
и непринужденно благодаря скрупулезной режиссерской работе. Это огромная
по затратам задача, вряд ли выполнимая при имеющихся средствах; хотя
музыканты полны энтузиазма, они намерены в ближайшее время выступить в
Ярославле, а затем предстать перед избалованной Москвой. Может быть.
Но мне отчасти жаль, что безумно талантливому музыканту, каким я знаю
Сашу Сакурова уже 25 лет, приходится выкладываться и бороться вместо
того, чтобы дарить нам свой мир - мир настоящего художника. В нашем
джазе так мало творцов, хотя музыкантов заметно прибавилось. Не стоит
размениваться, надо делать то, без чего не можешь. И в Москве Александра
с удовольствием примут, вслушаются в его, например, "Взгляд дилетанта на
квантовую механику". Может, этих людей будет человек сто, а может -
двести. Москва ведь большая, даже больше, чем Иваново. И в ней тоже есть
люди, которые "желают странного". А не только те, что ходят на сборный
эстрадный концерт, имеющий в названии словечко "джаз". Хотя, в сущности,
мы от Иваново недалеко. Всего пять с половиной часов на автобусе.
Михаил Митропольский
|