Любое джазовое мероприятие для нашего провинциального города - примечательное событие, веха в музыкальной истории нашего города. Вот и нынешний трехдневный фестиваль джаза надолго запомнится как непосредственным участникам-музыкантам, так и зрителям-слушателям, три вечера (11-13 ноября) заполнявшим большой концертный зал Томской филармонии. Первоначально мыслилось провести фестиваль биг-бэндов, но в силу разных обстоятельств организаторы внесли коррективы, расширили круг участников, от чего музыкальное действо стало более разнообразным и по стилям, и по составам.
Главным виновником, организатором и вдохновителем этого события стал руководитель томской городской культуры Аркадий Ратнер. Аркадий Моисеевич долгие годы еще и пестует старейший томский биг-бэнд ТГУ-62, ныне носящий статус муниципального, что говорит о дружеском отношении городских властей к такому виду музыкального творчества.
Осенью этого года наш город отметил 400-летие со дня своего основания, хотя и не с тем размахом, как задумывалось, в связи с известными трагическими днями начала сентября на Кавказе... Джазовый фестиваль проводился тоже в рамках празднования 400-летия города. Все концерты фестиваля вел джазмен, народный артист России Анатолий Ошерович Кролл, что придавало празднику соответствующий настрой и значимость. Ныне легенда нашего джаза выступала в роли ведущего, а не пианиста. Его краткие комментарии к происходящему искусно сплетали все разнообразие фактуры музыкального действа, носили деловой и не занудный характер. Иногда, правда, он не удерживался и в отдельных номерах того или иного коллектива подсаживался к роялю и, к общему удовольствию музыкантов и зрителей, выдавал емкие соло и ритмическую поддержку.
Первое отделение первого фестивального вечера, естественно, открывали хозяева фестиваля: муниципальный оркестр ТГУ-62 под руководством своего бессменного руководителя. И, естественно, оркестр начал свое выступление пьесой, которая явилась эпиграфом всего фестиваля: "Без свинга...", ну и так далее, продолжение вы знаете, хотя бы по-русски.
Вообще, наши доморощенные биг-бэнды при выборе большей доли репертуара чаще всего крутятся вокруг трех имен: Каунт Бэйси, Гленн Миллер и Дюк Эллингтон. Не стала исключением и нынешняя встреча с биг-бэндами. Музыканты ТГУ-62 отыграли свою программу, ориентированную на репертуар Миллера, с достойным подъемом и качеством. Аркадий Ратнер больше уделяет внимание, и это правильно, точности ансамблевого звучания своего оркестра, но, к сожалению, мало работает над воспитанием солистов, которые могли бы оторваться от нотных листочков, выйти перед оркестром и воспроизвести перед микрофоном хотя бы "домашнюю" заготовку. Пока чаще всего (и отлично) может это сделать тромбонист Егор Быков и состав ритм-группы. Несколько номеров с оркестром исполнила впервые появившаяся на большой томской сцене московская дива - "женщина-вамп", как указано в фестивальном буклете и в Интернете - Светлана Панова. Она начала с утверждения, что во всем виноват лунный свет, затем что-то о любви, попросила не появляться рядом больше никогда, наплакать целую реку (слез, очевидно), в очередной раз поискала желтую корзинку и закончила "Basin Street Blues'ом" в транскрипции Эллы Фицджеральд. Не знаю, что касается "вампиризма", но как джазовая певица лично на меня она не произвела особого впечатления. Может быть, оттого, что в свое время много слушал "живьем" львиц джазового вокала советского периода нашей истории: Ольгу Пирагс, Татевик Оганесян, Галину Филатову, Ларису Долину (не сегодняшнюю)... Возможно, на певицу повлиял перелет и смена часового пояса; возможно, она хороша в более камерном сопровождении и с балладным репертуаром. Не знаю. Публика все же достаточно вежливо ей похлопывала.
Отгремел "American Patrol", и музыканты ТГУ-62 под овацию зала закончили первое отделение. Второе же отделение стало открытием для томских любителей музыки. На сцену вышли шестеро молодых людей под названием "Маримба плюс". К инструменту африканского происхождения (маримба - деревянный родственник вибрафона. - ред.) приплюсовались флейта, кларнет, виолончель, контрабас и барабаны. И зал наполнился звучанием этого совершенно необычного сочетания. Здесь присутствовал целый сплав звуков, рожденных разными народами и на разных континентах: звуки джунглей, элементы классики, джаз-рока, фанка, и пр., и пр. Настоящая мировая музыка в прямом смысле. Все было исполнено профессионально, оригинально, ярко, с африканской экспрессией (впервые схожее потрясение я испытал, услышав уникальный ансамбль Марка Пекарского в далеком 1979 г. на симпозиуме современной музыки в Новосибирске). Лидер группы Лев Слепнер, виртуозный исполнитель на маримбе, еще и автор всех композиций, исполняемых этим уникальным созвездием молодых музыкантов. Описать словами рождавшееся на сцене чрезвычайно трудно. Можно только в сотый раз поблагодарить музыкантов за то наслаждение, которое они доставили своим неповторимым творчеством собравшимся в зале. Разумеется, окончание каждого номера сопровождалось бурей аплодисментов. И, как принято у нас, в Томске, блестящих исполнителей отпускают только после бисирования. Браво с плюсом, "Маримба плюс"!
Второй вечер открыл биг-бэнд с самым длинным названием в мире, как отметил Анатолий Ошерович, представляя коллектив: "Оркестр Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Алтайского края" (Барнаул). Сцену заполнили люди в погонах с аксельбантами. Художественный руководитель и дирижер, тоже в форме цвета хаки - Николай Маковей, фаготист по профессиональному образованию. Конечно, это замечательно, что оркестр, кроме исполнения маршей на плацу, обслуживания официальных мероприятий и воинских ритуалов, приобщился еще и к джазу. Энтузиазм руководителя и его команды во время концерта просто бил через край. Оркестр шумно исполнил "Night In Tunisia", почти по слогам "Lil' Darlin'" (я не слышал исполнения медленнее), музыканты старались помягче воспроизвести "In A Mellow Tone", "Sophisticated Lady" и - с большим драйвом - "One O'Clock Jump". Хотелось бы поменьше меди, но уж это особенность военных оркестров. Руководитель полон уверенности, что со временем "у нас появится свой почерк". Как говорится: флаг вам в руки, товарищи военные. А пока этот был первый выезд музыкантов за пределы своего региона. Алтайцы привезли еще и свою солистку, которая не побоялась спеть про штормовую погоду и хит всех времен и народов "Besame Mucho".
Второе отделение было во власти легендарного "Уральского диксиленда Игоря Бурко". Коллектив сложился 35 лет назад, в пору создания такого рода ансамблей во многих городах бывшего Союза. Но по сей день является одним из немногих, кто до сих пор имеет неизменный успех, где бы они ни выступали. Не пренебрегали челябинцы посещением и нашего родного города, где не единожды баловали томскую публику старой доброй музыкой. Последний раз этот коллектив на нашей земле звучал в 1992 г. на 3-м фестивале "Джаз на берегах Томи". Музыканты остались верны традиции, заложенной нью-орлеанскими уличными оркестрами начала прошлого века - играть для собственного удовольствия и неуемной радости слушателей. От прежнего состава диксиленда остались заслуженный артист России, потрясающий трубач, руководитель и создатель бэнда Игорь Бурко, и великолепный тромбонист Наиль Загидуллин. Остальных не менее интересных музыкантов мы увидели впервые: музыкальный шеф группы Валерий Сундарев (гитара, вокал), Алексей Тимшин (кларнет, саксофон-тенор), Владимир Риккер (бас-гитара) и колоритный, совершенно седой дедушка, темпераментный барабанщик и чудный хрипловатый вокалист Борис "Боб" Савин. Все уже в солидном возрасте, в костюмах "с иголочки", но по ходу выступления музыканты иногда (и в меру) проявляли элементы веселого мальчишеского озорства. Все музыканты, конечно, превосходные солисты. В звучании кларнета Алексея Тимшина слышались нотки и Сиднея Беше, и Джонни Додса, и Бастера Бэйли. Особенно хороши были переходы от низкого регистра к высокому и наоборот. А Наиль на своем тромбоне выдавал такие пассажи, что порой казалось, что ему вообще маловат вылет кулисы.
Первородный стиль джаза, который пропагандируют музыканты, при всей кажущейся простоте непросто исполнять. Очевидно, и по этой причине у нас в стране мало подобных заводных коллективов. Ведь должно быть полное сиюминутное взаимопонимание музыкантов, чувство локтя, безупречное знание музыкального материала (ведь подглядывать некуда!), безупречное воспроизведение музыкального духа тех времен и одновременно особая элегантность исполнения. Всем этим и обладают участники Диксиленда. Восторг слушателей, конечно, был неописуем. Музыкантов провожали стоя. На следующий день уральцы сделали сюрприз и по старой традиции подобных фестивалей встречали зрителей в фойе концертного зала, самозабвенно продолжая свое выступление к радости собирающихся на очередной концерт и к неудовольствию работников буфетов, потерявших энное количество выручки...
Ну, вот и пришел последний день праздника. После приглашения Анатолия Ошеровича места на сцене заняли музыканты новосибирского биг-бэнда под управлением заслуженного артиста России Владимира Толкачева. Больше 10 лет томичи не виделись с этим прославленным коллективом, хотя шеф оркестра неоднократно и непосредственно участвовал в различных джазовых мероприятиях, проходивших в Томске в последние годы. В общем-то, состав оркестра очень молодой, все - выпускники Новосибирской консерватории. Но, благодаря высочайшему профессионализму Владимира Николаевича, звучит на уровне самых выдающихся джаз-бэндов прошлого и настоящего. По большому счету придраться вообще не к чему. Великолепный свинговый саунд, максимально приближенный к характеру исполняемого произведения, безупречный рифф, на фоне которого развертывают свои мысли блестящие солисты. Первая часть выступления оркестра состояла из программы, посвященной Каунту Бэйси, столетие которого празднует весь джазовый мир. Исполнялись пьесы раннего и позднего периода знаменитого бэнда Бэйси, среди которых его знаменитые "буги", темпераментная "Every Tub", все та же эллингтоновская "In A Mellow Tone", но именно в "графском" варианте, опять же "One O'Clock Jump". Невозможно дать точную и объемную характеристику солистов, это - практически - оркестр солистов. Запоминающийся звук трубы Олега Полянского, саксофона Евгения Голованова, плотный звук контрабаса Вадима Третьякова, переливы кларнета Константина Молодцова, барабаные соло Михаила Беляева... Прекрасно звучал рояль Сергея Милютина. В составе оркестра - молодая певица Ольга Сафронова, которая с молодецким напором и задором исполнила пару вещей, в том числе и знаменитую "Shine Stockings". Не упускал возможности продемонстрировать свои красивые соло на альт-саксофоне и мэтр оркестра. Но весь зал онемел от настоящего "черного" звука тромбона в руках обладателя весьма объемной фигуры Кирилла Струца, получившего закалку у самого Виктора Бударина. Закончил оркестр свое выступление в духе Гленна Миллера, исполнив его хиты "Moonlight Serenade", "Tuxedo Junction", "Little Brown Jug".
Но на этом музыкальное действо оказывается, не закончилось. На сцену высыпали и заняли свои места музыканты ТГУ-62, и началась настоящая битва оркестров, управляемая двумя дирижерами. Под нескончаемые возгласы довольной публики и гром аплодисментов музыканты биг-бэндов легко и непринужденно справились с довольно трудной задачей. По окончании этой "вакханалии" умиротворенные музыканты и разогретый до безумия зал долго стояли друг против друга, овацией выражая взаимную симпатию.
В конце концов, и организаторами, и гостями было высказано много слов дружбы, любви и пожеланий, чтобы такие праздники стали традицией. Будем надеяться, что звезды вновь счастливо сойдутся, а спонсоры и власть не отвернутся.
Валерий Рыбаков,
Томск
|