502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #18
Старт Эллингтонианы в Северной Пальмире
Санкт-Петербург открывал череду юбилейных фестивалей. 16 апреля в ДК Ленсовета состоялся первый концерт пятидневного мероприятия под общим названием "Мы помним Эллингтона". Организовали фестиваль Владимир Борисович Фейертаг и театр "Бенефис" Михаила Боярского. Днем, до концерта, в помещении Дома композиторов началась конференция, посвященная, естественно, творчеству Дюка. Рассчитана она была на два дня, и состав лекторов отличался некоторой ностальгичностью и джазовой академичностью - Дмитрий Ухов, Евгений Овчинников, Георгий Васюточкин, Арнольд Волынцев, Юрий Верменич, Леонид Переверзев, Геннадий Сахаров... И доклады были достаточно интересны, хотя и в разной степени, и сама атмосфера конференции располагала к адекватному восприятию - собрались в основном только настоящие ценители и знатоки музыки Эллингтона. Однако после окончания второго дня чтений, после беседы с некоторыми лекторами и слушателями, в голове вдруг обнаружилась определенная "крамольная" мысль.
Суть ее в том, что во всех этих речах практически ни разу не упоминались современные трактовки произведений Мастера и вообще его осмысление именно с точки зрения сегодняшнего дня - конца XX века. А ведь здесь такой простор для исследований - как формальных, музыковедческих, так и чисто сравнительных. Это безумно интересная тема и, что немаловажно, весьма актуальная, ведь эллингтоновские вещи играют нынче почти все - от традиционных биг-бэндов до отъявленных авангардистов. Творчество Дюка живо - это не музейный экспонат, а, слушая докладчиков (повторюсь, с большим интересом), создавалось впечатление, что после 1974 года его музыка навсегда "законсервирована" и все, что пытались внести в нее другие интерпретаторы, не заслуживает даже упоминания. Отнюдь, господа...
Однако вернемся к самому фестивалю. Что отличало его, так это несомненное тематическое разнообразие. Краснодарский биг-бэнд Георгия Гараняна представил традиционную свинговую программу. Гасан Багиров, Марк Де Мони и Роберт ПилякальнисГруппа "Дайджест", как всегда, порадовала слушателей стильной вокальной программой. Ансамбль Гасана Багирова с британским скрипачом Марком Де Мони, а затем и с Гараняном выдал прихотливую боповскую зарисовку, а фанк-эйсид-джаз группа "Doo Bop Sound" буквально сразила слушателей энергичным современным джазом. Отдельным большим событием стало первое в СНГ, да и в бывшем СССР полноценное исполнение Концерта духовной музыки Эллингтона. Наверное, это и было самым ярким впечатлением от всего фестиваля.
Аранжировщик концерта Дмитрий Серебров (из "Дайджеста") совершил почти невозможное - он обошелся силами всего шести (!) джазовых музыкантов (Давид Голощекин - вибрафон, Алексей Попов - тенор-саксофон, Иван Васильев - труба, Николай Сизов - фортепиано, Владимир Туник - ударные и Григорий Воскобойник - бас) в дополнение к камерному оркестру, хору, двум певцам-солистам и чтецу-декламатору. В результате получился очень изящный и в то же время монументальный вариант прочтения эллингтоновского творения. Особый шарм концерту придало чтение текстов на... русском языке известным актером Игорем Дмитриевым. Поначалу такой неожиданный ход несколько смутил, но замешательство быстро перешло в чувство глубокого удовлетворения - декламация, понятная всему залу, стала связующей ниточкой, располагающей слушателей к оригинальному восприятию произведения. Как известно, Дюк уделял текстам к концерту очень большую роль, и не зря - они задают общее настроение и несут огромную смысловую нагрузку. Не лишним будет упомянуть, что основной перевод был выполнен Владимиром Борисовичем Фейертагом.
Особенно хотелось бы выделить молодого трубача Ивана Васильева - его теплые, "парящие" соло украсили большинство частей и были с огромным энтузиазмом восприняты залом. Впрочем, все было удачно в тот вечер, даже сам интерьер академической капеллы способствовал некоему возвышенному настроению. Если рассматривать отдельно аранжировку, то ее можно считать почти образцовой для сочетания джаз-ансамбля с академическим оркестром - то, как тактично и тонко были использованы струнные, наверняка порадовало бы и самого Эллингтона.
Кейко МакнамараПарад пианистов, прошедший в последний день, запомнился благодаря яркому сочетанию опыта и молодости. Интересно, что самый молодой участник концерта, Евгений Брахман из Нижнего Новгорода, и самая "заслуженная" исполнительница - японка Кейко Макнамара, пришли в джаз из академической музыки. Собственно, Евгений оттуда еще и не уходил - он сейчас студент консерватории. О его даровании говорит тот факт, что в начале этого года он был приглашен специально для совместного концерта молодых талантов в Карнеги Холл. А Кейко после нескольких пьес вдруг решительно встала из-за рояля и... запела (без микрофона) довольно сильным приятным голосом. Похоже, и публике, и ей это понравилось, во всяком случае, одной вокальной вещью она не ограничилась. Приятно удивил своей непохожей ни на кого манерой с явными элементами фольклора разных стран Юрий Соболев, бывший пианист диксиленда Алексея Канунникова.
И все же, если говорить о неожиданностях фестиваля, то обязательно нужно отметить группу "Doo Bop Sound". Они по стилистике напрочь отличались от всех остальных и играли откровенный эйсид-фанк в духе позднего Майлса Дэвиса, причем без всяких компьютерно-электронных "штучек" и с потрясающим чувством свинга. Саксофонист Алексей Попов и трубач Игорь Шилов представляют собой почти идеальную контрастную пару "пламень и лед", а ритм-секция и клавишник Алексей Никонов не устают искать все новые сочетания гармоний и темпов. Ребята играли в... Джаз-Филармоник Холле, обычно такую музыку не приемлющем, да еще после трио Гасана Багирова, и поставили аудиторию буквально "на уши".
Что особенно приятно было слышать в игре многих молодых музыкантов на фестивале, так это не технику (которая, кстати, имеет место быть), а джазовую мысль, поиск и целенаправленное совершенствование собственного стиля. Ей-Богу, этому у них нелишне было бы поучиться более маститым и заслуженным. Пусть они, маститые, не обижаются, но ведь поиск нового хотя бы в нюансах нужен даже в традиционном джазе, иначе он превращается просто в застывшую маску, слепок с испытанных образцов.
Ну, вот и прошел эллингтоновский юбилей - интересно, какое имя будет следующим на вывесках и программах памятных мероприятий?

Евгений Долгих, "Jazz-Квадрат"
jazz@nestor.minsk.by

На первую страницу номера