Санкт-Петербург
открывал череду юбилейных фестивалей. 16 апреля в
ДК Ленсовета состоялся первый концерт
пятидневного мероприятия под общим названием
"Мы помним Эллингтона". Организовали
фестиваль Владимир Борисович Фейертаг и театр
"Бенефис" Михаила Боярского. Днем, до
концерта, в помещении Дома композиторов началась
конференция, посвященная, естественно,
творчеству Дюка. Рассчитана она была на два дня, и
состав лекторов отличался некоторой
ностальгичностью и джазовой академичностью -
Дмитрий Ухов, Евгений Овчинников, Георгий
Васюточкин, Арнольд Волынцев, Юрий Верменич,
Леонид Переверзев, Геннадий Сахаров... И доклады
были достаточно интересны, хотя и в разной
степени, и сама атмосфера конференции
располагала к адекватному восприятию - собрались
в основном только настоящие ценители и знатоки
музыки Эллингтона. Однако после окончания
второго дня чтений, после беседы с некоторыми
лекторами и слушателями, в голове вдруг
обнаружилась определенная "крамольная"
мысль.
Суть ее в том, что во всех этих речах практически
ни разу не упоминались современные трактовки
произведений Мастера и вообще его осмысление
именно с точки зрения сегодняшнего дня - конца XX
века. А ведь здесь такой простор для исследований
- как формальных, музыковедческих, так и чисто
сравнительных. Это безумно интересная тема и, что
немаловажно, весьма актуальная, ведь
эллингтоновские вещи играют нынче почти все - от
традиционных биг-бэндов до отъявленных
авангардистов. Творчество Дюка живо - это не
музейный экспонат, а, слушая докладчиков
(повторюсь, с большим интересом), создавалось
впечатление, что после 1974 года его музыка
навсегда "законсервирована" и все, что
пытались внести в нее другие интерпретаторы, не
заслуживает даже упоминания. Отнюдь, господа...
Однако вернемся к самому фестивалю. Что отличало
его, так это несомненное тематическое
разнообразие. Краснодарский биг-бэнд Георгия
Гараняна представил традиционную свинговую
программу. Группа "Дайджест",
как всегда, порадовала слушателей стильной
вокальной программой. Ансамбль Гасана Багирова с
британским скрипачом Марком Де Мони, а затем и с
Гараняном выдал прихотливую боповскую
зарисовку, а фанк-эйсид-джаз группа "Doo Bop Sound"
буквально сразила слушателей энергичным
современным джазом. Отдельным большим событием
стало первое в СНГ, да и в бывшем СССР полноценное
исполнение Концерта духовной музыки Эллингтона.
Наверное, это и было самым ярким впечатлением от
всего фестиваля.
Аранжировщик концерта Дмитрий Серебров (из
"Дайджеста") совершил почти невозможное - он
обошелся силами всего шести (!) джазовых
музыкантов (Давид Голощекин - вибрафон, Алексей
Попов - тенор-саксофон, Иван Васильев - труба,
Николай Сизов - фортепиано, Владимир Туник -
ударные и Григорий Воскобойник - бас) в
дополнение к камерному оркестру, хору, двум
певцам-солистам и чтецу-декламатору. В
результате получился очень изящный и в то же
время монументальный вариант прочтения
эллингтоновского творения. Особый шарм концерту
придало чтение текстов на... русском языке
известным актером Игорем Дмитриевым. Поначалу
такой неожиданный ход несколько смутил, но
замешательство быстро перешло в чувство
глубокого удовлетворения - декламация, понятная
всему залу, стала связующей ниточкой,
располагающей слушателей к оригинальному
восприятию произведения. Как известно, Дюк
уделял текстам к концерту очень большую роль, и
не зря - они задают общее настроение и несут
огромную смысловую нагрузку. Не лишним будет
упомянуть, что основной перевод был выполнен
Владимиром Борисовичем Фейертагом.
Особенно хотелось бы выделить молодого трубача
Ивана Васильева - его теплые, "парящие" соло
украсили большинство частей и были с огромным
энтузиазмом восприняты залом. Впрочем, все было
удачно в тот вечер, даже сам интерьер
академической капеллы способствовал некоему
возвышенному настроению. Если рассматривать
отдельно аранжировку, то ее можно считать почти
образцовой для сочетания джаз-ансамбля с
академическим оркестром - то, как тактично и
тонко были использованы струнные, наверняка
порадовало бы и самого Эллингтона.
Парад пианистов, прошедший в
последний день, запомнился благодаря яркому
сочетанию опыта и молодости. Интересно, что самый
молодой участник концерта, Евгений Брахман из
Нижнего Новгорода, и самая "заслуженная"
исполнительница - японка Кейко Макнамара, пришли
в джаз из академической музыки. Собственно,
Евгений оттуда еще и не уходил - он сейчас студент
консерватории. О его даровании говорит тот факт,
что в начале этого года он был приглашен
специально для совместного концерта молодых
талантов в Карнеги Холл. А Кейко после нескольких
пьес вдруг решительно встала из-за рояля и...
запела (без микрофона) довольно сильным приятным
голосом. Похоже, и публике, и ей это понравилось,
во всяком случае, одной вокальной вещью она не
ограничилась. Приятно удивил своей непохожей ни
на кого манерой с явными элементами фольклора
разных стран Юрий Соболев, бывший пианист
диксиленда Алексея Канунникова.
И все же, если говорить о неожиданностях
фестиваля, то обязательно нужно отметить группу
"Doo Bop Sound". Они по стилистике напрочь
отличались от всех остальных и играли
откровенный эйсид-фанк в духе позднего Майлса
Дэвиса, причем без всяких
компьютерно-электронных "штучек" и с
потрясающим чувством свинга. Саксофонист
Алексей Попов и трубач Игорь Шилов представляют
собой почти идеальную контрастную пару
"пламень и лед", а ритм-секция и клавишник
Алексей Никонов не устают искать все новые
сочетания гармоний и темпов. Ребята играли в...
Джаз-Филармоник Холле, обычно такую музыку не
приемлющем, да еще после трио Гасана Багирова, и
поставили аудиторию буквально "на уши".
Что особенно приятно было слышать в игре многих
молодых музыкантов на фестивале, так это не
технику (которая, кстати, имеет место быть), а
джазовую мысль, поиск и целенаправленное
совершенствование собственного стиля. Ей-Богу,
этому у них нелишне было бы поучиться более
маститым и заслуженным. Пусть они, маститые, не
обижаются, но ведь поиск нового хотя бы в нюансах
нужен даже в традиционном джазе, иначе он
превращается просто в застывшую маску, слепок с
испытанных образцов.
Ну, вот и прошел эллингтоновский юбилей -
интересно, какое имя будет следующим на вывесках
и программах памятных мероприятий?
Евгений Долгих, "Jazz-Квадрат"
jazz@nestor.minsk.by
|