Это интервью Виктор
Двоскин дал в один из своих прошлых приездов в
Россию. Он посещает Россию с концертами примерно
раз в год: приезжал с опытным вашингтонским
гитаристом Полом Болленбэком, затем - с молодым,
но подающим большие надежды канадским
саксофонистом Джеффри Антонюком (также живущем в
Вашингтоне). И сейчас, насколько нам известно, он
продумывает очередное путешествие в Россию - вот
только пока не известно, когда и с кем... Виктор,
ваш творческий путь резко делится на два периода:
"до" и "после" отъезда. Давайте начнем с
первого: как вы пришли к музыке?
- Не знаю. Наверное, нам свыше предначертано
заниматься чем-то. Подчас нам кажется, что мы
выбираем, но на самом деле, мы идем по
предначертанному нам пути. Во всяком случае, я,
как пессимист, склонен считать, что это так. Я
помню себя наливающим воду в бутылочки,
подбирающим ноты на слух и пытающемся изобразить
что-то на этих бутылочках. На Украине, где я рос, в
то время был очень популярен баян.
А где вы родились?
- В Днепропетровске. Помню, дома я закатывал
истерики, чтобы папа купил мне баян. Папа
сопротивлялся, но это было бесполезно.
Все равно купили?
- Конечно.
Во сколько лет вы стали заниматься музыкой?
- Мне было лет 12, когда я стал играть на баяне.
Кстати, хороший инструмент для начала: кварто-квинтовый
круг в левой руке - очень развивает.
Ну а потом, наверное, была гитара?
- Да, играл немного. Потом басиста из ансамбля, в
котором я работал, в армию забрали. И мне сказали:
"Двоскин, возьмешь бас, а не то убьем!". Я
сопротивлялся, но делать было нечего.
Специально не учились играть на контрабасе?
- Тогда нет. Где-то уже через год с небольшим мы
уехали работать в Тульскую филармонию.
Аккомпанировали одной цыганской певице, и как
раз в то время музыканты, и я в том числе,
заразились "джазовой бациллой". (Кстати,
очень хорошие музыканты).
Кто они?
- Наш руководитель - Александр Куценко. Он также
получил образование на баяне, позже перешел на
вибрафон. (Очень многие музыканты на Руси
начинали именно с баяна). В то время мы уже знали
много тем Монка, слушали Колтрэйна, знали
репертуар Майлса Дэйвиса. Можно сказать, что это
было начало.
Когда вы закончили музучилище?
- Я не учился до второй половины 70-х. Я пошел в
музучилище, уже будучи профессиональным
музыкантом. Я учился на классическом отделении
по классу контрабаса в Гнесинском училище. У меня
были выдающиеся педагоги: сначала Александр
Бельский, затем Александр Михно - потрясающий
виртуоз! Очень чуткий человек, который особенно
меня не мучил. Он понимал, что у меня уже есть
какая-то своя направленность, и в течение всего
периода обучения у нас была дружеская атмосфера
в классе. Я проиграл всю классическую программу.
И все, что было необходимо, я делал с
удовольствием.
Что вас привело к джазу, наверное,
радиопередачи Уиллиса Коновера?
- Тогда не было другой информации. Конечно,
Коновер, у гроба которого я играл не так давно в
Вашингтоне... Как солдат, стоял полтора часа с
контрабасом...
Что было после Тульской филармонии?
- Я приехал в Москву и стал искать работу. Меня
подобрал Юрий Сергеевич Саульский, который тогда
руководил оркестром "ВИО-66". Там была
вокальная группа и работали джазмены. В целом, с
джазом я не расставался никогда. Уже в те времена
я посещал все российские джазовые фестивали, в
разных составах.
Расскажите про ваш период работы в группе "Аллегро".
- Группа "Аллего" зародилась в болезненных
размышлениях. Из всех участников группы я был
тогда самый молодой. И я помню, что я занимал
определенную активную позицию "за". Кто-то
считал, что существование подобной группы
невозможно, и все время происходили споры о том,
что выжить в этой стране совершенно нереально,
что здесь - все ложь, все сплошное вранье и ничего
у нас никогда не получится. Самый старший
участник нашей группы - Виктор Епанешников (такой
скептик) - до конца не верил в успех нашего дела,
но оказалось, что он ошибся. Я был по-моему на
оптимистической ноте. Наш Володя Коновальцев все-таки
сломался под гнетом коммерционализма (он
перестал играть музыку). Николай Левиновский был,
конечно, идеологом, лидером. Он вынес больше
всего на своих плечах. Нотная литература,
репетиции - все это было в его ведении.
Как долго просуществовало "Аллегро"?
- Группа появилась в 1978 году. Со мной они
просуществовали 9 лет, а после того, как я ушел,
они еще года 1,5 пытались выжить в изменившейся
ситуации.
За эти 9 лет как-то изменилась творческая
концепция группы?
- Да, мы конечно выросли, и недавно я расписался на
всех 5 пластинках, выпущенных "Аллегро". И
это было знаменательно.
Все пластинки выпущены на фирме "Мелодия"?
- Да. Правда, у нас менялся состав и язык
усложнялся год от года.
После "Аллегро" вы сразу уехали?
- Нет, я ушел из "Аллегро" в 88-м году, а "задержался"
в Америке в 93-м. Все эти годы "до" я постоянно
ездил в США. Я был там 11 раз в разных составах.
Впервые я выехал туда вместе с Алексеем
Кузнецовым и Александром Осейчуком. Это был
такой культурный обмен - образовалось общество
под названием "Сестры" (в то время было много
городов-побратимов). И в рамках такой культурной
программы мы впервые выехали.
Вы давно вынашивали планы уехать из России?
- Никогда я не вынашивал.
Как получилось, что вы там остались?
- Случайно. Просто поехал туда записать пластинку,
и надо было что-то делать, как-то жить там на что-то...
Мне сказали: "Поработай". Я и стал работать.
Сейчас вы причисляете себя к российским
музыкантам или к западным?
- К российским, конечно. Я представляю Россию
там. К примеру, написать здесь на рекламе, что я
представляю Америку здесь, это абсурд, который я
могу простить, но... Хотя наш народ до сих пор
считает, что все лучшее идет из Америки.
На самом деле это не так?
- Это так и не так. Здесь тоже есть прекрасные
исполнители. И тем не менее, на афише написали,
что я представитель Америки. Я - русский
гражданин, как я могу представлять США?
За время жизни в Америке изменилось ли ваше
мировоззрение?
- Нет. Но как музыкант я, конечно, изменился.
В какую сторону?
- Там совершенно другой мир: мы выживаем и боремся
за выживание. Там для меня нет больших сцен и я не
знаю, к примеру, с какими музыкантами я буду
играть завтра.
Где вы работаете и есть ли у вас постоянное
место работы?
- Нет, работаю, где придется. Конечно, в переходах
я не стою, но в самых "захудалых" барах по
нашим понятиям мне приходится подчас играть. Там,
правда, не принято считать какое-либо место "захудалым".
И если заведение, к примеру, очень маленькое и
непривлекательное, но хозяин в нем любит джаз -
это решает все.
Какова судьба российского музыканта за рубежом?
- Из моего круга все выживают. Мы оказались
довольно подготовленными к такой жизни. Ведь
большая часть музыкантов "Аллегро" там. И
все они занимаются только музыкой.
Но можно ли говорить о том, что условия
конкуренции там более жесткие, чем в России?
- Я не думаю, что здесь сейчас "мягче"
конкуренция, чем там, насколько я вижу по своему
российскому туру. Сейчас я здесь - гость и поэтому
все хорошо. Я думаю, стоит мне здесь задержаться
на 3-4 месяца, и я буду искать работу.
Бывает ли у вас чувство ностальгии по России?
- Да, бывает.
Что вы делаете в такие минуты?
- Не пью (смеется).
Как вы проводите свой досуг?
- Свободного времени у меня очень мало, и я все еще
смотрю телевизор, когда это удается, думая, что он
мне помогает совершенствовать мой язык. Я все еще
удивляюсь, до чего тупым может быть телевидение,
но мне оно помогает выучить язык.
С кем из известных музыкантов вы сотрудничали?
- Это было совершенно случайно, на записи
пластинки. Мы сотрудничали с Гэри Бертоном,
Райаном Кайзором, Луисом Шерром, Доном Элиасом,
Полом Болленбэкком. Все это - выдающиеся
музыканты.
На вашем счету сколько компактов?
- Ой, очень много. Я даже не считал. По-моему, около
25 или даже больше. Но как лидер, я записан только
на одном компакт-диске. Он записан "живьем"
во Франции в Гренобле в 1992 году и называется
"Viktor Dvoskin project". На пластинке вместе со мной
играют Сергей Гурбелошвили, Лев Кушнир и Виктор
Епанешников.
Музыку какого направления вы исполняете?
- Все-таки это современный мэйнстрим.
Я полагаю, ваши основные виды деятельности в
Америке - это концертная, клубная и периодическая
запись на компактах?
- У меня лично мало концертов. Иногда
подворачиваются какие-либо фестивали. Вообще,
если я лидер на работе, я все равно свое
выступление делаю концертом. Я вырос на сцене и
поневоле делаю это не так, как они. Я, видно, отдаю
больше энергии на сцене, и где бы эта сцена ни
была - будь то клуб или ресторан - для меня эта
сцена превращается в концертную площадку.
Вы занимаетесь падагогикой?
- У меня есть сейчас студенты, правда их немного.
Контрабас - это не такой распространенный
инструмент, как, скажем, гитара или рояль.
Я знаю, что у вас только в московской квартире 4
контрабаса, один - в Санкт-Петербурге, а сколько
их всего?
- Очень много, но по-настоящему хорошего
инструмента у меня до сих пор нет.
Но все-таки, какой фирмы вы предпочитаете
контрабас?
- Прежде всего, это RUBNER, надежный, выносливый бас,
и что очень важно - деревянный.
Есть ли у вас постоянный состав за рубежом?
- Нет.
Как часто вы там играете с тем же Левиновским и
другими русскими музыкантами?
- Мы были здесь в 1995 году. Там мы вместе не
играем - Левиновский живет в Нью-Йорке, а я - в
Вашингтоне.
Ваши впечатления от последнего приезда в
Россию?
- Россия очень изменилась и продолжает
меняться.
А в смысле джаза?
- К сожалению, я здесь не услышал тех молодых
музыкантов, о которых мне говорили, просто не
было времени. А из моего поколения музыкантов,
конечно, отток на Запад очень силен.
Где джазовая жизнь более интенсивная - в
Америке или у нас?
- Мы не можем пока с ними тягаться по уровню,
потому что у нас нет такого огромного количества
музыкантов, как там. Чем больше масса, тем
коэффициент выталкивания личности на
поверхность выше. Когда у нас будет большая "джазовая
масса", она вытолкнет обязательно своих
лидеров.
А где публика более восприимчивая к джазу -
здесь или там?
- К искусству в целом сейчас более восприимчивая
публика здесь. Там она более прохладная и там нет
такого боготворения к артисту, как здесь. Еще
очень важен там элемент престижа зала, где
происходит концерт. Скажем, в большом
респектабельном зале публика слушает музыканта
и аплодирует ему, а если тот же музыкант будет
играть в каком-то маленьком баре - та же публика
может и не обратить на него никакого внимания.
Какая-то "кастовость" развита в них: вот это
дорогое - здесь нужно слушать, и наоборот.
Есть мнение, что в Америке постепенно затухает
джазовая жизнь. Это так?
- Об этом все время говорят. Такое впечатление
складывается, если она все время затухает, то
давно уже должна затухнуть. Хотя нельзя сказать,
что я оптимистически смотрю на данную ситуацию в
Америке. Но все-таки, джазовые фестивали есть,
молодые музыканты появляются, и они играют
потрясающе!
Где концертная деятельность сейчас приносит
больший доход - здесь или там?
- Я бы не сказал, что у меня разный доход. Я здесь
заработал примерно столько же, сколько я бы
заработал и в Америке. То есть, для меня - это
совершенно одинаково.
Ваши ближайшие планы?
- Я хотел бы иметь побольше своих работ в Америке,
где я был бы лидером, и я буду пытаться интенсивно
работать именно в этом направлении. Мне кажется,
что я могу уже сделать достаточно много сам.
Вы можете назвать себя счастливым человеком?
- И да, и нет.
А человеком, который удовлетворен жизнью?
- Я не могу сказать, что я удовлетворен жизнью в
полной мере, но в то же время, я не могу себя
упрекнуть в том, что у меня все плохо. Я занимаю
позицию такого усредненного либерала и может,
консерватора.
Вы очень артистичны на сцене...
- Да?
И ваши соло, на мой взгляд, очень
интеллектуальны. Но джаз - это искусство
импровизации. Скажите, должна ли в импровизации
присутствовать логика?
- Безусловно.
Вы заранее продумываете свои импровизации или
они у вас спонтанны?
- Это результат спонтанного комбинирования
заранее приготовленных моделей...
Беседовала Ольга Головина
|