Одно из самых обширных и традиционно привлекающих внимание "Полного джаза" сентябрьских джазовых событий на постсоветских просторах - Четвертый Одесский джаз-карнавал - мы будем освещать поэтапно и не вполне в хронологическом порядке. В этом году, благодаря усилиям своего продюсера Михаила Фрейдлина, фестиваль обрел подлинно карнавальные калейдоскопичность, многообразие и ошеломляющий эклектизм - собственно, ровно те качества, которых требует настоящий карнавал. Помимо четырех основных концертов - трех в Одесской филармонии (23-25 сентября) и гала-концерта на открытом воздухе - Джаз-карнавал включал выступления на открытой сцене у Оперного театра, многочисленные уличные хэппенинги (парад оркестров, выступления диксилендов перед Филармонией и в Горсаду, мастер-классы, курсирующий по городу джазовый трамвай и неизменное шествие по Дерибасовской), так что охватить все это во всей полноте не было никакой возможности.
Мало того, московским авторам "Полного джаза" - авторам этих строк Анне Филипьевой и Кириллу Мошкову - удалось вырваться в Одессу всего на два дня из четырех, тогда как другие наши авторы видели и другие части программы (но вовсе не обязательно те же, что и мы). Так, Татьяна Балакирская из Краматорска и Юрий Льноградский из Самары в сегодняшнем выпуске рассказывают о "внефилармонической" программе последних двух дней фестиваля и о связанных с ней событиях, разворачивавшихся далее в других городах Украины и России, а в следующем номере "Полного джаза" мы ожидаем наблюдений, сделанных нашим одесским корреспондентом Олегом Шестопаловым, и рассказа о самом первом дне фестиваля от киевского музыковеда Ольги Кизловой.
Наш же рассказ об основной - филармонической - программе (то есть концертах, проходивших в стенах Одесской филармонии) в этом выпуске посвящен концерту второго дня фестиваля, о третьем же мы расскажем через неделю.
Итак, 24 сентября концерт открыл квартет польского саксофониста Адама Перончика, состоящий непосредственно из самого Адама, а также трубача Петра Войташека, контрабасиста Адама Ковалевского и барабанщика Гжегожа Гжиба. Выступление оказалось в полном смысле этого слова долгожданным, чему поспособствовало расположение гримерных двумя этажами ниже уровня сцены, благодаря каковому расположению ведущему - московскому джазовому журналисту и радиоведущему Михаилу Митропольскому - пришлось в надежде докричаться со сцены до этих артистических глубин проявить недюжинный вокальный талант. По этой же причине процесс появления музыкантов на сцене также растянулся во времени и превратился в своеобразную антрепризу, по ходу которой на сцену, видимо, хорошо разбежавшись вверх по лестнице, музыканты выскакивали по одному и в спешном порядке начинали приспосабливать свои инструменты к звукоизвлечению. Впрочем, справедливости ради надо отметить, что ради дальнейшего музыкального действа не обидно было и подождать. Действительно, выступление квартета Адама Перончика стало подлинным событием вечера, да и фестиваля в целом. Было что послушать, даже несмотря на технические сложности в начале: по какой-то причине контрабас не оказался подзвучен должным образом, из-за чего целостное впечатление о первой композиции могло сложиться разве что у слушателей, расположившихся в первом-втором рядах, до которых доносился естественный акустический звук. Увы, волею случая корреспондентов "Полного джаза" в их числе не оказалось. Хотя и так было слышно, что состав играет "как на духу".
С точки зрения анализа музыкальной ткани на сцене происходило вот что. Первая композиция представляла собой самбу в духе модального джаза, насколько можно было понять в отсутствие слышимой ухом басовой партии. Тема, исполненная в унисон саксофонистом и трубачом, сменилась перекличкой, а затем, по закону жанра, соло музыкантов. И все было бы совсем замечательно, если бы на соло барабанщика, видимо, вдохновленный услышанным, осветитель не "открыл в себе художника" и не начал стохастически мигать всеми возможными лампочками, сильно уподобив тем самым происходящее на сцене сельской дискотеке. Но поскольку подобные порывы приключались с ним и дальше, публика через некоторое время к ним привыкла и, по всей видимости, научилась абстрагироваться от цветомузыки.
Начало второй композиции представляло собой исполняемое в унисон саксофонистом и трубачом закольцованное опевание уменьшенного трезвучия. Интересная композиционная особенность пьесы - тема практически целиком состояла из одинаковых долгих длительностей, последовательность нот повторялась по кругу, при этом музыкальные акценты были расставлены с помощью пауз и фермат. Причем приходились они, как правило, на "неустои"
(неустойчивые ступени лада), что сообщало композиции дополнительную тревожность. Затем вступили контрабас и ударная установка, а трубач с саксофонистом после непродолжительной неквадратной переклички принялись за соло, причем по очереди один из них продолжал играть первоначальную закольцованную тему, а второй импровизировал.
Тема третьей композиции была даже не то чтобы минималистична, скорее она была просто "микроскопична", поскольку состояла буквально из четырех-пяти нот, взятых в унисон трубачом и саксофонистом на слабую долю по ходу тематического квадрата. Здесь настал "звездный час" ритм-секции, получившей слово. При этом так же, как в предыдущей композиции это проделывали трубач с саксофонистом, в третьей пьесе представители солирующей ритм-секции играли соло одновременно, при этом очень четко взаимодействуя друг с другом. Затем соло, представляющие собой самостоятельные мелодические линии, исполнили трубач и саксофонист. Завершилась композиция перекличкой хоруса духовых
инструментов с ритм-секцией.
Фаворитом народных масс оказалась следующая композиция: музыканты, вооружившись
парой листов бумаги, видимо с "нотами" и "текстом", сконцентрировались вокруг микрофона и с хорошим напором начали исполнение весьма своеобразного фанкового речитатива, "текст" которого состоял из звуков "у" и "а". Зал воодушевился и, нащупав первую долю, радостно принялся обозначать ее дружными хлопками. Собственно, дальнейшего развития ему явно уже и не хотелось, но музыканты все-таки неумолимо ухватились за инструменты и трансформировали речитатив в забавную фанковую пьесу.
На финальной композиции квартет был настигнут апогеем творческой мысли осветителя, который внезапно погасил прожектора, освещавшие музыкантам ноты. По такому случаю вступительное соло контрабасиста продлилось чуть дольше запланированного, так как саксофонисту пришлось некоторое время жестами уговаривать осветителя пойти на уступки. Осветитель сдался, и музыканты благополучно завершили свое выступление модальной боссановой.
Ансамбль Адама Перончика с легкостью продемонстрировал, что польская джазовая школа по-прежнему находится на самых передовых позициях не только в Восточной Европе, но и в Европе в целом - и в плане оригинальности, опоры на собственные музыкальные традиции и отсутствия стремления копировать какие бы то ни было образцы, и в плане чисто формального музыкантского мастерства. Украине, благодаря усилиям Института Польского в Киеве, не привыкать к выступлениям блестящих польских мастеров, но даже на фоне многих соотечественников этот ансамбль выделяется глубокой осмысленностью, одухотворенностью и одновременно - чисто музыкантской изощренностью того, что он делает.
Вместо второго отделения корреспонденты "Полного джаза" отправились дышать свежим одесским воздухом, поскольку вынести творчество выступавшего в это время киевского вокального ансамбля "Джаз-экспромт" в силу весьма приблизительного обращения вокалистов со строем и динамикой (трудно определить, в силу каких именно причин - мы предпочитаем думать, что в силу того, что они не слишком хорошо слышали себя в мониторах) оказалось не так уж просто. Однако репертуар был узнаваем, костюмы - ярки, что в конечном итоге широкую публику вполне устроило.
Завершало вечер Jazz Ahead Trio - состав австрийского ветерана джазового образования, саксофониста и флейтиста Хайнца фон Херманна, исполнявший на хорошем профессорском уровне джазовые стандарты - "Come Rain Or Come Shine", "Airegin", "Basin Street Blues" и т.п. Сказать, что трио открыло какие-то новые горизонты, трудно, но дело свое музыканты знали, играли легко и одушевленно и, в конечном счете, представили добротный хрестоматийный мейнстрим, хотя контрабасисту трио в плане ритмической устойчивости, столь нужной в этой стилистике, явно не помогала игра без барабанщика.
На следующий день хэдлайнером концерта оказался коллектив, тоже представляющий одну из самых самобытных джазовых школ Европы, но об этом - в следующем выпуске.
Анна Филипьева (текст)
Кирилл Мошков (текст, фото)
2. Одесский размах: Джаз или Карнавал?
Что бы там ни утверждали господа глобалисты, как бы ни ухищрялись убедить нас с вами в неизбежности культурной унификации, а факт остается фактом. Локальный колорит - это вам не где-нибудь. Лично мне, отправляясь на "Одесский джаз-карнавал", не пришлось испытывать сомнений по поводу исключительности предстоящего действа. Одесса-мама по определению должна была представить что-то особенного в пику Рио и Венеции.
По прибытию же на место выяснилось, что таки да, международный фестиваль джазовой музыки приобрел невиданный размах, и по масштабности организации - количеству входящих в общую акцию проектов - мог бы спокойно соревноваться с крупнейшими поп-перформансами Украины. Носители джазовой символики осуществляли интервенцию как на суше, так и на морских просторах: в качестве примера стоит упомянуть о "Джазовой регате", курсировании по трамвайным маршрутам города транспортного средства "Джазоход" и высадке на Дерибасовской карнавальной пехоты в виде костюмированного шествия оркестров и диксилендов.
Тем временем, наблюдая за происходившим и исходя в размышлениях об идейной наполненности фестиваля из самого его названия, я невольно задавалась вопросом: так чего же все-таки больше в Одессе - Джаза или Карнавала? Пожалуй, акцент на зрелищности был сделан довольно ощутимый. Возможно, стремлением охватить самые разнообразные субкультурные пласты в качестве целевой аудитории объяснялась и мультистилевая направленность фестиваля. В концертных программах открытых площадок, доступных слуху и взору любого мирно прогуливающегося индивида, наряду с диксилендами, биг-бэндами и прочими мейнстримовыми коллективами наблюдались и откровенно блюзовые команды, и авторы-исполнители городского шансона, и клубные диджеи. К слову о последних, принимавших участие в эклектической акции "The Future Sounds Of Jazz" (она проходила на открытой сцене перед Оперным театром). Проект предусматривал некий синтез джазовой экспрессии и электронного грува, но по факту в наличии имелась последовательность поочередных выступлений представителей обоих направлений. Впрочем, не кривя душой, надо бы отметить, что со стороны джазово-блюзовых участников проекта - Ragtime (Нальчик) и New A (Самара) - саунд обеспечен был весьма приличный. О вербальных же экзерсисах ведущего данной акции, считавшего своим долгом ознакомить аудиторию со сверхважной информацией, вклинивавшейся в каждое (!) басовое соло, умолчим, насколько сможем.
Что же касается основной концертной программы, с прискорбием констатирую факт собственного присутствия лишь на последнем из фестивальных дней (не считая заключительного гала-концерта), ознаменованного выступлением Эдуардо Небла (Испания), Павла Якуба Рыбы (Чехия) и Dainius Pulauskas Sextet , среди которых для себя с превеликим удовольствием отметила литовский коллектив с его шикарным владением приемами выбранной стилистики. На церемонии закрытия фестиваля, кроме детских и юношеских биг-бэндов (Кривой Рог, Одесса, Ростов-на-Дону) были замечены несколько коллективов, участвовавших в программах предыдущих фестивальных дней, арт-директор фестиваля
Юрий Кузнецов, не упускавший возможности поджемовать, к примеру, с французским саксофонистом Франсуа Жанно (накануне дававшим мастер-класс в Одесской консерватории), а также представители местной вокальной традиции, сообщившие действу некоторую гламурность.
Но да не введут читателя в заблуждение некоторые, на первый взгляд, не вполне лестные замечания в связи с увиденным в Одессе. Слабой организацию фестиваля назвать никак нельзя, и в заслугу это надо поставить его генеральному продюсеру Михаилу Фрейдлину. Человек, профессия которого связана скорее с большой политикой, чем с высоким искусством, на энное количество недель забывает о себе, семье, работе и сам, лично следит за тем, чтобы каждый гость фестиваля был принят, накормлен, куда надо доставлен и спать уложен. Не в первый раз пришлось наблюдать за ситуацией, когда российский подданный своей деятельностью на Украине поднимает престиж страны на международном уровне: в Коктебеле подобное делает Дмитрий Киселев.
Не ради красного словца автору хотелось бы пролоббировать и удачное выступление на гала-концерте "Одесского джаз-карнавала" молодой самарской группы
New A. Благо что с ее участниками пришлось предпринять совместное путешествие с берегов Черного моря в донецкие степи - в частности, в город Краматорск, - в рамках гастрольного тура "Сделай Сам", ставшего возможным благодаря координации действий средствами портала "Джаз.Ру". В нескольких словах о туре, ибо имел место прецедент.
Чат "Разговоры о джазе" и сообщество "Живого Журнала"
jazz_ru на поверку перестали быть местом исключительно виртуальной коммуникации, дав некоторым из своих участников толчок к объединению усилий в плане организации концертной деятельности. Пионерами в этой связи стали New A, подопечные
"чатланина" (завсегдатая чата) Ge_Or_Ge (он же - самарский представитель "Джаз.Ру" Юрий Льноградский), не побоявшиеся отправиться на автомобиле ВАЗ-2104 за тридевять земель (читай: забраться на пару тысяч километров
юго-западнее родных мест). Гастрольный план New A на Украине поначалу включал Одессу, Киев и Харьков, но затем вместо Киева на маршруте замаячил индустриальный центр Северного Донбасса, Краматорск, в котором удалось организовать концерт по результатам однодневной (!) импровизированной (естественно) рекламной кампании.
Со впечатлениями об украинских маневрах
лучше знакомиться из первых рук - от самого г-на Льноградского, а пока мы с вами можем вспоминать пословицы "Лиха беда начало", "Первый блин комом" и с уверенностью говорить об исключениях из правил.
Татьяна Балакирская,
Одесса-Краматорск
3. Одесса, Краматорск, Харьков, Калуга, далее везде: "Джаз.Ру" представляет проект "Сделай сам"
- ...спасибо! Это было здорово! Спасибо вам огромное! Но только скажите мне - какой из этих инструментов гитара, а какой - бас-гитара?
Ну и что? Я вам скажу. Почему бы и нет. Даже
если вы работаете на радиостанции, вам совсем не обязательно уметь отличать по внешнему виду гитару от бас-гитары. Кондуктор тоже не всегда отличит педаль тормоза от педали сцепления. Гитара - это та, что слева. Красная. А бас-гитара - справа. Тоже красная. Ну конечно же, чтобы запутать. Кто спорит.
С 25 сентября по 3 октября на территории сразу двух стран - плевать, в конце концов, на то, что мы все еще посматриваем на их суверенитет с некоторой иронией - был реализован проект, обозначенный как "Сделай сам". В официальных пресс-релизах (которые верстались на коленке за полчаса до концертов и раздавались потом прессе с таким видом, словно их в поте лица готовили полгода профессиональные копирайтеры) мы писали об этом проекте такое, что сейчас волосы встают дыбом от собственной наглости. Но дело не в этом: мы рискнули, мы очень высоко задрали планку и совершенно неожиданно для себя выиграли.
Идея была простой: на портале "Джаз.Ру", самом по себе, и в чате "Разговоры о джазе" уже давно собралось определенное количество людей, джазовое сумасшествие которых не ограничивается слушанием альбомов. И в какой-то момент привлечение "внутренних резервов" стало настолько массовым, что игнорировать происходящее показалось глупым. Мы сказали: "Сделай сам".
Рецепт: берете музыкальный коллектив, к руководству которым имеете отношение (в данном случае - группу "New A"). Громко кричите "а вот зайца кому? зайца?" на всех мыслимых дружественных "Джаз.Ру" ресурсах. Получив ряд ответов, верите людям на слово, не утруждая себя заботами о контрактах, обязательствах, гарантиях и так далее. Садитесь впятером в автомобиль ВАЗ 2104, загружаете багажник инструментами и минеральной водой - и едете. Можете даже не брать мобильный телефон: с такими, как вы, ничего не случится по определению.
Первый шаг проекта "Сделай сам" получился международным: Россия и Украина. Первой его точкой стал до нахальства крупный для такой авантюры фестиваль - четвертый одесский "Джаз-карнавал", попасть в программу которого самарцам удалось только благодаря личному ручательству руководства все того же "Джаз.Ру". Скрывать тут нечего: руководство никогда самарцев не видело, никогда не слышало и, строго говоря, даже никогда особенно к этому не стремилось. Оно просто сделало то, что и должно сделать руководство: поверило на слово собственным местным представителям.
И результат был неплох. Одесса до последнего момента сомневалась, нужно ли ей это непрошеное счастье, честно предупреждала, что не собирается оплачивать ни дороги, ни гонораров, выражала сдержанное сомнение по поводу целесообразности автопробега на 2200 километров. Но Одесса несколько выбивалась из общей концепции - она была просто фестивалем, она не имела никакого отношения к "Джаз.Ру" как таковому. Поэтому мы не обращали на ее сомнения особого внимания. Мы паковали вещи, меняли в машине масло и разминали пальцы.
"New A" играли на "Джаз-карнавале" трижды. Сначала - получасовой кусок на DJ-party, где невменяемый MC даже после прямой просьбы пойти куда подальше продолжал с регулярностью дятла кровожадно произносить "Вы слушаете the future sounds of jazz". Затем - две вещи на гала-концерте. И вот это был переломный момент. Вечер; громадная сцена; действительно качественно отстроенный звук; вздымающийся за сценой Одесский оперный театр, на котором выбиты какие-то совершенно невообразимые числа формата "MDXCLLMMDVII" - не буду даже делать вид, что удалось их запомнить. И вот на эту сцену выходят люди из Самары и начинают играть вещь, которая мне - их, извините за выражение, директору! - неизвестна. Паника; седые волосы; ожидание того, что сейчас произойдет неизбежное - будут сколы на переломах слабо проработанной на недавних репетициях композиции. Но сколов нет. Композиция идет плавно, нарастает от одиноких саксофонных переливов до самых что ни на есть хард-роковых гитарных риффов, перетекает в до слез красивую тему, исполненную аккордами на басу, вновь забирается в дебри жесткого джаз-рока - и затихает, оставляя щемящее чувство неудовлетворенности. Все. Конец.
И когда я спрашиваю у них за сценой, совершенно потерянный и по-настоящему потрясенный качеством этой вещи - "что это такое?" - они мне отвечают с такой же глупой улыбкой, что это была импровизация.
"Сделай сам".
Ага?
После этого второго выступления началось какое-то нескончаемое организационное счастье. Генеральный продюсер "Джаз-карнавала" Михаил Фрейдлин катал самарцев на личной яхте, кормил именными обедами в своем ресторане на Дерибасовской и, передавая совершенно не ожидавшийся нами гонорар, сетовал, что не может на этом фестивале выделить больше. А в номере двести девятом гостиницы "Пассаж", посреди традиционного погрома мужского общежития, шел интенсивный "unplugged" - под слабо звенящие электрогитару и электробас с "NEW A" пела Татьяна Балакирская, организатор пока еще будущего концерта в Краматорске, приехавшая на фестиваль в качестве прессы.
Потом мы начали импровизировать уже совершенно не по-детски. "New A" отыграли внеплановый концерт в одесском клубе "Контрабас" и, оставив отца-основателя коллектива Олега Примака отсыпаться в гостинице, поехали в ночь на Краматорск, усадив с собой новоприобретенного краматорского продюсера. Каких-то 300 километров необъяснимого крюку по образцово-показательным дорогам Украины, какие-то сутки, проведенные в продюсерской лихорадке (импровизированные интервью местному радио, поиск по городу наименее ужасных барабанов, покупка от безысходности новой педали для ударных, ночная собственноручная расклейка афиш и так далее) - и "Сделай сам" проходит в Краматорске. Ресторан гостиничного комплекса, скромные входные билеты (в пределах 60 рублей), на редкость вменяемая аудитория. Кто скажет, что все это не стоило того, чтобы попробовать? Да, именно после краматорского концерта ко мне подошла руководительница местного радио и честно спросила, чем гитара отличается от бас-гитары. Но я уже был в нирване, и в этом вопросе мне сразу увиделся тот плюс ситуации, который перекрыл все минусы: мы сумели затащить сколько-то большую культуру в такое место, где еще не вся медиа-элита знает ключевые термины. И думается мне, что теперь Краматорск будет несколько иначе реагировать на скромные афиши с заголовками "Джаз.Ру представляет"...
После Краматорска был Харьков, где "New A" ждал и обеспечивал Дмитрий Окороков - еще один "чатланин" (завсегдатай чата) "Разговоров о джазе". Концерт на сей раз получился сдвоенным, с участием местной рок-н-ролльной группы "Особое мнение", сопровождался массовым истреблением кофе (на крепкие напитки в группе был мораторий, а хоть какой-то повод для общения с потрясающей официанткой Олей музыкантам требовался) и, судя по отзывам, результировался в том же, что и на всех остальных точках - зацепил ничего особенного не ждавшую аудиторию очень и очень сильно...
А последней точкой стала Калуга. "New A" открыли сезон в местном кафе "Стена" - по уверениям музыкантов, чуть ли не единственным местом в городе, где регулярно звучит что-то отличающееся от попсы. Правда, акустика "Стены" стала сюрпризом - так тихо коллективу еще не приходилось играть, наверное, нигде. Но хуже от этого концерт не стал.
Рано утром 5 октября мы вернулись в Самару. Пять тысяч сто километров, две недели отсутствия, безумное количество выкуренных в спину некурящему водителю сигарет и многострадальный термос, в котором на каждом новом пункте общепита заваривался растворимый кофе поверх остатков недопитого чая. Или наоборот. Что называется, "Сделай сам".
В этом туре, по большому счету, не было ничего достойного детального описания: есть группа, эта группа едет по разным городам и играет. Но у этого тура есть свой дух, который вряд ли позволит нумерации проекта остановиться на числе "один".
Мы доказали делом, что "Джаз.Ру" уже сумел объединить людей, которые не только верят друг другу, но и способны подкреплять свою дружественность действиями. Мы доказали делом, что эти люди знают в российской провинции коллективы, которые как минимум не уступят именитым столичным грандам на самых престижных сценах. Мы доказали делом, что даже международный гастрольный тур может быть полной импровизацией, сумасшедшей, полной жестокого юмора и неоправданного размаха. Почему бы нам, спрашивается, не гордиться?
Я не знаю, кто будет верстать "Сделай сам" номер два. Но кроме "New A", я могу теперь посоветовать этому человеку еще и вокалистку Татьяну Балакирскую, город Краматорск, Украина.
Не верите? "Джаз.Ру представляет". Давайте пробовать...
Юрий Льноградский,
представитель "Джаз.Ру" в Самаре
|