Москва - это вам
еще не все |
Коктебель. Джаз. Июль.
Концепция события
На самый разгар отпусков, в аккурат на середину июля пришлось открытие в крымском Коктебеле второго по счету джазового фестиваля, девизом которого стал незамысловатый слоган "Хватит пухнуть в Турции - жизнь в Коктебеле!" Ну, что ж, хватит - так хватит. Тем более, что от желания повернуть русло финансовых потоков от берегов турецких к родным крымским берегам веет дальней многообещающей перспективой развития, сопровождающейся (что особенно похвально) филантропическими настроениями. Киевский журналист Дмитрий Киселев, основатель фестиваля, неоднократно упоминал о причинах (целях?) организации подобной тусовки. В пересказе они выглядят так:
Во-первых, граждан, как отечественных, так и ближнезарубежных, надобно культурно образовывать. В этой связи в качестве территории дислокации джазового десанта выбрали площадь перед особняком Максимилиана Волошина, предварительно придав ей надлежаще презентабельный вид.
Опять же, нашему человеку необходимо прививать культуру винопития, - это два. Не вопрос! В Коктебеле находится очень хороший винзавод, славный своими коньяками.
И, наконец, люди имеют право и обязаны знать правду о том, что есть настоящая музыка. А поскольку джазу в этом плане альтернативы нет, на том и порешили.
Благородство намерений организаторов наблюдается невооруженным глазом: все происходившее на сцене было доступно уху и глазу любого оказавшегося поблизости; возгласы "Долой попсу!" раздавались регулярно; о культуре винопития же умолчим, ибо понимаем, что намеченные преобразования в сознании сограждан имеют постепенный характер.
Местоположение
На протяжении всех четырех дней действие развивается по единому сценарию: с 18-00 (19-00) - основной перформанс на главной сцене, в непосредственной близости от пляжа и дыхания волн; по его окончании - джем в специально отведенном месте. К слову, выбор сессионной площадки, одновременно являющейся ночлегом и ареалом обитания приезжих музыкантов, делает честь фантазии и прогрессивности мышления организаторов!
Взору очевидца предстает следующая картина: на вершине холма, с которого открывается панорама бухты, располагается палаточный городок. Его смысловой центр - шатер, под которым находятся необходимые для музицирования предметы. И, надо отметить, инструменты редко лежали без применения: бывало, что джем длился на протяжении целого дня, исключая разве что время выступлений на площади - то есть играй, сколько душа пожелает.
Звук
Технической стороной руководило представительство "Yamaha": нареканий, естественно, минимум. Обошлось не без казусов, но в целом звук был обеспечен солидный.
Содержательная сторона
Буду не права, если обойду вниманием тот факт, что фестиваль на поверку оказывается весьма этно-ориентированным. По меньшей мере 30% всех исполнителей демонстрируют откровенную приверженность народному дискурсу или же напоминают об истоках и природе любой музыки. Присутствия одного лишь Николая Ооржака, шамана из Тувы, хватило бы, чтобы заполнить этно-стилистикой несколько фестивалей. Ооржак признается, что джаз его неумолимо влечет, появляется на сцене практически каждый вечер в качестве guest star той или иной команды, удивляет почтенную публику горловым пением (поистине немыслимым!).
Первыми сопровождать тувинца довелось симпатичным и в меру сдержанным в эмоциях латышам. Рижская группа "Patina" привезла в Крым прибалтийскую этнику: на подмостки выносится спецреквизит, - сферические бонги, гусли (аутентичное название kokle), за стойку с двумя синтезаторами садится белокурый клавишник в белых перчатках, возле него подключается подвижный басист в белоснежном же кепи, за ударной установкой устраивается задумчивый барабанщик-перкуссионист с внешностью Леона-киллера (несколько слов о нем: Галис Джибовски, организатор международного фестиваля барабанщиков Drum Summit, в числе приглашенных на который числятся Billy Cobham и Matthew Harrison. Фестиваль предусматривает серию мастер-классов для начинающих и продолжающих), места у микрофонов занимают саксофонист и солистка, Бирута Озлиня.
В ходе выступления Озлиня перемещается от микрофона к роялю, от рояля - к гуслям. Подача трепетная, немногословная, прочувствованная. Несколько раз музыканты призывают аудиторию присоединиться к отстукиванию ритма...
это удается далеко не всем, рисунок синкопированный, непростой. Бирута стоит в позе акцентированной опоры на диафрагму; манера исполнения вокальных партий подчеркнуто фольклорная, то мягкая, то контекстуально оправданно требовательная, но неизменно отрывистая. Почему-то, когда слушаешь солистку, на языке вертится слово "кликуша"; как оказывается, не случайно: последней вещью программы выбрана украинская коломийка, которую, по словам Озлини, пела городская сумасшедшая, похоронившая в войну всю семью. Приглашение спеть коломийку вместе остается без ответа - слов не знает никто.
В целом, программа рижан, как показалось автору, несколько отличалась от всего, что было представлено на фестивале. Прежде всего, Patina не стремится идти на поводу у фестивальной конъюнктуры и специфики подобных мероприятий, предусматривающей узнаваемость материала и курортный драйв.
Если Patina самоидентифицируется как этно-джазовая группа, то "Волки и овцы", хэдлайнер 2го дня, такую характеристику в отношении себя употреблять даже не пытается. Джазом "Волки и овцы" и не пахнут. Пахнут они вереском и клевером. Владимир Лазерсон, руководитель московского проекта, так определяет свою миссию в этой связи: если не я, то кто же будет играть на волынках, бубнах, дудочках и прочей инструментальной экзотике? И то правда. С таким-то подходом, - настойчивостью в ношении аутентичной одежды, поездками на историческую родину инструментов для общения с шотландским мастером, Лазерсон по праву считается одним из главных волынщиков России. И "Волки", и "Овцы" к концу своего выступления доводят аудиторию до кондиции, соответствующей разухабистым кельтским аранжировкам. Явственно прослушиваются вариации на тему "America, America" и дерзновенные частушки, содержащие непарламентскую лексику.
Доводя рассказ о фолкцентристской тенденции до его логического завершения, придется нарушить и без того спотыкающийся хронологический порядок повествования - упомянуть о финале события. Уж какие бы заграничные звезды ни радовали нас своим посещением, а своя, крымская, рубашка ближе к телу. И это правильно! Развязкой сюжета стало мини-шоу Энвера Измайлова. Мини - по количеству участников, а не качеству исполнения, разумеется. Шоу - ибо выступление музыкантов дополняла совершенно очаровательная юная танцовщица. Ну, и потому, что Измайлов - сам по себе "шоу": традиционно безупречная техника, игра на двух гитарах одновременно, экзерсисы с процессором, добродушный юмор в перерывах, - по-моему, достаточно, чтобы внушить пиетет. Плюс талантливые единомышленники в лице участников группы "Минарет"... Одним словом, феерично!
О дальнезарубежных (нон-этно) гостях. В числе таковых наличествовали: квартет Томаша Шукальского, Motion Trio, Ли Дэвисон (Lee Davison). Шукальский сотоварищи завершали 1-й день фестиваля. Воистину, польский джаз находится в высокой точке развития. Выступление просто потрясающее. Даже человек, далекий от джазового мира, присутствовавший в тот вечер набережной возле дома Волошина, наверняка уловил те же самые колебания, которые ощутил и закоренелый меломан. В нескольких словах о квартете: bittersweet пан Томаш, пианист Артур Дуткевич, ударник Кшиштоф Дзедич, Даниел Бел на басу - взвешенно, проникновенно, аккуратно, вдумчиво, умопомрачительно!
"Motion Trio", "психи на гармошках" (знакомая интрига формулировок) - хэдлайнеры третьего дня, также гости из братской Польши. Безусловно, ребята своеобразны, необычны и самодостаточны. Самое главное, не скрывают техногенный характер своего стиля, - примером тому послужила пьеса а-ля саундтрек к компьютерной игре-стрелялке. Вот только джазом эту музыку назвать можно с трудом. Хотя парни в высшей степени выразительны, и аудитория это прочувствовала немедленно.
Еще один любимец коктебельского зрителя - Ли Дэвисон, афроамериканский вокалист, проживающий в Чехии и забросивший преподавательскую деятельность ради деятельности гастрольной. Вот кого можно было и не спрашивать о любимых персоналиях в музыке; ухо без труда распознало влияние творчества Rachelle Ferrell и Al Jerreau на формирование певческих "знаний, умений и навыков" Дэвисона.
Постепенно подбираемся к нашим, - тем, которые ближе к телу, - деятелям джазового искусства. Мейнстримовым и не очень. Очень молодым и относительно молодым. Военным и гражданским. Бывшим и настоящим украинцам и россиянам.
Военные: джаз-оркестр Черноморского флота РФ, морские волки в белой форме под рук. Игоря Князева и... возьму на себя смелость поместить сюда же оркестр МВД Крыма (дирижер Геннадий Ретинский). Казалось бы: каким образом джаз имеет отношение к людям в погонах? Имеется в виду, как может спонтанность существовать в рамках строгой дисциплины? А вот, оказывается, может. Этакая свобода по уставу получается. Поконкретнее? К примеру, "Spain", сыгранная в торжественно-патриотическом духе или повторяемый рефрен христианского гимна поверх набора компилированных джазовых стандартов.
С нескрываемой гордостью руководитель милицейского бэнда представляет солиста коллектива, лейтенанта Виталия Макухина. Интригует: мол, ох как он вас сейчас удивит. А лейтенант и вправду, нежданно-негадано продемонстрировал вполне приличное владение техникой тэппинговой игры на гитаре, сам будучи бас-гитаристом и тубистом. Публика счастлива: во-первых, подобные манипуляции впечатляют; во-вторых, традиции народного любимца Измайлова продолжаются в руках охранников правопорядка.
Биг-бэнд сменяют студенты киевского музыкального училища имени Глиэра, объединенные под именем "City Jazz", - подопечные арт-директора фестиваля, известного джазового пианиста Владимира Соляника. Ребята очень юны, лишь недавно начали появляться на большой сцене, но чувствуют себя как будто уверенно. Во всяком случае, демонстрируют искреннюю любовь к тому, что делают. Бас-гитарист экспрессивен, как и положено быть басистам, использует сэмплы, играет аккордами; альт-саксофонист осваивает дудочку-сопилку; неплохо звучит тромбонист. Программу завершают "Хамелеоном" Хэнкока. Хороший выбор.
Небезынтересным показалось крымское трио "Мелос" хотя бы по той причине, что оно представляет собой семейный подряд; дочь вокалистки Ирины Рукавицыной Татьяна Веренкиотова, прелестная барышня, очень грамотно справляется с ударной установкой.
Ростовские "Dixie Friends", принципиально не нарушающие границы избранного направления, одетые по последней моде 20-х годов прошлого века, выжали из традиции все возможное. Во всяком случае, запала хватило еще и на добрые полтора часа ночного нон-стопа.
Очень порадовала киевская команда "Night Groove", басистом в которой (понимаю, что употребление метонимий не всегда на руку самобытному музыканту, и все же) украинский Маркус Миллер - Игорь Закус. Группа несомненно вышла на определенный уровень и однозначно готова к выступлениям вне Украины! В составе - замечательная клавишница Наташа Лебедева, сессионный ударник Алекс Фантаев, саксофонист Артем Менделенко, гитарист Саша Павлов, вокалистка Юлия Рома - с приятным сипловатым тембром, весьма удобным при апеллировании к скэту и экстернально-эстрадным самопозиционированием, IMHO контрастирующим с общим впечатлением от группы.
О более заслуженных и почтенных.
Джаз-ансамбль "Днiпро" (за роялем - Петр Пашков, контрабас - Феликс Гершович) декларировал возведенную в степень эксцентрику. Неистовые хулиганы с проседью, да и только! Саксофонисту Игорь Дяченко с его темпераментом рекомендовалось бы вообще держаться подальше от сцены во время исполнения остальными участниками какого-нибудь slow swing'a (иначе из него тоже бы вышел яростный хард-боп). Что он, собственно, и делал. А когда присутствовал - тут, товарищи, было не отвертеться. Мощный многовольтный разряд был гарантирован. Это я уж не говорю о барабанщике! (Сергей Хмелев) Соло: стэп+игра на подручных материалах = эквилибрист от джаза.
В продолжение повествования о почетных и уважаемых. Григорий Немировский, труба, Германия. Эндрю Арнаутофф, контрабас(кстати, изготовленный в 19 веке и привезенный с собой),США. Алик Фантаев, ударные, Израиль. Джордж Хаслам, баритон-саксофон, Оксфорд, Великобритания (это уже похоже на аутентику). "Киев Арт Ансамбль" Владимира Соляника. Бэнд, конечно, получился роскошный. Спору нет. Достойнейшие музыканты, настоящий джаз, - определенный как "модальный" - без обиняков. Арнаутофф/в - "перпетуум мобиле". 3 часа непрерывной игры со зверской гримасой, выражающей то ли недовольство происходящим, то ли зубную боль, а скорее всего - крайнюю сосредоточенность...
Как бы то ни было, кульминационным моментом фестивального марафона стал квартет Игоря Бутмана. На вопрос Соляника-ведущего "Что будем играть?" Бутман отвечает "Еще не знаю". В результате народ получает дозу эндорфинов под лейтмотивы из м/ф "Умка", "Бременские музыканты", "Ну,
погоди!..", medley из народных, блатных (!)-хороводных песнопений. Непревзойденное мышление, ослепительная техника, восхитительная музыка, - аудитория в окончательном и бесповоротном аудитивном экстазе!
Публика
Не слишком взыскательная, но как показалось, быстро обучаемая. Восприятие на протяжении фестиваля менялось от недоуменно-внимательного к изумленному, а впоследствии развилось до адекватного.
Само собой, наиболее горячо принимали танцевальные вещи: хотя бы чтоб в такт можно было притопнуть, а то лучше и в пляс пуститься. Но со временем аудитория начала понимать, как получать удовольствие и от самого содержания музыки, то есть, сродни самому натуральному джазовому слушателю, выражать искренний (и, повторяю, адекватный!) восторг по поводу, во время и после исполнения удачного импровизационного кульбита. А это отрадно, ибо одна из главных целей фестиваля, цель популяризации джаза, на данном этапе была достигнута.
Ну, так как? Хватит пухнуть в Турции?
Татьяна Балакирская,
из Коктебеля -
специально для "Полного джаза"
фото автора
|
|
|
Что
намечается:
московские анонсы |
VII международный фестиваль "Джаз в саду Эрмитаж"
20-22 августа 2004
Всего за несколько лет фестиваль "Джаз в саду Эрмитаж", организаторами которого являются Московский джаз-ангажемент - МДА Юрия Саульского и Дирекция сада "Эрмитаж", при поддержке Комитета по культуре Правительства Москвы, из чисто московского мероприятия превратился в джаз-фестиваль, пользующийся высоким авторитетом, как в России, так и за рубежом. Недаром члены Московской ассоциации джазовых журналистов (МАДЖ) уже дважды признавали его главным джазовым событием года.
Интерес к фестивалю растет не только среди московской публики, но и у прессы: в прошлом году на фестивале было аккредитовано около 100 журналистов, включая все основные телевизионные каналы. Только в центральной прессе 6-му фестивалю "Джаз в саду Эрмитаж" было посвящено около 30 публикаций, и более 20 сюжетов прошло по ТВ.
VII фестиваль "Джаз в саду Эрмитаж" отметит 100-летие великого американского джазмена Каунта Бэйси. Свои программы ему посвятят оркестр Олега Лундстрема под руководством Георгия Гараняна, отмечающий заодно свое 70-летие, и уникальный Ростовский детский биг-бэнд Андрея Мачнева, а также Estonian Dream Big Band вместе с известным американским певцом Деннисом Роулэндом, ранее работавшим в оркестре Каунта Бэйси. В фестивале примет участие знаменитый американский трубач Эдди Хендерсон, в начале 70-х годов прошлого века участвовавший в записи нескольких очень популярных дисков Хэрби Хэнкока, игравший в легендарном ансамбле "Jazz Messengers" Арта Блэйки, и сам выпустивший более дюжины превосходных альбомов. Эдди Хендерсон выступит с квартетом замечательного московского пианиста Якова Окуня. Свою новую программу представит московской публике известная аргентинская джазовая певица Алехандра Мартин вместе со своим испано-аргентинским квинтетом, в составе которого прекрасный трубач Густаво Бергалли. Из Дании приедет легенда советского джаза - гитарист Николай Громин, который выступит на фестивале вместе со своим старым другом, выдающимся российским гитаристом Алексеем Кузнецовым. В "Эрмитаже" также выступит популярный в Европе женский джаз-квартет из Швейцарии "Four Roses" и молодой гитарист-виртуоз из Израиля Йотам Зильберштейн.
Свои новые программы представят на суд слушателей и российские звезды джаза: ансамбль легендарного Германа Лукьянова "Миллениум 2000", трубач-виртуоз из Екатеринбурга Сергей Пронь, лауреат нескольких престижных международных конкурсов - вокальный ансамбль A'Cappella ExpreSSS, квинтет очень талантливой молодой саксофонистки Анны Королевой, квартет знаменитого московского барабанщика Евгения Рябого вместе со специальным гостем - любимцем российской публики Сергеем Манукяном, и другие.
С 20 по 22 августа после фестивальных концертов в клубе "Реставрация" пройдут ночные jam sessions российских и зарубежных участников джаз-фестиваля.
Информационные спонсоры фестиваля:
Радио "Эхо Москвы"
Журнал "Итоги"
РИА "Новости"
Газета "Вечерняя Москва"
Журнал "Где"
Журнал "Мои часы"
Газета "The Moscow Times"
Портал Jazz.ru
mosgorsad.ru
Полное расписание концертов фестиваля
Фестиваль "Jazz In Time"
C 7 по 19 сентября в Москве пройдет международный клубный фестиваль "Jazz in Time". В фестивале примут участие известные российские и западные музыканты: Сергей Мазаев, ансамбль "Мелодия" п/у Георгия Гараняна, "Симфоджаз братьев Ивановых", Сергей Манукян, Вячеслав Горский, Феликс Лахути, группа "Папоротник", вокальная группа "A'Cappella ExpreSSS", а также зарубежные гости - виртуозы Франк Ваганэ (Бельгия), Бирели ЛяГрен (Франция) и Дебора Браун (США).
Фестиваль будет проходить в джаз-клубе нового поколения "Jazz in Time", торжественное открытие которого состоится 7 сентября. Клуб будет располагаться на первом этаже известного ресторана "Марика" на Петровке, 21. Художественное руководство новым клубом осуществляют знаменитые джазовые музыканты, обладатели Гран-При Международного джазового конкурса в г. Брюсселе, братья
Михаил и Андрей Ивановы.
Клуб "Jazz in Time" будет существенно отличаться от других джаз-клубов Москвы своей исключительно европейской направленностью. По словам руководителей клуба, "Jazz in Time" будет регулярно приглашать в Москву ведущих европейских джазовых музыкантов и должен встать в один ряд с самыми известными джаз-клубами Европы.
На торжественном открытии клуба "Jazz in Time" выступит известнейший европейский саксофонист Франк Ваганэ - яркий представитель и ведущий музыкант бельгийской джазовой школы. Стиль Франка Ваганэ отличается великолепной техникой, страстью, фантастическим свингом, интонацией и индивидуальным тоном, приятными мелодичными фразами. Его соло всегда узнаваемы. Он - руководитель Брюссельского джазового оркестра, визитная карточка бельгийского джаза молодого поколения.
Кроме того, в следующем году мир отмечает 130 лет со дня регистрации патента на саксофон бельгийским мастером Адольфом Саксом. С тех пор саксофон стал одним из самых популярных музыкальных инструментов, символом джаза, изменившим всю современную музыку. Концерт бельгийского саксофониста Франка Ваганэ, соотечественника великого изобретателя, посвящен этому событию и предваряет юбилейный год.
Участники фестиваля:
Франк Ваганэ (Frank Vaganee) - саксофон
Родился в Мешелене (Бельгия) в 1966 г., изучал музыку в Королевской консерватории в Антверпене. Профессиональный дебют Франка состоялся в 1983 г.; 21-летним он играл с великим бельгийским мастером игры на губной гармонике Тутсом Тилемансом. Его первый сольный альбом, "Picture A View", вышел в 1991 г. В этот же период началось его сотрудничество с голландским пианистом Майком дель Ферро, в квартете с которым Ваганэ проработал 4 года и записал два альбома. С 1993 г. Франк руководит и пишет значительную часть репертуара для Брюссельского джаз-оркестра, с 1999 - работает в секстете Натали Лорье, продолжая интенсивно записываться и под собственным именем. В 2001 г. он стал лауреатом бельгийской национальной джазовой премии Django d'Or.
Бирели Лягрен
(Bireli Lagrene) - гитара
Цыганский гитарист Бирели Лягрен родился в 1966 г. в Эльзасе (Восточная Франция) и, в отличие от многих своих соплеменников, до сих пор ведет кочевую жизнь в таборе. В четырехлетнем возрасте он начал играть на гитаре, в семилетнем - уже осваивал джаз, а в 13 начал записываться; его мастерство завораживало уже тогда. Бирели быстро овладел стилем своего великого предшественника, первого значительного европейского джазмена - бельгийского цыгана Джанго Рейнхардта; однако, продолжая специализироваться именно на этом горячем, скоростном свинговом стиле с богатым использованием цыганских мотивов, Лягрен прекрасно овладел широким спектром и других джазовых стилей - в частности, хороши известны его записи с джаз-роковым бас-гитаристом Джако Пасториусом. В результате в его нынешней виртуозной игре органично смешиваются и стиль Джанго, и джаз-рок, и традиционный хард-боповый стиль джазовых гитаристов 1950-1960-х гг.
Дебора Браун
Родом из Канзас-Сити, вокалистка Дебора Браун не очень широко известна на родине, но в Европе, где она живет уже полтора десятилетия, она имеет репутацию одной из самых тонких, опытных и искушенных в традиционных джазовых стилях певиц. Преподавание музыки в университетах Нидерландов занимает все ее свободное время, остающееся от интенсивных гастролей по всему миру (Дебора посетила свыше 50 стран!). Браун известна сотрудничеством не только с американскими (Слайд Хэмптон, Седар Уолтон, Кларк Терри, Хорас Парлан, Джонни Гриффин...) и европейскими (Тутс Тилеманс, братья Доки, Мишель Легран) звездами, но и интенсивной работой с восточноевропейскими музыкантами: так, ее совместный альбом со звездой польского джаза, саксофонистом Збигневом Намысловским, был признан в Польше одним из трех лучших джазовых альбомов в стране за целое десятилетие (1980-е гг.), а с московским биг-бэндом Олега Лундстрема и с "Джазовой галереей" Николая Панова она гастролировала по СССР, а затем - России и Украине далеко не один раз, в последний раз появившись на московской джазовой сцене летом 2002 г.
Программа фестиваля:
07.09 - Франк Ваганэ (саксофон, Бельгия) и "Симфоджаз братьев Ивановых" - открытие клуба "Jazz in Time".
08.09 - Сергей Манукян (вокал, клавишные) с концертной программой "Музыка моего сердца"
09.09 - Сергей Мазаев (вокал) и "Симфоджаз братьев Ивановых"
10.09 - Феликс Лахути – электроскрипка, вокал. Программа: "Легализация позитивных вибраций"
11.09 - Джаз Антона Румянцева
13.09 - вокальный ансамбль A'Cappella ExpreSSS с концертной программой "Around the World-ExpreSSS”
14.09 - Сергей Манукян (вокал, клавишные) с концертной программой "Музыка моего сердца"
15.09 - Дебора Браун (США-Нидерланды) - вокал
16.09 - Леван Ломидзе & Blues Cousins
17.09 - Вячеслав Горский (клавишные инструменты) с программой "Шопен в Африке"
18.09 - "Джаз Северной столицы" - Давид Голощекин (скрипка, вибрафон), квартет Антона Румянцева (тенор-саксофон).
Ведущий Владимир Фейертаг. Презентация журнала "Джаз Арт"
19.09 - Бирели Лягрен (Франция) - гитара.
|
|
|