День на "Джаз-Ралли" начался с того, что я в спешке на концерт Алекса Ростоцкого забыл взять с собой пресловутый "Button" - значок, он же и входной билет на все концерты. Блин. Пришлось покупать билет на один день - 12 евро. К слову, "Button" на три дня фестиваля стоит 20 евро. Концерт
Алекса Ростоцкого проходил в здании Штадтсмузеум, городского музея, в помещении Ibah Saal. Условия выступления были не из легких, в зале не работала вентиляция, было довольно жарко. К счастью, не было никаких проблем с подзвучкой и другими техническими моментами. Было хорошо и видно, и слышно.
Ростоцкий вначале с помощью переводчика рассказал публике о мультикультурном характере его музыки и о том, как он к такой музыке пришел.
Первые такты сразу заставили навострить уши: темы оригинальные, носящие русский фольклорный или же ориентальный, азиатский характер. Скажу сразу что концерт мне чрезвычайно понравился: такой уровень и здесь услышишь не часто - ребята играли очень мощно, ну мировой уровень - и все тут. Было очень радостно за наших. Молодцы!
Меня просто поразил своими гигантскими соло гитарист Павел Чекмаковский. Его невероятно длинные пассажи... ну, русский Маклафлин, и все тут. Другое открытие - пианист Евгений Борец. Поначалу как бы скромненький и невзрачный, музыкант в конце концерта превратился в подлинную звезду - и совершенно по праву. Большой темперамент и умение доводить градус восприятия слушателей до максимума. Очень понравились и барабанщик Петр Талалай, тонко чувствующий партнеров, и, конечно, трубач Юрий Парфенов, с его прохладным звуком и тонкой музыкой. Классно прозвучала хардбоповая тема Ростоцкого, название которой было связано с Вьетнамом - публика кричала "браво".
В конце - слова благодарности от Алекса, поклон и одна вещь на бис. Да-а... мощно, мощно, молодцы. Знай наших.
В перерыве концерта Ростоцкого захотелось мне посмотреть, что происходит в городе. У ратуши что-то залихватско-латиноамериканское играл молодежный биг-бэнд земли Северный Рейн-Вестфалия... народ потягивал пивко и по-латиноамерикански притоптывал в такт...
А в шатре выступал ансамбль итальянского трубача Паоло Фрезу с программой "Порги&Бесс". Раздражение в определенном участке коры головного мозга, вызванное первыми нотами этой программы, родило немой вопрос: это разве Гершвин ? Игралось что-то танцевально-фанковое, вслушался ... ну да, Гершвин. Стандарт. "Nice Work If You Can Get It"... чудеса. С Паоло выступал проживающий во Франции вьетнамский гитарист Нгуен Ле, с которым и я пару лет назад выступал в одной программе.
На бис Нгуен Ле и певец Дхаффер Юсеф, подыгрывавший себе арабской лютне уд, затянули что то ориентальное. Хорошо поет Юсеф, мощная диафрагма, фальцет будь здоров, прямо рок... записывает свои фразы в сэмплер и запускает параллельно с живым вокалом, получается такая восточная мозаика... убегаю на второе отделение Ростоцкого.У Ростоцкого
зал раскален до предела, горячая музыка - и отсутствие вентиляции...
В том же зале после Алекса выступал легендарный немецкий "Zentralquatett" cо звездами ГДР-овского джаза (К.Бауэр - тромбон, У.Гумперт - фортепиано, Э.-Л.Петровски - саксофон, кларнет, Г.Зоммер - барабаны). Состав более чем необычный, без басиста. Первое впечатление - веселый легкий конферанс Петровского, все смеются. О музыке: публика веселится, так как на сцене у музыкантов как бы едет крыша. Играется все очень интенсивно, гротескно, под "погоняющие" выкрики барабанщика Гюнтера Зоммера. Духовая секция, кажется, понимает друг друга без слов, импровизации в достаточной степени "фри", как мне кажется. Более традиционен пианист Гумперт, но и его тихо начинающиеся импровизации заканчиваются грохочущими свободными раскатами рояля. Впечатление такое, что музыкантам скучно в традиционных рамках и они хотят сказать: а вот сейчас я вам такое покажу, и мало вам не покажется. И мало действительно не казалось...
Поскольку хотелось увидеть суперзвезду немецкого джаза Клауса Долдингера с его группой Passport, который выступал параллельно, я направился к шатру. У шатра не протолкнешься. В него просто не влезть! Сделал снимок и постоял немного - послушал. Звучит фьюжн. Не сказать, чтобы очень сильно.
Иду в "Банк" на выступление кубинского пианиста Рамона Валле. Он выступал с трио в "S-Forum", стеклянном здании Сбербанка. Стеклянный лифт на 3-й этаж. Супермодерновая архитектура, стекло, стекло... В заполненном зале человек на 400 я застал коллективную медитацию. Народ, понурив головы, предавался невеселым размышлениям, навеянным музыкой кубинца. По тому, как после окончания каждой вещи аудитория взрывалась аплодисментами, можно было догадаться, что струна слушателя задета была. Меня, правда, надолго не хватило. Настроения медитировать не было "ни разу".
На следующее утро сижу в ресторане под названием "км 747". Выступать будет вокалистка из Голландии Лидия ван Дам с трио. Ее я слышал в первый день фестиваля в замке Витгенштейн. Супер выступление, безупречно, с морем нюансов поющая, свингующая и
скэтирующая вокалистка. Плюс трио, современно играющее стандарты.
После концерта в пятницу я поговорил с ней: Лидия не говорит на немецком, хотя обычно голландцы по-немецки понимают. Меня интересовало все, что связано с ее учебой в консерватории в Хилверсуме у доцента Деборы Браун. Потом - о любимых вокалистах. Как оказалось, она любит Марка Мерфи и Керта Эллинга. Очень симпатичная и веселая, на мой вопрос, нет ли у нее желания выступить в России или на Украине, ответила после недолгой паузы: "с удовольствием". Народ, приглашайте ее к себе, классная !
Пела Лидия в ресторане, как говорят в таких случаях поляки - "bajecznie" - сказочно. Быстрый темп, баллады - все безупречно, con amore и в лучших традициях.
Еду на метро в центр, в Ландтаге ( парламент земли Северный Рейн-Вестфалия) выступают Чарли Мариано и Майк Маниери. Действо происходит на небольшой площадке в вестибюле. Прекрасная акустика, бетон и стекло, много света ... публика если и не медитирует, то не спеша размышляет - и по ходу дела устраивает обоим standing ovation.
Что сказать о музыкантах? Как определил Павел Чекмаковский, которого я здесь встретил (также как и весь Alex Rostotsky Band) - редкие в джазе люди.
Светлая, романтичная, иногда с юмором сыгранная музыка. Нравится. Хочется долго хлопать и кричать "браво".
Бегу к шатру на концерт Лени Андраде и ее ансамбля. Звезда бразильского джаза выступала с программой "Bossa Nova Legends" в составе П. Рибейро (вокал), К. Барт (саксофон, флейта), П. Морелло (гитара), Й. C. Коутиньо (фортепиано), Л. Нашименту (бас), А. де Оливейра (ударные). На сцене карнавал, но в его самом лучшем музыкальном воплощении, здорово. Просто дух захватывает, так классно. Смотрю по сторонам. А вот и Лидия ван Дам машет мне рукой... Рядом стоящие немцы от звучащей музыки расплываются в улыбках и ... пускаются в пляс!
Выходит солистка... "Wave" Жобима, потом босса-нова на португальском, с дух захватывающим скэтом... бах, шатер взлетает... "Night In Tunisia" и слова самой Лени, что Диззи Гиллеспи очень нравилась ее интерпретация - в манере босса-новы. Можно сказать, этот концерт - лучшее "made in Brazil", что мне когда-либо доводилось видеть и слышать живьем. 5 звездочек!
Резюме по фестивалю 2004 года: Али Хауранд, артистический директор, поднял фестивальную планку еще выше... много хорошей музыки, много и звезд на этот раз. Больше слушателей, чем в прошлом году, было не только в шатре, но и на малых площадках. Успех был и у Азизы Мустафа-Заде, вновь выступавшей в этом году после ошеломляющего успеха прошлого года. Но билеты на ее концерт надо было покупать отдельно... Как сказал Али в интервью газете "Райнише Пост" , следующий фестиваль он попытается сделать еще лучше. А для того, чтобы пришло еще больше народу (а в этом году было свыше 250 000 слушателей, половина которых была не из Дюссельдорфа) он собирается устроить два "поп-акта". Хм... джазовый фестиваль и поп-акты? Ну, не знаю, не знаю ... Поживем - увидим, как оно будет в 2005 году на "Джаз-Ралли", надеюсь - не "Раммштайн" же он пригласит...
Юрий
"Deutsch" Гранкин,
Дюссельдорф
|