Мир, в котором нам довелось жить, устроен по неведомым нам законам. В нем наверняка все правильно, но мы постоянно недовольны. То нам не так, это не эдак. Редкий случай, когда к "небу" не было претензий, произошел в прошлый уик-энд в подмосковной усадьбе "Архангельское", юсуповский дворец в которой выполняет функцию военного санатория. В этот день небо было синим, солнце достаточно желтым, трава зеленой, а джаз, как указано в пресс-релизе фестиваля - "роскошным". Что означает "роскошный джаз", я до сих пор не понимаю. Видимо, в этом словосочетании реализовались весьма своеобразные представления организаторов об этом виде искусства. Что ж, они в этом не одиноки. На каждом концерте от наших командиров джаза я слышу одни и те же слова: "до сих пор никто не знает, что такое джаз". Разумеется, отторжение излишней информации характерно для информационного века, но зачем же так обобщать?
Еще не вполне мне понятно, как все это выдержали отдыхающие в санатории - джаз-фестиваль, конечно, не рок-концерт, но все же шумновато. Шумновато было в "Архангельском" двое с половиной суток - с 22 мая по утро 24 мая, пока шел фестиваль "Русский стиль. Усадьба. Джаз. Первый фестиваль современной импровизационной музыки".
Перечитайте еще раз название. Оно очень информативно. Первым стоит название генерального партнера (т.е. спонсора, табачного брэнда), затем место действия и, наконец, джаз. Жаль, конечно, что джаз в конце, но зато это самый Первый фестиваль. Видимо, до сих пор фестивалей современной импровизационной музыки у нас не было. В соответствие с указанным перечислением все и происходило. О сигаретах не могу ничего сказать, но место действия выбрано удивительно удачно. К дворцовому комплексу слово "роскошный" подходит без сомнения.
Идея проведения "многоплощадочного" фестиваля (вот это действительно впервые в Москве) в парковом пространстве, на траве, среди колоннад, скульптур, палаток с гамбургерами и DVD и надписями "..куль..туру руками не трогать", идея мощного праздника с атрибутикой и инфраструктурой, так, чтобы душа вздрогнула, в сущности, удалась. Проводили идею в жизнь художественный руководитель Мария Семушкина и музыкальный продюсер Наташа Ломоносова, а также многие сотоварищи. Идея удалась, воплощение не вполне, но и это понятно - все-таки первый раз. Но то, что это было свободное собрание огромного числа музыкантов с пост-советского пространства, представляющих самую разную стилистику джаза и околоджаза, это уж точно.
Музыка в усадьбе происходила на трех площадках с претенциозными названиями "Партер", "Каприз" и "Аристократ". Эти названия подчеркивали то расстояние, которое отделяет нас от времен графа Николая Борисовича Юсупова. Эти "точки" были поделены, соответственно, между "молодежной современкой", творческой музыкой для тех, кто хочет "странного", и беспроигрышным вариантом ставки на имена, которые знает даже неджазовая публика. И правильно, ведь столько джазовой публики в Москве просто нет. А народу было много, почти как на съемках в картинах Бондарчука. И все эти люди купили билеты, а теперь ходили через многочисленные контрольные пункты, курили, фотографировали, здоровались, ели, слушали музыкальные звуки, аплодировали, кучковались, бежали от суеты на берег реки, танцевали среди колонок, размещенных, в свою очередь среди колонн.
Мир, в котором мы живем, как раз и отличается тем, что Юсупова окружали колонны, а нас колонки.
Пора, однако, к музыке. Как известно, музыка в саду, какой бы он ни был, не вполне музыка, в смысле искусства восприятия. Оно, восприятие, непрерывно прерывается, так сказать, звуками природы. Или, как нынче говорят, экологии. А мы ее все время портим разными бумажками, бутылками, выхлопами и звуками. В том числе и звуками джаза.
Сразу скажу, что всего я не слышал, да и слышать не мог. Многое происходило одновременно в разных местах, что-то слушать не очень хотелось, да и пределы восприятия существуют. Во всяком случае, очередная классификация музыки возникла. Музыка (джаз) бывает хорошей, скучной и за которую стыдно. Примеры всех трех вариантов находили подтверждение на всех трех площадках. Лично для меня наибольший интерес представлял "Каприз", и не по причине соответствующего характера, а в соответствии с декларацией устроителей: "Современные концептуальные проекты будут представлены на площадке "Каприз". Среди музыкантов - легендарные исполнители: Владимир Тарасов, Андрей Кондаков, Владимир Волков, Вячеслав Гайворонский, Иван Смирнов, Аркадий Шилклопер, Даниил Крамер, и трио Андрея Разина "Второе приближение".
Концентрация хорошей музыки здесь была максимальной. Невзирая на ужасающее качество звука, которое тоже является оценочной категорией. К слову, музыканты, выступавшие на этой престижной площадке в первый день фестиваля, саундчека вовсе не удостоились, а на наивные вопросы о звуке получали искренние ответы звуковиков: "да ладно, зачем это вам. И так все будет нормально". В результате настройка шла при смене состава и далее в течение всего выступления. На второй день саундчек состоялся, но на результат это не повлияло никак. В таких экстремальных ситуациях положение спасает ведущий. Но ведущих и самих надо было спасать. Одним из них оказался человек из телевизора Валерий Марьянов, явно не ожидавший попасть на джазовый фестиваль и даже не скрывавший, что знает о выступающих меньше, стоявших перед ним слушателей (именно стоявших, поскольку стулья рассматривались на фестивале в качестве предметов роскоши.). Часто в качестве ведущего на сцене оказывалась худ. рук. фестиваля со словами "Перед вами Вячеслав Ганелин на рояле и барабанах". Третьим вариантом было звучание какой-то попсовой музычки между выступлениями, скажем, дуэта Крамера-Шилклопера и квартета Гайворонского-Волкова-Тарасова-Кондакова.
Пожалуй, именно этот квартет стал одним из главных персонажей в разделе "хорошей музыки". Присутствие особого гостя Владимира Тарасова, легендарного перкуссиониста из ГТЧ, не только преумножило творческий потенциал уже сложившегося трио, от которого всякий раз ждешь откровения, но изменило характер звучания, создав своеобразный симбиоз элитарности и доступности. И весьма кстати, ведь обстановка явно требовала сделать шаг навстречу к массам трудящихся. Качество от этого не проиграло. Просто композиция вошла в уже теперь почти традиционно воспринимаемую ладовую канву. Я с удивлением услышал не вполне знакомый мне звук почти мэйнстримовой трубы Вячеслава Гайворонского, гораздо более знакомого по препарированным звукам этого инструмента. Ну а в том, что контрабас Володи Волкова многолик и универсален, сомнений не было никогда. Впрочем, более радикальные эпизоды в большой композиции также наличествовали - и ничуть не испугали народ на травке. Пианист Андрей Кондаков, по музыкантской сути своей явно тяготеющий к более традиционному материалу, вновь проявил себя в качестве прекрасного стилиста, и если бы не регулярные соскакивания в хард-боповые ходы в не совсем подходящих местах, можно было бы подумать, что он всю жизнь занимается "экспериментальной" музыкой. Особенно ярким их выступление стало во второй своей половине, когда звукорежиссеру подсказали, что в квартете четыре инструмента, и рояль и ударные тоже нуждаются в озвучивании.
Днем раньше ухитрилось завести публику в принципе камерное "Второе приближение" Андрея Разина. Развернувшись на 180 градусов от своей недавно исполненной концептуальной сюиты, музыканты бросили со сцены сгусток энергетики в своих коронных "Тарантелле", "Джаз давай!", "Танце". И не важно, что звук был не настроен, и в мониторах ничего не было. Все равно Володя Тарасов удовлетворенно приговаривал "здорово". Так он продолжал приговаривать и на площадке "Аристократ", где широкой рекой лились "Воспоминания о джазе времен его юности". А ведь здорово!
Там и впрямь несколько номеров были весьма хороши. Как нельзя лучше в интерьере (хотя на отрытом воздухе, видимо, не интерьер) выглядел квартет Анатолия Кролла. Тенор-саксофонист Антон Румянцев был в ударе, и, если бы не некоторая затянутость программы (в контексте паркового конвейера), музыкантам удалось бы полностью продержать аудиторию в напряжении до самого финала. Исключительно искренне, мощно, энергетично играл Валерий Пономарев, разбрасывая музыкальные и вербальные комплименты в зал. Под стать ему была ритм-секция в лице пианиста Льва Кушнира, барабанщика Саши Машина и басиста Сергея Хутаса. Музыка знакомая, предсказуемая, но при этом не застывшая, совершенно живая - и этим обеспечивающая себе место в современном джазе.
Там же, в "Аристократе", оказались и энтертэйнер Энвер Измайлов, и креативный Вячеслав Ганелин. Разумеется, те, кто был в восторге от соло гитариста-виртуоза, на Ганелине ходили кругами и спрашивали, кто это такой. А специально приехавшие на Ганелина знатоки скрежетали зубами от эстетики большинства остального. Но такова природа смешанного фестиваля, после которого никто не должен уйти обиженным. Вячеслав Ганелин действительно отыграл исключительную по мысли и выразительным возможностям монологическую сюиту. Это уже третья программа в нынешний приезд в Москву. Мы редко слышим лидера легендарного трио, наделавшего в свое время немало шума в нашем джазовом пруду. Он уже 17-й год живет в Израиле, опыт у него огромный, и сказать ему есть что - и не только в трио с Пятрасом Вишняускасом и Клаусом Кугелем (их выступление был в Доме музыки 16 мая), но и в многочисленных сольных сетах (один из них состоялся в культурном центре "Дом" 21 мая). К слову, мне удалось записать с Вячеславом целый цикл из четырех передач для Радио России ("Бесконечное приближение", FM 64.44), первая из которых уже прошла в среду, остальные будут выходить с перерывом в две недели.
К величайшему моему сожалению, не дождался я выступления любимого мною Ивана Смирнова и его группы. Отменили его (выступление) по техническим причинам. А жаль, это должна была быть музыка из разряда хороших. Впрочем, хорошая музыка присутствовала и на фанковой площадке "Партер" - огромном поле перед Дворцом, где было много места и неплохой звук. В этот раздел попал неджазовый Алексей Айги и его"4'33". При всей концептуальности он ухитряется приспосабливаться к самым разнообразным вкусам и делать свою музыку и загадочной, и заводной. К сожалению, подобного завода не оказалось у "Маримбы плюс", хотя к добротности материала, к аранжировкам претензий нет. Вроде бы все в порядке, но чего-то не хватает. Такой добротной, но не захватывающей в свой круговорот музыки оказалось тоже немало. Но перечислять не буду. Те, кто был на фестивале, и сами знают, остальным этого знать не надо. Вдруг в следующий раз все будет иначе.
Вообще от "Партера" у меня впечатлений немного. Не рискую я объять необъятное. Не удалось мне услышать "Фэн-шуй Джаз Театр" Олега Киреева, Нино Катамадзе, "Белый Острог", Анатолия Герасимова, Феликса Лахути, Леру Гехнер. В "Аристократе" пропустил "ManSound", Мариам с группой "Транс-Атлантик",. А кого-то послушать удалось, но лучше бы нет. До сих пор не могу понять, как на площадку творческой музыки попал дуэт Натальи Княжинской и Одиссея Богусевича, и зачем Одиссею, музыканту небесталанному, нужно устраивать эдакую пародию на джаз. Тем более, что Княжинская в рок-стилистике выглядит очень даже неплохо.
Вообще вопросов по ходу фестиваля появлялось немало. Касались они и музыкальной области и организационной. Но ведь без вопросов быть и не могло. Агентство "Артмания" взялось за необыкновенно объемное дело. Многие наши организаторы джаза о таком и подумать не могли. Устроители нашли деньги, связи, в чем-то пошли (это уж наверняка) наперекор спонсорам для формировании более творчески направленной программы. Была приглашена пресса, множество ТВ каналов снимали этот праздник. К фестивалю выпущен не только буклет со смешными (иногда) текстами, но и компакт-диск с подборкой, которая не вполне отражает фестивальную программу, но зато не портит настроение спонсорам. А портить им настроение не надо. Потому что праздник действительно состоялся, множество людей, быть может, впервые узнали о том, что на свете бывает джаз, кто-то впервые попал в подмосковный дворец, музыканты подышали свежим воздухом, что исключительно полезно после халтур. Поэтому после нескольких незлобивых замечаний нужно поблагодарить организаторов, спонсоров, партнеров, музыкантов, журналистов и всех, кто не поленился купить билеты, предварительно заработав на них тяжким трудом, и пожелать продолжения, непременного и поскорее.
Сразу после "Архангельского" пошел дождь, навевающий грусть и надежды. И в этой надежде я курю оставшийся после фестиваля "Русский стиль" и жду активного партнерства от иных табачных, алкогольных и прочих вредных для здоровья брэндов во славу нашего джаза, о котором Министерство здравоохранения пока ничего такого не предупреждает.
Михаил Митропольский,
с берегов Москвы
фото автора и Павла Корбута
Джазовый мост между XVIII и XXI веками
Пишу по горячим следам только что отшумевшего праздника джаза в Архангельском. Событие, которое произошло 22 и 23 мая в этой фантастически красивой старинной русской усадьбе - во всех отношениях явление неординарное, выходящее за рамки обычных представлений о джазовых фестивалях.
Впервые на территории исторического заповедника (да еще какого!) в течение двух дней звучала джазовая музыка, и никакого конфликта между изысканным классицизмом XVIII века и музыкой XX-XXI веков не возникло, хотя у некоторых такие опасения были. Планировка усадьбы, ее постройки и площади позволили организаторам точно определить идеологию фестиваля - весь джаз для всех. Три концертные площадки "Каприз", "Партер" и "Аристократ", включавшиеся в работу последовательно, а потом работавшие параллельно, давали хорошую панораму джаза - от традиционного диксиленда и мэйнстрима до современной концептуальной музыки.
Приятно поражала четкая организация фестиваля. Здесь я думаю, правильно было бы определить подход организаторов так: "в большом деле нет мелочей". Все тщательно продумано и сделано щедро и с максимальными удобствами для людей, потому что сам праздник для людей и проводится, и главные здесь они, люди. Это редкий случай в нашей жизни, и очень хорошо, что было сделано все с уважением и любовью к гостям. Неназойливые, вежливые секьюрити, незаметной тенью присутствовавшие всюду, обеспечивали спокойствие и уверенность (в наше тревожное время это немаловажно). Бесплатные автобусы, курсировавшие челноками от метро до усадьбы, позволили решить непростую транспортную задачу. Я видел, как даже во второй день в середине концерта (казалось бы, все уже позади) подъехал грузовик со стульями, так как не хватало сидячих мест. А уличные музыканты перед воротами и на аллеях, а предусмотрительно расставленные указатели маршрутов движения, а в изобилии подготовленные и щедро раздававшиеся буклеты, программки... Все это очень важно, поскольку в таком деле вообще важна любая мелочь.
Есть одна интригующая особенность этого фестиваля. Впервые в роли идееносителя и организатора праздника выступила женщина, причем только недавно познакомившаяся с джазом. Эту милую молодую женщину зовут Мария Семушкина, и с 22 июня ее имя стало известно многим музыкантам и любителям джаза. Она со своей верной помощницей Натальей Ломоносовой и небольшим рекламным агентством (преимущественно женским) под названием "Арт Мания" сделала то, за что берутся целые организации - и далеко не всегда делают свое дело хорошо. Я уверен, что многое новое из того, что мы увидели на фестивале, связано, во-первых, с тем, что всем заправляли молодые женщины, а во-вторых - с тем, что организаторы не были зашорены и испорчены опытом своих предшественников. Они его просто не знали. Они все делали с чистого листа.
Конечно же, организовать все это, одухотворить и сделать реальным можно только при наличии мощной поддержки - и, к счастью, такая поддержка нашлась в лице компании "Русский стиль".
Конечно, были и огрехи, среди которых главная - это качество звука. Но поскольку звук и звукорежиссеры - проблема общая для любых наших мероприятий, где бы и кем они ни проводились, опустим эту тему: пусть это замечание только насторожит организаторов на будущее, потому что без хорошего звука музыкальный фестиваль лишается смысла.
Поговорим лучше о финале праздника - тем более, что близится и финал этого материала. О финале - закрытии фестиваля - нельзя не сказать, потому что такого не было никогда. Под зажигательное выступление ансамбля Олега Киреева на площадке "Каприз" началось fire show. Казалось, что именно музыка воспламенила факелы и фейерверки, которые буквально танцевали в темноте - а порой факиры извергали из себя пламя. Со свистом вырывались вверх и растворялись в полуночном небе огненные змеи. Завороженно, как любопытный ребенок, глядя на это огненное действо, я подумал: "Какие же девчонки молодцы. Дай бог им все это продолжить, не растерять, не упустить".
Александр Эйдельман,
президент московского "Джаз Арт" клуба
Павел Корбут (фото)
|