Холодным мартовским вечером в Ереване произошло событие, достойное внимания всех любителей музыки: в помещении Дома журналистов открылся клуб авангардной фолк-музыки. Но обо всем по порядку.
Представлять перкуссиониста Арто Тунчбояджана, я думаю, не стоит. Имя этого музыканта стоит в одном ряду с такими суперзвездами джаза, как Эл ДиМеола, Боб Берг, Джо Завинул и другие. Он выступал и записывался с уже упомянутыми музыкантами, а также с Марком Джонсоном, Деннисом Чэмберсом, Биллом Эвансом, Эдом Шуллером, Майком Маниери, Полом Уинтером, Симоном Набатовым, группами Oregon и System of Down. На его счету 10 сольных альбомов, музыка к кинофильмам (наиболее известная - к кинофильму канадского режиссера Атома Эгояна "Арарат"). Близко мы познакомились с ним в 1998 году,
когда в составе квартета Night Ark он приехал в Армению. Ереванская публика влюбилась в этого обаятельного, веселого и энергичного человека. А Арто полюбил Ереван. И тогда же решил связать свою жизнь с Родиной, если не физически, то, по крайней мере, творчески. Тогда же он задумал создать коллектив, состоящий из молодых креативных музыкантов Армении. Собрав 12 человек, он создал теперь уже знаменитый Armenian Navy Band, который объездил с концертами всю Европу и записал два имевших широкий резонанс альбома "Bzdik Zinvor" (1999) и "New Apricot" (2001). Ирония названия Armenian Navy Band - "Оркестр Военно-морских сил Армении" - заключается в том, что у Армении нет выхода к морю, а следовательно - и своего флота.
С недавнего времени менеджментом группы занялись немецкие специалисты шоу-бизнеса во главе с фрау Биргит Эллингхауз. С этого момента начинается новый этап жизни и творчества коллектива. Деятельность Armenian Navy Band расписана уже на многие месяцы вперед. В ближайшее время армянских артистов ждут в Барселоне и Мадриде, Кельне и Лондоне. Такова предыстории события, о котором я собрался вам рассказать. Теперь самое время нам перейти к сути.
Итак, в прошедшую субботу состоялось открытие вышеупомянутого клуба и презентация третьего по счету альбома Armenian Navy Band. Утром того же дня менеджементом коллектива была организована любопытная акция - специально к этому событию в Ереван были приглашены европейские журналисты, радиоведущие, арт-директора джаз-клубов и фестивалей. На встречу с ними фрау Эллингхауз пригласила нескольких представителей армянской стороны, связанных с музыкой - продюсера Нику Бабаяна, виолончелиста Арама Талаляна, продюсера Джаз-оркестра Армении Артура Асатряна и автора этих строк. Больше часа хозяева отвечали на вопросы зарубежных гостей, которых интересовало буквально все, что происходит в мире музыки Армении - от количества и репертуара радиостанций до гонораров наших музыкантов.
Особая тема - проблема пиратства. Ее обсуждали дольше всего. Кстати, гостями было высказано "утешительное" мнение : Армения не уникальна в своем разгуле пиратского движения. И связана эта проблема в первую очередь с экономическим положением государства и людей. Тут надо заметить, что при этом практически все гости при этом заявили, что они уже накупили себе массу лазерных дисков (естественно, пиратских копий) в ереванских магазинах, так как они здесь намного дешевле, чем в их странах. При этом никто не вспомнил про копирайт, бедных беззащитных артистов и т.д. Одним словом, налицо типичное проявление политики двойных стандартов.
Во второй половине встречи пришел черед отвечать на вопросы иностранцам. Армянских представителей интересовал процесс организации концертов, механизм действия защиты авторских прав и т.п.
В тот вечер в клубе должно было состояться музыкальное действо, представляемое сразу несколькими коллективами, приуроченное к презентации нового альбома Armenian Navy Band - "Sound of Our Life - Part I, Natural Seeds". В последующие дни этот клуб должен стать базой для Armenian Navy Band, где коллектив будет выступать каждый день. В дни их отсутствия клубную сцену предполагается предоставлять другим местным музыкантам, играющим нетрадиционную музыку с долей эксперимента, авангарда, и обязательно с ярко выраженными национальными корнями (кстати, не обязательно армянскими). Менеджер группы сделала еще одно объявление, которое всех сильно обрадовало. Думаю, заинтересует оно и всех любителей музыки подобного толка. По ее словам, в мире существует сеть джазовых клубов, объединенных общей идеологией. Согласно существующей договоренности, эти клубы обмениваются своими музыкантами, т.е. армянские музыканты получат возможность выступать в западных клубах и наоборот. Так что ереванская публика, если все пойдет по задуманному, будет иметь возможность слушать и видеть западных звезд первой величины не только на джазовых фестивалях раз в 2-3 года. Почему я уверен, что музыканты будут из первого эшелона? Да потому, что в сеть этих джаз-клубов входит, например знаменитый нью-йоркский Knitting Factory и крупнейшие клубы Германии, Франции, Испании. А абы какие музыканты в этих клубах не играют. Их туда попросту не приглашают. Вот такая у ереванских джаз-фанов перспектива.
Ну и, наконец, собственно о клубе и презентации. Как и полагается, менеджментом были приглашены культовые фигуры армянской богемы - художник и искусствовед Генрих Игитян, арт-директор крупнейшего джаз-клуба Армении и президент компании "Джаз-Арт" Левон Малхасян, продюсеры, певцы, представители масс-медиа. Новые хозяева клуб прекрасно отремонтировали, хотя ничего особенного в дизайне нет, никаких изысков, все простенько и со вкусом, а главное, с доброжелательным и вышколенным персоналом. Немного тесновато, но наверное, таким и должен быть клуб по интересам. И вот (правда, с большим опозданием) начался концерт. Я не знаю кто составлял программу вечера, но сделал он это здорово. Выступал вокальный квартет, исполнявший песни Комитаса, потом ансамбль дудукистов, а после них и ансамбль народных инструментов. Как ни странно, несмотря на то, что люди, в принципе, пришли на джаз (или нечто подобное) они с удовольствием, в массе своей, слушали прекрасную, чистую, натуральную армянскую народную музыку без пошлых наслоений под названием "современная аранжировка" или примесей чуждых ей восточных наигрышей. Хотя, конечно, не обошлось и без посетителей, громко разговаривавших, звонящих по сотовым телефонам и даже чокающихся под а-капельное пение квартета.. Ну да Бог с ними.
В целом первая, "фольклорная" часть прошла на "ура". Все было сделано правильно - ведь клуб-то должен специализироваться на фолк-музыке с различными приставками - фолк-джаз, фолк-рок, авангард-фолк. Поэтому, вполне резонно, начал он свое существование с чистого, корневого фолка. Ну, а потом началось! На сцену вышел долгожданный Armenian Navy Band и великолепный Арто Тунчбояджан. В составе коллектива на сегодняшний день двенадцать музыкантов, среди которых и лучшие армянские джазмены - Армен Уснунц (саксофоны), Ваагн Айрапетян (клавишные), Вардан Аракелян (бас), Арман Джалалян (ударные) - и представители фолк-музыки: Вардан Григорян (дудук), Норайр Карташян (зурна, блул), Анаит Артушян (канон) и другие. Оркестр исполнил всю свою новую программу, составляющую, собственно, и новый альбом. Вот тут-то публика оттянулась по настоящему. Никто не остался безучастным - люди подпевали артистам, хлопали, вскакивали со своих мест и всеми прочими средствами выражали свой восторг и одобрение. Мероприятие затянулось до глубокой ночи, однако ни одного пустого места так и не появилось до самого конца, так затянула собравшихся музыка.
Исполняемая музыка, составляющая контент третьего альбома группы, немного отличается от предыдущих программ Armenian Navy Band. В основе своей это тот же этно-джаз, или, как настаивает сам Арто, авангард-фолк. Но в отличие от предыдущих, здесь имеет место некая сюита на темы, связанные с природой, сущностью человека, его бытия и прочими глобальными темами. Названия композиций говорят сами за себя - "Вода", "Земля", "Огонь", "Жизнь" и т.д. Длинные, сложные по построению, гармонической линии и ритмическим рисункам композиции, авторство которых принадлежит лидеру группы, оставили очень приятное впечатление. Все было звучно, зажигательно, весело и оптимистично. Обстановка этакой восточной ярмарки сама собой вырисовывалась на сцене в ходе концерта.
Краски к этой музыкальной картине добавлял и сам лидер бэнда. Он пел в своей уникальной манере, виртуозно играл на различных перкуссионных инструментах и даже на вещах, не предназначенных специально для музицирования - на эмалированных кастрюлях, бутылках от минеральной воды и тому подобных предметах домашнего обихода, чем доставлял огромную радость многочисленным слушателям. Виртуозное владение экзотическими инструментами, постоянный настрой на этакую музыкальную эксцентрику - отличительные черты Арто-музыканта. Ну, а композиции, которые он играет со своими друзьями-партнерами, представляют собой некий сплав музыки ушедших поколений и звучание современной жизни. Можно сказать, что Armenian Navy Band своей музыкой материализует результаты жизненного опыта и впечатлений от долгих путешествий по миру Арто Тунчбояджана. Будучи ансамблем великолепных инструменталистов, Armenian Navy Band исполняет живую музыку, идущую из глубин культурных традиций и современной жизни Армении. Как-то раз пару лет тому назад, во время его очередного визита на родину, мне удалось поговорить с ним. Тогда он объяснил направленность своего творчества следующими словами: "Я пытаюсь сделать так, чтобы в моей музыке постоянно звучала моя армянская сущность". И он твердо придерживается этого принципа вот уже много лет.
Уходя из клуба, вспомнил штамп - "возвращался усталый, но довольный". Это был тот самый случай. Немного усталый (просидеть 4-5 часов на жестком стуле не очень-то просто), но абсолютно счастливый тем, что в Ереване теперь есть место, куда можно пойти, чтобы послушать музыку и расслабиться. Не поесть, выпить и побренчать драгоценностями, а именно получить удовольствие от музыки и приятного общения. Слава Богу, дожили!
Армен Манукян
собкор "Полного джаза" в Ереване
|