502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 9
2004

Гитарный фестиваль в Петербурге: гитаристы и другие
С 25-го по 29-ое февраля в Санкт-Петербурге проходил IX Международный фестиваль гитарного джаза, который традиционно устраивал "JFC джаз-клуб". Автор идеи фестиваля - известный петербургский джазовый композитор, пианист и вместе с тем арт-директор "JFC джаз-клуба" - Андрей Кондаков. С ним мы и начинаем беседу о фестивале.

Андрей, почему вы - пианист - стали инициатором гитарного фестиваля?

Андрей Кондаков- Я каким-то странным образом постоянно связан с гитаристами.
Первый успех и первое признание ко мне пришло тогда, когда я играл с гитаристом Андреем Рябовым. Мне нравилось сотрудничество с ним, мы воздействовали друг на друга. Я впитывал от него все, что касалось традиционного джаза, Андрей заряжался от меня желанием писать свою музыку. Потом Андрей уехал в Америку, а я стал сотрудничать с американским гитаристом Стивом Блэйером. Благодаря этому музыканту я впервые попал в США. Позже возникло взаимодействие с другим американским гитаристом, Поллом Болленбэком. Я играл с московским гитаристом Алексеем Кузнецовым, с Валерием Белиновым, который живет сейчас в Нью-Йорке. Мне интересно играть с гитаристами. Так сложилось. Может, это случайность, а может - в этом есть какая-то закономерность, но, так или иначе, возникло желание развивать гитарный джаз. 
Первый фестиваль возник довольно случайно, а потом мы подумали: "А почему бы нам не провести его снова - во второй, в третий раз?"... И, наконец, в девятый.
Приглашать мы стараемся неизвестных гитаристов, в смысле неизвестных широко в Москве, в Питере, гитаристов из других городов. В фестивале также участвуют петербургские гитаристы и еще одна-две "звездочки" из Европы или Америки.

В разговор вступает Феликс Народицкий (директор JFC джаз-клуба): 

- Я считаю, что гитара - особый инструмент. Инструмент, который создает ниточку между большими массами людей и джазом. Ведь что такое гитара в России? Это барды, рок, а тут - джаз. И в джазе гитара ведет себя иначе. 

Андрей Кондаков:

- Да, но название - фестиваль гитарного джаза - очень условное. Оно вовсе не означает, что мы ограничиваемся рамками только джаза. В фестивале всегда принимали и принимают участие разные гитаристы, которые исполняют и блюз, и рок и другую гитарную музыку...

Официальной площадкой фестиваля все эти дни была сцена "JFC джаз-клуба", но выступления проходили и в "Jazz Time Bar'е", клубе "Take Five", "Neo Jazz Club'е", "Che". Гала-концерт состоялся 26 февраля на сцене Учебного театра СПГАТИ на Моховой.
В программе концерта было два отделения. В первом выступало трио Данкана Пелтенбурга (Голландия), во втором - Without Address Band (Россия - Франция).
Несмотря на весь пафос подачи и поддержку Генерального консульства Голландии в Санкт-Петербурге, выступление голландцев - трио Данкана Пелтенбурга (Данкан Пелтенбург - гитара, Робин Курц - бас-гитара, Йорун Вролик - ударные) - как-то не впечатлило. Наверное, то, что они исполняли, можно было бы определить как рок, но, пожалуй, это была просто не слишком внятная музыка Данкана Пелтенбурга, солировал в которой не гитарист, а барабанщик. Конечно, барабанщику удалось продемонстрировать свое техническое мастерство, но отнюдь не музыкальность. В техническом отношении все музыканты были сильными, однако ансамбля у них не получалось. Что удивительно, потому как на "Днях голландского джаза" другие голландские музыканты обратили внимание петербургской публики именно на умение слушать и общаться друг с другом.
Without Address Band
Во втором отделении выступал Without Address Band: Андрей Кондаков (клавишные), Андрей Светлов (бас-гитара), Алексей Дегусаров (гитара), Йоэль Гонзалес (перкуссия), Сергей Остроумов (ударные).
Without Address Band, или проект "Без адреса" возник как взаимодействие трех лидеров - Андрея Кондакова, Андрея Светлова и Валерия Белинова. Каждый музыкант имеет собственные стилистические устремления. Андрей Кондаков ориентирован на композиторскую музыку, Андрей Светлов - на этническую, Валерий Белинов - на ритм-энд-блюз. 
Образовался проект в конце 90-х, в то время, когда Андрей Кондаков, который родом из Днепропетровска - уже, а Валерий Белинов, который родом из Риги - еще - жили в Санкт-Петербурге, Андрей Светлов - тоже из Риги - жил во Франции, Йоэль Гонзалес - с Кубы - в Питере, Сергей Остроумов - в Голландии. Однако разноудаленность музыкантов не мешала им встречаться, находить общий музыкальный язык, записываться и, наконец, выпустить CD. Собственно презентацией диска и стало выступление Without Address Band на фестивале гитарного джаза. В презентации не смог принять участие Валерий Белинов, его заменил петербургский гитарист Алексей Дегусаров.
Стоило бы остановиться на каждом музыканте, но, поскольку фестиваль все-таки гитарного джаза, остановимся на бас-гитаристе Андрее Светлове. Это он был той самой "звездочкой" на фестивале, о которых в начале нашего повествования говорил Андрей Кондаков.
Андрей СветловАндрей Светлов родился и вырос в Риге, там же начал играть сначала на гитаре, затем на басу. Чтобы не идти в армию, "сбежал" в Петербург, поступил в музыкальное училище им. М.П.Мусоргского и совсем скоро, года через два, уехал в Париж, где живет уже тринадцать лет. Так что в России имя его если и известно, то узкому кругу музыкантов. Французскую сцену мы знаем плохо, ссылаться на французские имена бесполезно. Но летом 2003-его года Андрей Светлов в составе группы "Senses" приезжал на Петропавловский джазовый фестиваль и, как басист этого коллектива, так запомнился петербуржцам, что никакие маленькие буквы на афише не помешали залу Учебного театра наполниться, преимущественно - музыкантами.
Что же это за басист такой? 
Басист - просто потрясающий, если за затертостью слова "потрясающий" разглядеть его суть. Потрясающий и как аккомпаниатор, и как солист. Но потрясает Андрей Светлов вовсе не пафосной демонстрацией техниками владения инструментом, а спокойно перетекающей от начала к кульминации мыслью человека добродушного, открытого и беспечного. В его игре постоянное движение. Он всегда в ритме. Он то ступает осторожно, то взбирается проворно, то уворачивается ловко, то взмывает. Его бас сух, точен и чрезвычайно энергетичен, а энергетика не подавляющая, а, напротив побуждающая и вдохновляющая.

Андрей, как ты стал бас-гитаристом?

Андрей Светлов- Старший брат подсадил меня на это. Когда я был еще сопливым, он здорово играл классику на гитаре. Ну и меня учил - таким образом: заставлял на грифе гитары показывать, к примеру, все ноты "до". Если я не показывал, он мне по шее давал, причем конкретно. Я тогда на него сильно злился, но сейчас благодарен. 
Затем в школе у нас кружок был, там я взял в руки бас. Почему бас - потому что я был фэном Пола Маккартни. Постепенно мое увлечение становилось серьезным, но родителям оно не нравилось, и они отправили меня в Медицинский институт.
Я поступил, отучился там два месяца и бросил. Ну, как отучился - все равно хитрил: говорил родителям, что иду на занятия, а сам со знакомым барабанщиком шел заниматься. Ну, потом все это открылось. 
Пошел в кабак. Работа в кабаке - неплохая школа. 
Еще я поступил в Рижское музыкальное училище на контрабас, но на контрабасе играть мне не понравилось - скучно было водить смычком. Сейчас жалею, что не продолжил обучения - контрабас все же классный инструмент. Но не все еще потеряно. Всему свое время.
Потом меня хотели забрать в армию, и я сбежал в Петербург. Поступил в музыкальное училище, но его тоже не закончил, потому что скоро уехал в Париж.
Я, кстати, очень рад, что уехал именно во Францию, а не в Америку или какую-либо другую страну, потому что во Франции такая мешанина, там столько разных людей - из Африки, Северной Африки... В Париже можно кого угодно встретить.

И твой интерес к этнической музыке возник уже во Франции? 

- Да, потому что во Франции благодатная почва для этого, а в России этническая тема как-то не очень открыта.
В России я джаз-рок играл, а приехал во Францию - и стал узнавать новое, совмещать с какими-то современными ритмами. Я полюбил этнику, однако сейчас вновь начинаю интересоваться джазом.
У меня был период, когда я играл стандарты, теперь снова возвращаюсь к этому. Джаз - интересная музыка и дает больше возможностей для технического самовыражения.
Вообще, я считаю, что на данный момент в мире ничего не происходит. Если взять 80-е или 70-е годы, то такая группа, как Weather Report - ее музыка была революцией, революцией была музыка Майлса Дэйвиса. А сейчас - может, я и ошибаюсь - происходит застой идейный. Было бы здорово, если бы появилось что-то новое, но для этого нужно искать, экспериментировать. Я полагаю, что микс культур и технологий может привести к этому.

А много тех, что ищут?

Андрей Светлов
- По логике жизни таких людей меньше, гораздо меньше, чем тех, которые находят форму и в ней существуют. Но во Франции есть такая пословица: надо, чтобы было все для того, чтобы получился целый мир.

Расскажи о том, как ты приехал в Париж. 

- Я приехал в Париж и испугался...
Приехал. Вышел из поезда, со мной тогда был огромный чемодан и бас, тоже в огромном деревянном чехле.

Какой бас у тебя тогда был?

Fender Jazz Bass, из которого я все лады повыдирал. Я тогда был в кризисе Джако Пасториуса. Почти все бас-гитаристы переживают этот кризис. Потом я вышел из кризиса, и это очень хорошо, потому что нет ничего отвратительнее имитаторства. Сымитировать с абсолютной точностью никогда не получится, а подражательство слышно сразу. Поэтому тот свой бас я спихнул быстренько и купил себе новый - пятиструнный Ibanez.

А почему испугался?

- Ну, приехал - французского я тогда не знал, немного говорил по-английски. На английском во Франции говорят, но с большой неохотой.
Впрочем, всегда, когда попадаешь в другую страну, есть простой путь - попасть в эмигрантскую тусовку, но я так делать не захотел. И первый год был сложным.
Конечно, я сразу же пошел в клубы. Услышал, как люди играют, и понял, что надо садиться и заниматься, причем жестоко. Я сел и стал заниматься, а через год пошел на джем. Дальше - классический путь: знакомишься с людьми, тебя приглашают, работаешь.

Во скольких проектах ты сейчас участвуешь?

С "Senses" я прекратил сотрудничество. Была неприятная история, о которой я не хочу говорить, после нее я, барабанщик и клавишник ушли из группы. И теперь главный для меня проект - это мой собственный, с моей музыкой. Это электронно-этническая музыка. В проекте участвует барабанщик, с которым мы вместе играли в "Senses" - его зовут Жюльен Тэкиен. Сейчас мы записываемся, а в июне, если все получится, приедем в Россию на Петропавловский джазовый фестиваль.
Записываю альбом с певицей, которую зовут Найджма. Она из Пакистана, живет в Лондоне. В этом же проекте принимают участие саксофонист Стив Коулмэн и барабанщик Лоран Робан. Думаю, интересный альбом получится.
Играю в джаз-клубах. Встретил в Париже трубача из Москвы - его зовут Валентин Насонов. Вместе с ним у нас септет.
Еще у меня есть сольная программа, которую я играю на выставках. Фирма "Yamaha" предложила мне сотрудничество: я играю на басу Yamaha TRB5P. Это волшебный пятиструнник, он мне очень нравится. На нем можно играть и очень высоко, и очень низко, и еще он очень мелодичный, прекрасен в соло. 

Ты сольно выступаешь только на выставках? Почему не сделаешь какой-нибудь сольный проект?

Не знаю, я как-то с опаской отношусь к таким проектам. В моем проекте бас тоже несет скорее аккомпанирующую функцию.
Понимаешь, бас - это мостик между гармонией и ритмом, и потому бас - очень важный инструмент. Хорошо, когда у басиста появляется возможность реализовать себя сольно, но никогда нельзя забывать о своей функции. Нужно уметь оставаться на своем месте.

29 февраля днем в JFC состоялся мастер-класс Андрея Светлова, где он рассказывал молодым басистам о том, как добивался ровного звука, как работает над ощущением времени, говорил о своем отношении к бас-гитарам и бас-гитаристам, почему не играет на шестиструнном басу. Говорил, что согласен с теми, кто считает, что "снимать" полезно, хотя сам никогда этим не занимался, потому что делать это ему было "лениво". 
Потом молодой басист задал ему такой вопрос: 

Андрей, как тебе при том, что ты такой (!!!) басист, удается оставаться таким спокойным?

- Я полагаю, что моя жизнь во Франции меня многому научила. Я уезжал отсюда "раскрутым слэппером", а оказалось, что все это шелуха. Просто надо всегда помнить, что есть кто-то, кто лучше тебя.

Гитаристом в проекте "Без адреса", как это уже упоминалось выше, был Алексей Дегусаров. С Without Address Band он проявлял себя как джаз-роковый, фанковый и фьюжновый гитарист, а позже - 29 февраля - в дуэте с другим петербургским гитаристом Ильдаром Казахановым, затем в Jazz Time Bar'е в трио тоже с петербуржцами Робертом Пилякальнисом (бас-гитара), Александром Старосельским - как джазовый.
Широкой публике Алексей Дегусаров известен как гитарист группы Doo Bop Sound и Lera Gehner Band.
Родился Алексей в Гатчине, учился в музыкальной школе сначала на скрипке, затем на фортепиано, в 14 лет "схватил" гитару.

Алексей ДегусаровАлексей Дегусаров:

- Со мной сдвиг произошел какой-то. Я вдруг понял, что из дома можно не выходить. Последние два года я действительно в школу почти не ходил. Занимался по 6-8 часов в сутки и, это меня абсолютно не напрягало. Cнова поступил в училище им. М.П.Мусоргского. А там - джемы, музыка разная - и джаз, и хард-рок. На четвертом курсе познакомился с музыкантами группы "Doo Bop Sound" и с тех пор мы вместе. Правда, был момент, когда я ненадолго уходил в попсу - играл в группе "Чай вдвоем", но затем вернулся.

Алексей Дегусаров - удивительный гитарист, звуки у него бликуют и переливаются, он стильный - и в джазе, и в фанке, еще он искусный игрок и всегда отзывчивый, надежный партнер.

Леша, ты - гитарист, а для гитаристов почему-то страшно важно, кто на какой гитаре играет. Раньше в джаз-роковых проектах я наблюдала тебя с Fender'ом, джаз ты играл на "мастеровой" гитаре. Теперь везде у тебя одна гитара. Что это за гитара? Чем она лучше?

- Называется эта гитара Gipson LP Studio. Это недорогой, но вместе с тем неплохой инструмент. Меня он привлек необычными датчиками. Конечно, в Stratocaster'е куча своих плюсов. Fender Stratocaster - это самая фанковая гитара, она универсальная. Мой Gibson не такой универсальный, но для джаз-рока подходит и, в то же время, на нем можно играть джаз - получается достаточно мягко, а за счет датчиков у звука создается кристальная чистота. Такое звучание сейчас меня удовлетворяет.

А что или кто для тебя гитара?

- Лучший друг.

Почему ты не записываешь сольных альбомов?

Алексей Дегусаров- Надо, надо... Просто live записать - не проблема. Но для чего? Чтобы представлять себя? Вот я - гитарист Алексей Дегусаров. А вот - мой диск. Послушайте. Это нужно для работы, но я и так востребован, такой необходимости нет. А записать диск так, чтобы он соответствовал моему отношению к звуку - это другое. Сводил новый диск Леры Гехнер - работал в студии, много чему научился. Вот опыт накопится, осядет, созреет сольный диск.

26-го же февраля, но в джаз-клубе JFC выступал московский гитарист Роман Мирошниченко в трио с Александром Болдыревым (бас-гитара) и Ильей Покровским (ударные).

Роман, с чего началось твое увлечение гитарой?

- Пришел брат из армии. Стал меня воспитывать в духе рока. Слушали Виктора Цоя. Затем купили гитару. Брат позанимался месяц и бросил, а я - нет. Потом меня пробило на блюзы - Стиви Рэй Воэн, Джими Хендрикс. Позже я попал к педагогу. Зовут его Александр Любченко. Он-то и открыл глаза мне на музыку. Выяснилось, что есть такие гитаристы, как Ал ДиМеола, Пако де Лусия. В этом русле я и нахожусь до сих пор.

Ты всегда на акустике играл?

- Был какой-то период, когда я играл на электрогитаре, но для меня она все равно неживая.

Тем не менее, ты используешь электронику?

- Да, потому что это модно. Народ так быстрее заводится.

Значит, ты электронику для подтопки используешь. Это коммерческий ход такой?

- Я - коварный! Но на самом деле это придает дополнительные краски.

28 февраля в JFC выступал ансамбль Виктора Матвеева (Санкт-Петербург): Виктор Матвеев (гитара), Алексей Никонов (клавишные), Владимир Черницын (контрабас), Андрей Иванов (ударные) - с джазовыми стандартами. Участвовала группа "Flama", другие петербургские коллективы. Завершился фестиваль джемом в клубе "Che".

Забавно все-таки, что героем IX Международного фестиваля гитарного джаза стал бас-гитарист Андрей Светлов. Может, это - случайность, а может, в этом есть какая-то закономерность. Гитара - это ниточка. Бас-гитара - это мостик. Или лифт от недр Земли к будущему. Стержень человечества в человеке. Основа, что держит на себе целый мир. Быть может, для того, чтобы удержать мир, и выходит бас-гитара в современной музыке на лидирующую позицию...

Елена Насонова
собственный корреспондент "Полного джаза"
в Санкт-Петербурге

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service