Как
это было
в Москве |
Концерт одного из лучших европейских джазовых оркестров - WDR Big Band из Кельна, прошедший в Большом зале Московского международного дома музыки 26 февраля, стал стартовой точкой сразу двух важных событий в музыкальной жизни Москвы: "Года российско-германских музыкальных встреч-2004" и цикла концертов "Европейский джаз - XXI век". Начало оказалось весьма символичным. Действительно, выступление этого уважаемого бэнда, ведущего свою историю аж с 1947 года, в сотрудничестве со специальным российским гостем - членом Международной гильдии трубачей и просто выдающимся музыкантом из Екатеринбурга
Сергеем Пронем - задало обоим событиям весьма правильный тон.
По словам Манфреда Шоофа (Manfred Schoof), известного немецкого авангардного трубача и композитора, который приехал с оркестром Западногерманского радио (именно так расшифровывается аббревиатура WDR - Westdeutsche Rundfunk) в качестве дирижера, основной идеей вечера стала универсальность джаза. Действительно, со сцены звучали очень разнообразные по стилю и фактуре произведения. Музыкальную часть вечера открыл Второй концерт для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова в аранжировке тромбониста WDR Big Band Дейва Холера (Dave Horler). Тема этого фортепианного концерта давно уже не дает покоя джазменам во всем мире: они снова и снова возвращаются к ее мелодии и такой близкой джазовому языку гармонической схеме. В частности, в России хорошо известна джаз-роковая трактовка этого произведения, сделанная саксофонистом Алексеем Козловым для его "Арсенала".
На этом академические аллюзии не иссякли. В частности, было исполнено произведение И.С. Баха "в соавторстве" с тенор-саксофонистом оркестра Рольфом Рёмером (Rolf Roеmer), который просто наложил тему своего сочинения на гармонические построения Баха, а также джазовая аранжировка композиции Эрика Сати "Gnossienne №4". Вообще, насколько можно было судить по прошедшему в ММДМ концерту, WDR Big Band мыслится как оркестр солистов, на равных с руководителем принимающих участие в построении программы и подготовке музыкального материала практически с нуля, то есть с момента написания аранжировки. Причем происходит этот процесс очень рационально, вне зависимости от возраста и именитости музыканта.
В частности, в концерте прозвучало произведение самого молодого участника коллектива - тенор-саксофониста Пауля Хеллера (Paul Heller) "Thinking of You" - композиция сложная, по-юношески максималистичная, изобилующая гармоническими надстройками. Кстати, композиция эта заставила задуматься, что называется, о тенденциях, так как одну из очень важных тенденций современного джаза обнажила весьма ярко: для множества современных авторов мелодическое развитие материала уступило место гармоническому, а под гармоническим развитием большинство авторов понимает теперь гармонические замены, альтерации и надстройки. Да, это очень здорово и "прогрессивно" звучит - для специалистов, которые привыкли писать сложные гармонические диктанты и вообще умеют анализировать музыку на слух. Средний же слушатель теряется в альтерациях, не в силах вычленить в плотных, стремительно сменяющих друг друга звуковых "пачках" (да еще и сыгранных, как в случае с кельнским оркестром, тембрально крайне плотно, а динамически напористо и агрессивно) развитие музыкальной мысли и быстро уставая от такого напора причудливых и, что там греха таить, временами просто сложных звуковых фактур...
Сам дирижер Шооф (кстати, в WDR Big Band дирижер - не лидер, а только приглашенный специалист: подлинный лидер - это творческий директор оркестра Лукас Шмид, который на сцене не появляется) предложил публике только одну свою композицию, зато очень ясную и тонкую по мышлению и звуковому колориту - "Reflections", где ярко прозвучал вибрафон молодого Кристофера Делла, который, как кажется, пытается сочетать в своей игре принципиально разные влияния - горячую, блюзовую, "земную" линию афроамериканских "шестидесятников" (Милта Джексона, Бобби Хатчерсона) и академично сложную, холодную линию, идущую прежде всего от нынешнего ректора бостонского колледжа Беркли - Гэри Бертона.
Очень хорошее впечатление на публику произвел лиричный, романтически-задумчивый "My Favorite Waltz" трубача WDR Big Band Клауса Остерло (Klaus Osterloh), а также обладающее ощутимым внутренним драматизмом произведение "Trip" тромбониста Людвига Нусса (Ludwig Nuss). Но еще больше, чем зарубежных героев, московская публика любит, когда с зарубежными героями играют герои отечественные. Поэтому особенное оживление началось в зале, когда во втором отделении к кельнскому оркестру присоединился специальный российский гость - трубач Сергей Пронь.
Незаслуженно мало известный в Москве, этот екатеринбургский виртуоз, технические и творческие возможности которого позволяют ему с легкостью и, главное, эстетически убедительно играть и в мэйнстримовой традиции, и в поисковых горизонтах "нового джаза"
(причем вполне европейской направленности), репетировал с оркестром только в день концерта, поэтому неудивительно, что его авторскую пьесу "Song for David" (посвященную далекому от новоджазовых экспериментов, но верному свободному духу джазовой импровизации народному артисту Давиду Голощекину) играл не полный состав биг-бэнда, а только ритм-секция и солисты - зато они показали себя во всей красе. Надежный как скала американский контрабасист Джон Голдсби, импульсивный и умный голландский барабанщик Мартийн Финк, романтичный вибрафонист Кристофер Делл и особенно пианист Франк Кастеньер, сыгравший в пьесе Проня проникновенную, ясную по мысли и пронзительную по чувству сольную каденцию, сразу расширившую эстетический диапазон этого сочинения, привнесли в предложенный Сергеем материал много индивидуального и свежего, так что в эти короткие минуты подлинная джазовая интеракция (мгновенное взаимодействие между музыкантами) ощущалась особенно остро.
Эти минуты, а также участие Проня в финальном tour de force всего оркестра, позволили услышать даже большее, чем просто отличный радийный биг-бэнд, способный играть совершенно любой материал на высочайшем профессиональном уровне. Они позволили отчетливо понять, что этот оркестр (в отличие от подчиняющегося всеобъемлющей творческой воле своего лидера, Матиаса Рюэгга, другого ведущего европейского биг-бэнда - Vienna Art Orchestra, который москвичи
видели два года назад на фестивале "Богема Джазз") нацелен прежде всего на приглашенную звезду. И то сказать: среди работ WDR Big Band в грамзаписи не так уж много записей собственно оркестра как такового, в основном это альбомы, представляющие того или иного музыканта - северо- или латиноамериканского (Пакито Д'Ривера, Лало Шифрин - с ним у оркестра записано аж восемь альбомов! - Боб Брукмейер, Винс Мендоса, Питер Эрскин и др.) или же европейского (Джанлуиджи Тровези, Маркус Штокхаузен, Торстен Волльман, Нгуен Ле и др.) в сопровождении - и партнерстве! - с оркестром. Интересно было бы увидеть Сергея Проня с оркестром не в номинальном партнерстве, продиктованном волей организаторов первого концерта нового цикла, а в подлинном - впрочем, для этого, конечно же, должна наличествовать заинтересованность в таком сотрудничестве самого оркестра...
Слушать оркестр в Большом зале нового Дома музыки, сказать по совести, было непросто. В первых рядах отчетливо "торчала" усиленная порталами группа саксофонов, а трубы и особенно тромбоны было более или менее прилично слышны только тогда, когда вся соответствующая группа вставала, чтобы, следуя партитуре, как следует "дунуть" - но слышно прямым акустическим звуком, а не в порталах; там же, в первых рядах, отчетливо, доминируя над оркестром, читались соло пианиста, а вот до лож бельэтажа и тем более до балконов они не долетали, более того - в этих зонах зала (где сидела как минимум половина публики) вообще слышно было очень немногое, так как прямой звук (что со сцены, что из порталов) дискомфортно смешивался с многочисленными, хаотически летающими по залу отражениями. Все-таки этот зал по акустике не очень годится для такой динамически разнообразной и насыщенной игры. Радует, что следующие концерты цикла "Европейский джаз - XXI век", которые планирует его художественный руководитель Михаил Митропольский, назначены уже в Театральном зале, который, судя, например, по ноябрьскому концерту фестиваля "Джазовая провинция", для такой музыки подходит значительно лучше. Кстати, следующий концерт - 16 апреля, и будет это один из ведущих артистов легендарного европейского лейбла
ECM, польский трубач Томаш Станько.
Анна Филипьева
(текст)
Кирилл Мошков (текст, фото)
|
В культурном центре "Дом" 20 февраля прошел концерт совместного русско-французского проекта "ZooJazz" под руководством видной фигуры отечественного авангарда - саксофониста Сергея Летова. Надо сразу отметить, что концерт вышел по многим показателям спорным и неоднозначным. Однако было бы несправедливо утверждать, что публика, в равных долях представленная русско- и франкоговорящими слушателями, ушла с концерта разочарованной. Возможно, недовольные вели себя крайне тактично; а возможно, проникшиеся выражали свой энтузиазм крайне красноречиво. Так или иначе, весьма теплый прием музыкантам обеспечен был.
Состав проекта выглядел следующим образом: Сергей Летов (саксофон, флейты), Иван Соколовский (клавишные, фонограммы), Паскаль Руссо (туба, мелодекламация, вокал), Кристоф Саньяс (гобой, мелодекламация, вокал), Юрий Рубин (перкуссия) и Клер Петрушин (мелодекламация, вокал). Собственно, тон выступлению был задан непосредственно с момента появления главных действующих лиц на сцене. Действо началось со своеобразного представления участников проекта - Паскаль Руссо, Кристоф Саньяс и Клер Петрушин, активно жестикулируя, нарочито вразнобой прокричали вышеуказанные имена музыкантов с указанием на французском языке их функциональной роли в начинающемся представлении.
Собственно, дальнейшее музицирование происходило в том же ключе - складывалось впечатление, что, слаженно исполнив тему, все исполнители затем, держа в сознании примерный план развития композиции, самоуглубленно гнули свою линию, не особенно между собой взаимодействуя. В роли же формообразующей составляющей выступал Иван Соколовский, задававший музыкантам определенную ритмическую канву.
В общей сложности наиболее точно можно было бы охарактеризовать звучание данного состава как smooth avant-garde. Действительно, довольно популярно звучащий (хотя и не танцевальный) электронный ритм, остинатное сопровождение и несложные темы композиций, часто используемый дорийский минор, тяготение к наиболее распространенной композиционной структуре (тема-импровизация-кода), узнаваемые элементы, позаимствованные из world music - все это направляло восприятие в русло общедоступности. В то же время диссонантность, особенно ярко проявляющаяся как элемент мотивного развития в кульминационные моменты, относительная свобода действий каждого музыканта в ходе исполнения музыки, определенные имитационные и шумовые приемы, специфическая мелодекламация и прочие подобные моменты уравновешивали чаши весов между общедоступностью и, так сказать, авангардностью.
Наиболее спорным моментом во всем представлении, пожалуй, стоит назвать вокальное творчество его участников. Собственно сам факт речитации на французском языке в целом можно было бы воспринять как нечто несущее на себе печать художественной ценности, даже если восприятие французского текста свести к фонетике и мелодике. Тем не менее все же франкоговорящая аудитория оказалась в более выгодном положении, поскольку понимала текст. А вот в части вокального исполнительства, увы, понимание значений слов вряд ли скрасило бы картину. Опять же увы: будучи крепкими инструменталистами, ни гобоист Кристоф Саньяс, ни тубист Паскаль Руссо успехов в певческом жанре не достигли. Вокал звучал, мягко говоря, очень по-любительски и не всегда приятно. В то же время на это особо и не пожалуешься, поскольку было видно, что оба музыканта, в общем-то, относятся к этому процессу со значительной долей иронии. Чего нельзя было сказать о Клер Петрушин, которая пару раз в течение концерта храбро подходила к микрофону, чтобы промелодекламировать что-то решительное на языке своих предков, то есть на русском. Впрочем, ее серьезность вполне компенсировалась довольно-таки комическим эффектом, которое производило ее чтение на русскоязычную аудиторию - в то время как аудитория франкоязычная, вероятно, в эти моменты начинала наслаждаться речитацией на непонятном языке так же, как до этого русскоязычная публика радовалась речитации французской. И чаши весов снова уравновешивались...
Евгения Бирюкова
Кирилл Мошков (фото)
|
24 и затем 26-28 февраля в "Ле клубе" выступала вокалистка из Нью-Йорка Дебора Дэвис. С ее концерта - фоторепортаж Гульнары Хаматовой...>>>>
|
|
|
Что
намечается:
московские анонсы |
Торговая марка "Parliament" и Игорь Бутман представляют: 25-27 марта в "Ле Клубе" - легенды американского джаза:
Джордж Коулмен (George Coleman) - саксофон
Хэролд Мэйберн (Harold Mabern) - фортепиано
Джон Уэббер (John Webber) - бас
Джо Фэнсуорт (Joe Fansworth) - барабаны
Джордж Коулмен родился 8 марта 1935 г. в Мемфисе (Теннеси). В детстве он самостоятельно обучился игре на альт-саксофоне. Он был лидером нескольких групп, сочинял и продолжает сочинять музыку, и эти способности, несомненно, берут свое начало в рано проявившихся талантах Джорджа и в его природной одаренности как музыканта. В 1950-х, уже будучи одним из ярчайших представителей джазовой сцены Мемфиса, Джордж Коулмен выступал в составе популярных блюзовых коллективов и работал с такими мемфисскими блюзовыми звездами, как Би Би Кинг. Покинув Мемфис в конце 50-х, Джордж Коулмен выступал в Чикаго и Нью-Йорке. В Чикаго музыкант работал с группой MJT+3, лидером которой был Уолтер Перкин (Walter Perkin), а также с другими группами и исполнителями. В Нью-Йорке он выступал с квинтетом барабанщика Макса Роуча (1958-59), с октетом тромбониста Слайда Хэмптона (1959-61) и органистом "Диким" Биллом Дэйвисом (Wild Bill Davis) в 1962. Весной 1963 г. Джордж отправляется в гастрольную поездку по Калифорнии в составе секстета великого трубача Майлса Дэйвиса. Став в результате постоянным участником ансамбля Майлса, Джордж оставался в его составе два года (1963, 1964), когда у Дэйвиса играли также контрабасист Рон Картер, пианист Хэрби Хэнкок и барабанщик Тони Уильямс. После записи нескольких успешных альбомов Джордж принимает решение покинуть группу, где впоследствии его заменил саксофонист Уэйн Шортер. С тех пор Коулмен в основном работал с собственными ансамблями как лидер, хотя не менее известна его деятельность как сайдмена (например, его игра звучит на альбоме Хэрби Хэнкока "Maiden Voyage", а в 1975-76 гг. он был членом квартета пианиста Сидара Уолтона). Самыми известными сольными альбомами Джорджа Коулмена считаются запись 1977 г. "Dynamic" и диск, увидевший свет в 2000 г. - "Eastern Rebellion".
На фортепиано в квартете Джорджа Коулмена будет не менее именитый мемфисский музыкант - Хэролд Мэйберн, с которым Коулмен играл еще в чикагском MJT+3 в конце 1950-х и впоследствии не раз возобновлял сотрудничество. Мэйберн, которому в этом году исполняется 72, работал с такими титанами, как Сонни Роллинз, Джей Джей Джонсон, Дональд Бирд, Фредди Хаббард, Уэс Монтгомери, певец Джо Уильямс, не считая кратковременной работы в ансамбле Майлса Дэйвиса (1963).
|
16-20 марта "Ле Клуб" и Игорь Бутман в рамках проекта
"New Generation of Jazz" представляют: Бен Шер
(Ben Sher), США - гитара.
Проект "New Generation of Jazz" призван представить московской публике молодых американских джазовых музыкантов.
Победители всевозможных конкурсов и фестивалей, эти музыканты за короткий срок добились успеха и популярности во всем мире. Вчерашние дебютанты, сегодня они представляют огромный интерес для продюсеров. Их отличает профессионализм и сложившийся индивидуальный стиль. Именитые и состоявшиеся звезды джаза с готовностью приглашают их к сотрудничеству, чтобы внести свежую струю в свое творчество. Это новое поколение, которое декларирует свой язык джаза, устанавливает новый стиль общения с публикой. И это делает их выступления яркими и неповторимыми. Сейчас эти молодые исполнители гастролируют по всему миру, открывая нам свое видение джаза. В серии
"New Generation of Jazz" в Москве уже выступили саксофонисты Шеймус Блейк и Маркус Стриклэнд, вокалистка Дебора Дэвис, а с 16 по 20 марта состоятся концерты гитариста Бена Шера.
Бен Шер считает, что на его игру оказали влияние и классический гитарный джаз (Уэс Монтгомери, Кенни Беррелл, Джордж Бенсон), богатейшие традиции бразильской гитарной школы(Баден Пауэлл, Жуан Боску, Жуан Жильберту) и, естественно, североамериканский блюз.
Бен родился в Питтсбурге. Там же он получил музыкальное образование в Университете Карнеги-Меллон
(Carnegie-Mellon), где совершенствовал свое мастерство у знаменитого бразильского гитариста Карлуша Барбозы-Лима.
В 1984 г. музыкант перебрался в Бостон, где уже через два года получил степень в Консерватории Новой Англии
(New England Conservatory). Примерно тогда же Бен принимает участие в записи двух альбомов тогдашнего главы джазовой программы КНА, композитора Гюнтера Шуллера -
"Jumpin Into the Future" и "Lookin Up From Down Below", а также записывается и выступает с Бостонским оркестром джазовых композиторов
(Boston Jazz Composers Orchestra). В 1994 г. выходит в свет первый сольный альбом Бен Шера
"Handprints", который был создан в традициях бразильского джаза. У критиков он получил заслуженно высокую оценку. В 1996 г. Бен отправляется в Бразилию, где принимает участие в записи сингла бразильского певца Освальдо Монтенегро
(Oswaldo Montenegro), спродюсированного легендой босса-новы Роберто Менескалем
(Roberto Menescal).
По возвращении из Бразилии музыкант записывает на лейбле BGI композицию
"Tudo Bem?", а затем основывает одноименную группу, в составе которой он успешно гастролирует в Австрии, Швейцарии и Германии. В 1999 году группа выступает на джазовом фестивале в Фукуоке (Япония). В 2000 году Бен Шер в паре немецкой эстрадно-джазовой певицей Уте Лемпер
(Ute Lemper) отправляется в двухмесячный тур по Европе, который включал выступления на крупных джазовых фестивалях в Монтре
(Montreaux Jazz Festival), Стамбуле (Istanbul Jazz Festival) и концертных площадках Берлина, Стокгольма, Милана и Барселоны.
В 2001 году выходит, пожалуй, самый известный альбом музыканта
"Please Take Me to Brazil". Помимо его группы Тudo
Bem, в записи приняли участие бразильский барабанщик Дудука да Фонсека
(Duduka da Fonesca) и бразильская вокалистка Лусиана Суза
(Luciana Souza), а также известный американский пианист Кенни Бэррон
(Kenny Barron). Кроме собственных произведений, Бен включил в альбом версии знаменитейших песен
"Agua de Beber" и "Wave" короля босса-новы Антонио Карлуша Жобима
(Antonio Carlos Jobim). Бен Шер также ведет курс игры на гитаре в бостонском Berklee College of
Music, а также проводит мастер-классы и семинары, посвященные бразильскому джазу.
Начало концертов в 20.00
Заказ билетов по тел. 915-1042
Адрес "Ле Клуба": ул. Верхняя Радищевская, 21 (здание Театра на Таганке, м. "Таганская" - кольцевая)
Еще один анонс представляет не отдельный концерт или тур, а целый фестиваль в Центральном Доме художника, причем фестиваль междужанровый - он призван объединить на одной сцене и джазовых, и блюзовых музыкантов, у которых и так много общего - прежде всего, общая сцена, московский клуб Cool
Train. 16 марта в ЦДХ пройдет Cool Train Club Jazz & Blues
Festival...>>>>
|
|
|