Wayne Shorter
-
"Alegria"
Verve, 2003
57:00
* * * *
|
|
Хотя новая работа одного из величайших сопрано-саксофонистов и композиторов современного джаза - это сразу надо сказать! - недотягивает до уровня многих прежних его сольных записей, недооценить факт нельзя: после концертника "Footprints Live!" (2002) Уэйн Шортер выпустил первый сольный студийный альбом с акустической музыкой за 36 лет! Да-да, предыдущий ("Schizophrenia") вышел аж в 1967 г., и с тех пор под именем Шортера, а тем более - под именем его самого известного проекта, Weather Report, выпускались только электрические проекты. Уже одно это заставило критиков всполошиться и поднять шумиху вокруг новой работы, объявив ее и альбомом года, и камбэком года, и лучшей композиторской работой, и Бог знает чем еще. И, надо сказать, альбом в абсолютном исчислении действительно хорош - хотя и не более того. Но еще интереснее он, так сказать, в исчислении относительном: на нем много самой разнообразной музыки, которая демонстрирует, как на самом деле сильно изменилась творческая матера Шортера и со времен работы с Майлсом Дэйвисом, и со времен Weather Report. Его собственные темы - "Orbits", "Angola" и другие - звучат в почти неузнаваемых версиях, а остальной материал поражает разнообразием звучаний, тембров и манер: мало того, что стилистически он варьируется от "Bachianas Brasileiras" великого бразильского композитора Эйтора Вила Лобоса до анонимной рождественской песенки XII века, в нем еще задействовано два совершенно разных и по игре, и по концепции звука ансамбля, общее между которыми - только басист Джон Патитуччи: в одних случаях это панамский пианист Данило Перес и барабанщик Брайан Блэйд, а в других - радикально иные по манере пианист Брэд Мелдау и барабанщица Терри Линн Кэррингтон, усиленная перкуссионистом Алексом Акуньей. Причем эти два состава иногда еще и смешиваются, и обогащаются отличной духовой секцией (с участием таких первоклассных мастеров, как саксофонист Крис Поттер и трубач Лу Солофф). В общем, выясняется, что 70-летний мастер не только еще пока здорово играет, и не только сохранил способность писать и аранжировать музыку - пусть и не так ярко и сногсшибательно свежо, как тридцать-сорок лет назад, но весьма оригинально и по-своему; он еще и продолжает искать новые пути, переосмыслять свой богатейший музыкальный и человеческий опыт. А это дорогого стоит.
Константин Волков
для Stereo & Video
|
|
На
первую страницу номера |
|