Алексей Попов: "Хочу ощущать себя саксофонистом
на все 100%"
В
январе в Санкт-Петербурге произошли два события, имеющие отношение к
одному человеку. Первое - презентация диска "Alexey Popov and Four &
More", второе - семилетие группы Doo
Bop Sound. Имя лидера и одного, и другого коллектива - Алексей Попов
(саксофон).
Алексей Попов родился и вырос в Санкт-Петербурге, с детства был вовлечен
в джаз, сам стал саксофонистом. Как всякий петербургский джазовый
саксофонист, воспитывался у Геннадия Львовича Гольштейна, однако в его
оркестре "Саксофоны Санкт-Петербурга" почти не играл. Хотел создать
что-то свое.
Появилась группа Doo Bop Sound. Музыка, которую играла группа, была
современной и не была простой. Тем не менее, публике она нравилась. Ей
нравились эти молодые, "борзые" ребята, нравился их фанк, их acid,
нравилось их про-дэйвисовское звучание трубы, нравились Мажоров (Борис
Мажоров - бас-гитара), Попов, Дегусаров (Алексей Дегусаров - гитара),
Никонов (Алексей Никонов - клавишные). Публика подсаживалась и
подсаживала друзей. На Doo Bop Sound, как на местную
достопримечательность, стали приводить туристов, гостей города. Вскоре
Doo Bop Sound стали ездить по стране, за ее пределы и расширять ряды
своих поклонников, вызывая в них завистливое чувство по отношению к
петербуржцам.
О том, что у Алексея Попова появился Four & More - коллектив, с которым
он играет мэйнстрим - я знала. Послушать мне его как-то не удавалось, да
я, впрочем, и не особенно стремилась. Должно быть, полагала, что Four
and More - это компромисс в условиях Санкт-Петербурга.
18 января в джаз-клубе JFC состоялась презентация диска "Alexey Popov
and Four & More". На нем - выступление группы, записанное год назад в
этом же клубе.
Костяк группы, то есть Four...: Алексей Попов (саксофон), Алексей
Никонов (клавишные), Владимир Кольцов-Крутов (контрабас), Гарий
Багдасарьян (ударные) и специально приглашенные гости, то есть "...&
More": Иван Васильев (труба), Алексей Дегусаров (гитара) - исполняли
джазовые стандарты.
И первая нестандартность - программа, которая была выстроена так: по
композиции из каждого десятилетия. Подряд звучали тема Хораса Силвера "Sister
Sadie" и композиция Алексея Попова "November, 19". Везде, как это
выяснилось позже, лидер коллектива призывал музыкантов придерживаться
определенной стилистики.
Другая нестандартность - инструменты. Возьмем, к примеру, тему "Candy"
20-х - 30-х годов. Инструментальный состав: барабаны, контрабас, гитара,
труба, тенор-саксофон (!), страйд-пиано и клавишные (!). Полистилистика.
Третья нестандартность окрашена индивидуальностью каждого музыканта и
тем временем, в котором они живут. Неожиданным получился эффект от
сочетания трубы Ивана Васильева и тенор-саксофона Алексея Попова:
проясненность и сумрачность, мажор и минор, блюз! Бесконечно бережным
был аккомпанемент гитариста Алексея Дегусарова, галантно-игривыми -туше
и акценты клавишника Алексея Никонова, теплым - контрабас Владимира
Кольцова-Крутова и отзывчивыми - барабаны Гария Багдасарьяна.
Так-то, изящной эклектикой оказался Four & More, а не компромиссом.
25 января выступлением в Филармонии джазовой музыки отмечала свое
семилетие группа Doo Bop Sound: Алексей Попов (саксофон, клавишные,
кларнет), Игорь Шилов (труба), Алексей Никонов (клавишные), Владимир
Кольцов-Крутов (бас), Николай Миронов (ударные).
Семь лет группа играет музыку, которую называют то фанк, то acid-jazz,
то nu jazz, и семь лет эта музыка чем-то да цепляет. Чем?
Звучанием, спутанным из разного рода металлов - железа, меди, стали,
мельхиора, алюминия? Прогрессирующе жесткой подачей, мощной энергетикой?
А может, интуитивно нащупываемой злободневностью?
На восьмом году жизни в коллективе произошли некоторые изменения: лидер
обзавелся клавишно-электронными примочками, кларнетом (!) - единственным
неметаллическим тембром в ансамбле; между саксофоном и гитарой
участились инструментальные "перетирки"; барабанщик вконец растарзанился,
появился новый басист.
Настало
время поговорить с ответственным за все это безобразие Алексеем Поповым
- музыкантом, которому, как мне кажется, удается услышать современность,
а затем воплотить ее в звучание своих ансамблей.
Леша, давай начнем с Four and More. Когда образовалась группа?
- Группа Four and More образовалась где-то в начале 2002 года. Причем
подвижку этому дал сам маэстро Голощекин.
Мы играли джазовые стандарты в трио - я, контрабасист Владимир
Кольцов-Крутов, клавишник Алексей Никонов. Давид Семенович Голощекин
услышал нас в "Мухе-Цокотухе" и сказал: "О, Леша, я знаю, ты фанк
играешь, а тут стандарты. Давай, я поставлю вас в Филармонию?". Я
позвонил барабанщику Гарию Багдасарьяну, спросил, не хотел бы он
участвовать в этом проекте, он ответил: "Да". Вот так у меня и возникла
идея создать группу Four and More. Я думаю, что мне скучно было бы
заниматься только одним проектом, хотя с Four & More я не ставил перед
собой никаких задач. Были рядом отличные партнеры, с которыми приятно
были играть, меня это устраивало, раз в два месяца мы играли в JFC,
каждый месяц - в Филармонии джазовой музыки, принимали участие в
фестивалях. И как-то само собой получилось так, что Four & More стал не
просто джемовым проектом, а еще одним ансамблем, который я курирую.
Doo Bop Sound у тебя появился практически сразу после окончания
музыкального училища?
- Нет, не сразу. Училище я закончил в 1993 г., а Doo Bop Sound
образовался в 1997-ом.
До этого я играл в разных группах, пробовал себя в разной музыке. А
когда играл панк-рок с групой "НОМ", с которой в качестве клавишника
объездил пол-Европы, я многое для себя приоткрыл - то, как люди
работают, как работают западные менеджеры, как они устраивают туры. Все
это стало для меня хорошей школой и дало мысли на будущее.
Идея группы Doo Bop Sound вынашивалась господином Шиловым (Игорь Шилов -
труба) и Лешей Никоновым. И название это - Doo Bop Sound - придумали
тоже они. На первых порах группа играла Майлса Дэйвиса, авторских
композиций было мало.
Месяца через два, три они пригласили меня, просто как саксофониста. На
тот момент у меня не было ничего постоянного, потому я был счастлив,
когда получил это приглашение.
В какой-то момент группа начала разваливаться и, тогда я взял
руководство в свои руки. Я спросил: "Будете этим заниматься?" - "Нет." -
"Тогда я этим буду заниматься", - сказал и стал менеджером группы.
Состав тогда часто менялся, был нестабильным. Но спустя год, после того,
как мы сделали пробные записи, к Doo Bop Sound стали подтягиваться
постоянные члены ансамбля. Вот тут-то и пошли композиторские идеи. А
перелопачиванием стандартов в фанковую стилистику я занимался и раньше.
Сегодня большую часть нашей программы составляют авторские вещи - мои и
Алексея Никонова. Мы играем и джазовые стандарты - не знаю, почему не
играем Дэвиса, но сейчас работаем над композициями Телониуса Монка. Это
хороший пласт. К тому же у Монка скоро будет юбилей.
Музыка Doo Bop Sound не была простой, но вы ее упорно играли. Почему?
- Тогда порыв такой был. И мы видели, что все это небесполезно - люди
приходили, слушали. Мы видели, что им это нужно. И, хотя перспектив
поначалу никаких не было, что-то все же нас вдохновляло.
А что вдохновляло?
- Что вдохновляло? Хотелось музыку играть такую - а-ля Майлс Дэйвис. И
тот "закос" под Дэйвиса у нас, а точнее - у Гоши (трубача Игоря
Шилова - авт.), получался стилистически очень тонким. Это, видимо,
цепляло нас, цепляло слушателей и отличало нас от других коллективов.
Спустя три года случилось чудо... а может, и не чудо. Мы поехали на
фестиваль в Мурманск, а там нас заметил норвежский менеджер, стали
закручиваться международные контакты, что, естественно, дало нам еще
больше вдохновения. Потом нам стал помогать
Владимир Борисович Фейертаг, когда
увидел, что мы пользуемся успехом у публики.
А первые три года вы случайно, получается, вместе оставались?
- Да, что мы не распались - случайность. Но теперь мы уже много лет
вместе. В группе собраны сильнейшие партнеры, каждый из которых -
отличный аккомпаниатор и превосходный солист. Мы знаем друг друга,
чувствуем. Doo Bop Sound сегодня имеет душевное единение.
С этими же партнерами я стараюсь играть и в других коллективах - и в
Lera Gehner Band, и в Four and More.
Ты верен тенор-саксофону. Почему именно тенору?
- А... не знаю. Я учился на альте, первые три года в музыкальном училище
тоже на альте занимался, затем ушел в армию, там попробовал играть на
теноре. Тенор мне больше понравился. Может, потому, что моими кумирами
были альт-саксофонист Кенни Гарретт и тенор-саксофонисты Майкл Бреккер и
Боб Берг? Но скорее - потому, что тенор-саксофон тембрально совсем
другой инструмент.
В общем, я решил купить себе тенор и с ним уже заканчивал музыкальное
училище.
В последнее время в Doo Bop Sound стал появляться кларнет.
- Кларнет тоже имеет неповторимый тембр. Я просто слышу его в некоторых
местах нашей программы.
А вообще-то я музыкальную школу закончил по классу кларнета. Два раза не
поступил с ним в музыкальное училище на классику. Однако все равно его
люблю, кларнет - классный инструмент. Он очень долго лежал у меня,
пылился, я не занимался на нем лет десять. Сейчас инструменту требуется
ремонт. И, если привести все в порядок, то можно будет использовать его
в Doo Bop Sound для воплощения каких-то идей.
Почему в Doo Bop Sound, а не в Four and More?
- Хорошо было бы использовать кларнет в Four and More, но тут встает
вопрос техники. Сегодня я не могу играть на кларнете так же хорошо, как
на саксофоне. И, если в Doo Bop Sound я свои технические погрешности
могу завуалировать, используя кларнет в качестве краски, то в Four and
More я вынужден буду показать себя во всей красе.
А где ты больше проявляешь себя как музыкант, в фанке или в свинге?
- Хороший вопрос. Я хотел бы и там, и там выражаться адекватно.
В свинге меньше зажатости в стилистических рамках, свинг - музыка больше
свободная. Знаешь, иногда так хочется поиграть классический джаз,
правда, хочется. Хочется и самому покайфовать, и до слушателя донести
музыку разных времен. А если не кайфовать, играть без вдохновения, то и
публика это почувствует, почувствует, что ее обманывают.
Играть без вдохновения - это то же самое, что играть в нетрезвом
состоянии - и неважно, находится человек под наркотиком или под
алкоголем. Это все равно обман и слушателя, и себя, не говоря о том, что
происходят упущения в технике. Еще это обламывает партнеров, которые
чувствуют, что в механизме что-то не то, двигатель не работает, система
не в порядке. И, вместо того, чтобы кайфовать, я буду играть и постоянно
отвлекаться на эту неполадку.
Вот почему важно играть с надежными и трезвыми партнерами.
Леша, а откуда у тебя такая страсть к самовыражению?
- Не знаю, наверное, пытаюсь найти свое "Я" в этом мире.
А кем ты больше себя ощущаешь - композитором, аранжировщиком или
саксофонистом?
- Я хочу ощущать себя саксофонистом на все 100%.
Елена
Насонова,
собственный корреспондент "Полного джаза" в Санкт-Петербурге
|