3-6 декабря в "Ле Клубе" играл новый проект великого джаз-рокового барабанщика Билли Кобэма - Culture Mix. "Смесь культур" включала три очень крупные фигуры из истории джаз-рока - басиста Виктора Бэйли (экс-Weather Report и Zawinul Syndicate), перкуссиониста Аирто Морейру (экс-ансамбль Майлса Дэйвиса, Weather Report, Return To Forever) и самого лидера, Билли Кобэма (экс-Mahavishnu Orchestra, ансамбль Майлса Дэйвиса,
Spectrum). Благодаря этому коллектив можно
назвать если и не мировой сборной по
джаз-року в его классических формах, то,
во всяком случае, мировой сборной
ритм-секцией фьюжн, потому что все три
ветерана и мастодонта относятся именно
к этой категории музыкантов.
Кроме того, в ансамбле присутствовал знакомый по предыдущим приездам Кобэма в Россию датский гитарист Пер Гаде (изрядно прибавивший в классе игры за последние годы), мастер игры на стил-пэне (карибском ударном инструменте, представляющем собой стальной котел с многочисленным выпуклостями на внутренней поверхности, удар по каждой из которых дает звук определенной высоты) Уилберт Джилл и живущий в Швеции испанский клавишник Маркос Убеда.
В отличие от многих других проектов, которые Кобэм привозил в последние годы (а он, пожалуй, из всех звезд джаз-рока появляется в Москве наиболее часто), Culture Mix представил не набор драйвовых и классно сыгранных простеньких блюзовых попевок на фанковой ритмической основе, а широкую программу разностилевых, гармонически и динамически богатых, протяженных, насыщенных непростыми туттийными эпизодами и сменами ритмических фактур композиций, часть из которых была написана не самим Кобэмом, а музыкантами ансамбля (особенно запомнились композиции Маркоса Убеды).
Впечатляющей краской в музыке ансамбля были полиритмические пласты, развиваемые совместной игрой Кобэма и выдающегося перкуссиониста Морейры - вообще говоря, перкуссионистов такого уровня (а Аирто Морейра, безусловно, представляет высочайший в мире уровень игры на бразильской перкуссии) в России бывало немного.
Впрочем, все были хороши. Смачные, яркие соло Гаде; изящный, нежный, приятно будоражащий звук стил-пэна Джилла; надежный, упруго пластичный бас Бэйли; бескомпромиссно агрессивные барабаны Кобэма; многослойные, но очень логичные клавишные Убеды... Пожалуй, это был один из лучших джаз-роковых проектов, приезжавших в Россию в последнее время - наряду с группой Виктора Бэйли.
Константин Волков
"Джазовые голоса": мэтры и начинающие
По давней (теперь уже) традиции декабрь в Москве - время международного фестиваля "Джазовые голоса". Вот и в этот - уже девятый! - раз перед московской публикой прошло дефиле лучших, на взгляд организаторов фестиваля, вокалистов из разных уголков нашей страны. Зарубежье, как ближнее, так и дальнее, представляли гости фестиваля: американец Джей Ди Уолтер и вокальный ансамбль ManSound из Киева. Подиумом (читай -
основной концертной площадкой) в этом году был выбран зал Центрального Дома Художников. Однако программа и участники фестиваля отнюдь не стали парадом разных, но равных по профессиональной подготовке индивидуальностей. Скорее, действо походило на череду выступлений талантливых и дерзких, маститых и звездных, а также молодых (и только пробующих свои силы) вокалистов.
"Показ" открывала 10-летняя вокалистка Алина Енгибарян из Ростова-на-Дону. Несмотря на юный возраст, ее никак нельзя отнести к группе пробующих свои силы. Алина уже много раз была участницей различных джазовых фестивалей, а в апреле нынешнего года даже выступала в концертном зале "Россия" на юбилейном концерте мастеров джаза, посвященном 60-летию Анатолия Кролла. Отсюда, видимо, и в меру раскованная манера девочки держаться на сцене, и уже дающий первые побеги артистизм, и даже задатки "шоу-вумэн" в общении с публикой. Представленная Алиной программа была обширна, включала как стандарты, так и современные композиции, и была воспринята умиленной публикой "на ура". И хотя в исполнении Алины еще слышны некая "детскость" тембра и "заученность" в вокальных приемах (куда без этого в десять-то лет?), порой ей удавалось заставить зрителей забыть, что перед ними настолько юная певица, и услышать зрелые, запоминающиеся интонации. Это происходило в тот момент, когда голос Алины спускался в нижний регистр и (как неожиданное дополнение в стандартном покрое платья), пожалуй, именно это больше всего привлекало внимание к ее выступлению. Если вокал Алины Енгибарян будет развиваться именно по этому пути, российская джазовая сцена со временем может приобрести еще одну запоминающуюся индивидуальность. И еще: пожалуй, Алине следовало бы выступать уже с более маститыми музыкантами, чем коллектив педагогов из ее родной музыкальной школы им. Кима Назаретова, которых она уже, увы, переросла.
Что нельзя было сказать о составе, с которым выступала вокалистка Марина Бердникова (Краснодар) на второй фестивальный день. "Pro Light Group" порадовал профессиональной игрой и интересными соло. Очень органично прозвучала гитара Анатолия Буйленкова, как в сольных фрагментах, так и в дуэтах-перекличках с вокалом Марины. Как это обычно бывает с людьми, пришедшими в музыку длинным путем, Марина (по образованию медик) ощущает себя на сцене безмерно счастливым человеком. Что передается и залу. И даже такие стандарты, как "Summertime", "Girl from Ipanema" или "Besаme mucho", в исполнении лучащейся счастьем Марины Бердниковой вовсе не кажутся надоевшими, заигранными мелодиями, а создают в душе какое-то празднично-лучистое настроение, порой удивляя нестандартным подходом к развитию темы.
Кульминацией всего фестиваля, безусловно, стало выступление известной уже не только в нашей стране группы ManSound из Киева. Ведущий концертов Александр Эйдельман с гордостью отметил, что именно фестиваль "Джазовые голоса-97" впервые представил московской публике этот ансамбль. С тех пор состав группы не раз менялся, а название ManSound стало известно во многих странах мира. И не только название. "ManSound" - это крепко сплетенный клубок великолепных голосов, профессиональных и оригинальных аранжировок, необыкновенно слаженного ансамблевого исполнения и непременного драйва, будь то джаз, или попурри из украинских народных песен, или даже русская "Дубинушка".
Конечно же, организаторы "Jazz Voices" вряд ли будут "поднимать планку" для своих участников до уровня ManSound. Но все же хочется на следующем, юбилейном, фестивале услышать больше исполнителей, достойных звания "Джазовый голос". И чтобы сам фестиваль стал бы не только хорошей "площадкой для старта" для молодых вокалистов, но и достойным пристального внимания знатоков и публики парадом ярких и запоминающихся индивидуальностей.
Светлана Аввакумова
Motion Трио в "Доме": "Yo, DJ, двинь-ка мехом!"
В "Доме" опять выбросили импортный дефицит, на добычу которого толпами устремились сознательные сограждане. Что дают? Мелодии и ритмы зарубежной эстрады. Да-да, разумеется, дружественной нам эстрады стран бывшего соцлагеря. Что играют? Музыку, конечно. Очень правильную, понятную пролетариату музыку. А вы чего хотели? Всяких "ум-ца, ум-ца" загнивающего капитализма? Сэмплеров? Секвенсоров? Диджеев новомодных? Откуда слов-то таких нахватались!
Хотя... Что ж, если народ хочет диджеев, будут ему диджеи. Но играть они все равно должны на идеологически верных инструментах, близких сердцу рабочего человека. Например, на аккордеонах. Вот такая тусовая вечерина и имела место в "Доме" третьего декабря.
А если отставить шутки в сторону, вот что получается. Motion Trio - Януш Войтарович, Павел Баранек и Марцин Галозин, - будучи широко известны и у себя на родине, и далеко за ее пределами, к сожалению, до сих пор еще не имели возможности лично порадовать российского слушателя. Тем не менее на концерте в культурном центре "Дом" был аншлаг. Причем, публика наблюдалась весьма разношерстная: от продвинутых подростков и до интеллигентного вида старушек. После традиционного вступительного слова Николая Дмитриева на сцене появились трое молодых людей в темно-серых костюмах, напоминающих летную форму, и стильных черно-белых кроссовках. Собственно, внешний вид исполнителей сразу задал тон всему выступлению. С первых же нот стало ясно, что скучать не придется. Против ожиданий публики, вместо традиционных для аккордеонного исполнительства танго, французских вальсов или западнославянской этники аудио-пространство "Дома" вдруг заполнили звуки, возможность произведения на свет которых большинство меломанов до сих пор относило исключительно на счет электронных музыкальных инструментов. Не тут-то было!
Действительно, специфика аккордеона такова, что при кажущейся ограниченности клавиатуры механизм переключения регистров делает диапазон этого инструмента практически уникальным по своей широте - от суб-басов и до запредельно высоких нот. Кроме того, аккордеон наряду с органом как ни один другой инструмент удобен при исполнении полифонических композиций. Условно говоря, средствами трех аккордеонистов здесь можно достигнуть такой плотности и насыщенности полифонической ткани, что для ее живого акустического воспроизведения, скажем, на обычных клавишных инструментах понадобилось бы чуть ли не вдвое большее количество музыкантов. Нужно отметить и наличествующую у участников трио совершеннейшую технику владения инструментами. Все это, грамотно подзвученное средствами обычных микрофонов, было поставлено на службу искусству создателем коллектива и автором большинства исполняемых Motion Trio аранжировок Янушем Войтаровичем. Но при этом упор был сделан не на академическую полифонию, а на стилистику электронщиков 1970-80-х годов, таких, как, скажем, Tangerine Dream - только со значительной танцевальной составляющей.
В большинстве своем программа выступления состояла из произведений, вошедших в альбомы "Pictures From the Streets" и "Play Station", которые с небывалым подъемом были на корню раскуплены посетителями концерта тут же, в антракте. Стоит отметить, что все исполненные составом произведения сильно разнились стилистически. Здесь были и более-менее традиционно звучащие композиции, такие как "Тишь", и "электронные" ("Game IV", "Game VI", "UFO"), и даже диско. Лично я пришла в полнейший восторг от цикла композиций под общим названием "Speed", в которых, к своему удивлению, обнаружила знакомые интонации и построения глубоко мною уважаемых нью-йоркцев из Medeski Martin & Wood. Кроме того, публика оценила (что нетрудно было предсказать!) чисто звукоимитаторские, иллюстративные композиции "Поезд" и "Game Over".
Концерт прошел в атмосфере полного расколбаса: барышни визжали, интеллигентные старушки подпрыгивали на стульях в такт. Что тут добавить? Остается разве что выпить за Новый Год и за единение братских народов в искусстве!
Анна Филипьева
|