Большими концертами со звездами мировой величины ереванцев радуют не часто. И каждая такая встреча приятна. Вдвойне приятна она, когда и повод для такой встречи представляется радостный. "Эребуни-Ереван", праздник города, посвященный 2785-летию столицы Армении, в этом году совпал с празднованием юбилейной даты - 175-летием Туркманчайского договора. И по этому поводу при поддержке Правительства Москва и мэрии Еревана в крупнейшем зале города была проведена культурно-политическая акции "175 лет вместе".
Театр, как известно, начинается с вешалки. А до этого в театр этот надо купить билеты. Так вот, самые дешевые билеты на данный концерт (последние ряды галерки) стоили 2 тысячи драмов. Это примерно 4 доллара. Дальше шли цены в 8, 10, 15 тысяч драмов. Что и говорить, цена неподъемная для большинства жителей сегодняшней Армении. Признаюсь, я взял самые дешевые, справедливо полагая, что большинство мест будет пустовать и я легко найду себе места поближе. Так и случилось, зал был наполовину пуст. Организаторы и сами приглашали людей из галерки перебраться в партер, чтобы создать видимость заполненного зала. Но это все было потом. Концерт, назначенный на 16.30, начался в 17.20. Не смогли даже такой концерт, с привлечением звезд российской сцены и правительственных кругов, организовать "по человечески"? Непонятно!
Но все это конечно, же не имело никакого отношения к самому концерту и музыкантам. После долгого ожидания акция все-таки началась. Началась она с выступления мэра Еревана и представителя мэрии Москвы. Затем на сцену поднялся Армен Джигарханян, который со свойственной ему теплотой и философским взглядом на жизнь говорил о дружбе народов, о необходимости крепить и развивать дружеские отношения. На этом официальная часть закончилась и на сцену поднялся элегантный Святослав Бэлза, которому было доверено вести первую часть концерта. В ней, по старой доброй советской традиции, приняли участие представители "серьезной" музыки. Начали его лауреаты Международного конкурса "Классическое наследие" и фестиваля детского творчества "Новые имена" - московские школьники Гайк Заргарян и Виктория Володина, а также и выдающийся пианист Наум Штаркман. Были и другие представители классической музыки. А два интересных выступления были оставлены на конец первого отделения. Очень ярким было выступление молодежного девичьего вокального квартета "Айер", которые представили, как выразился Бэлза - в "молодежной трактовке", "бетховенскую "Оду к радости". Девчонки смешали хоровые приемы пения с спиричуэлс и современным ритм-н-блюзом и, что называется, врезали по-крупному. Зал долго не отпускал молоденьких вокалисток. Ну, а потом, блистательная Ирина Отиева, как всегда поразившая силой и красотой своего уникального голоса, смогла расшевелить зал и достойно закончить первое отделение.
Собственно, деление на отделения было условным. И сразу за первым, слегка чопорным и попахивающим официозом (помните праздничные концерты после партийных конференций?) началось второе. Микрофон ведущего из рук Святослава Бэлзы перешел к фантастическому пианисту Даниилу Крамеру. И вот тут на сцене началось действо, равное по уровню хорошему джаз-фестивалю. На сцену вышел почти весь цвет сегодняшнего российского джаза (так, по крайней мере, кажется среднестатистическому ереванскому любителю джаза). Уже упоминавшийся Крамер; эксцентричный джазовый скрипач и певец Феликс Лахути, в манере игры, да и поведения которого было что-то дьявольское; лучший джазовый голос России, пианист и барабанщик Сергей Манукян; самые востребованные сегодня в России (как объявил Крамер) аккомпаниаторы - басист Сергей Васильев и барабанщик Павел Тимофеев. И, наконец, лучшая джазовая певица России (согласно российской прессе), обаятельная Анна Бутурлина. За "команду Армении" выступало трио пианиста Ваагна Айрапетяна, которого, благодаря многочисленным выступлениям на фестивалях, уже хорошо знает российский слушатель. Вся эта группа музыкантов закрутила на сцене такую карусель, что собравшаяся на концерт явно неджазовая публика поддалась чарам этого искусства. Музыканты играли трио, квартетом, квинтетом, каждый подключался к исполнению в тот момент, когда ему было что сказать. Судя по жестикуляции музыкантов, они не репетировали вместе - или почти не репетировали. Просто высокий класс и богатый опыт позволял им без ущерба для качества выходить из самых трудных ситуаций, возникавших на сцене в ходе исполнения.
И наконец на сцене появился самый звездный российский музыкант - саксофонист Игорь Бутман. Появился он на сцене под гром аплодисментов... на костылях. Нет, это не был эффектный ход. Дело в том, что за несколько дней до этого Бутман сломал ногу. Он был вынужден отменить выступления в Америке и Индии. Но в Армению он приехал. Как поведал Крамер, Бутман на осторожное предложение поехать в Ереван не задумываясь ответил : "Я еду". Простояв все выступление почти на одной ноге, лишь изредка присаживаясь на стул в паузах, он показал джаз высочайшего класса. Его саксофон пел, плакал, стонал и рычал. Исполнив три-четыре композиции, он сумел охватить весь спектр стилей джазового жанра, при этом все время оставаясь самим собой. Ну, а в конце концерта музыканты продемонстрировали, что же это за зверь такой - "джем-сейшн". Выйдя все вместе на сцену, они исполнили эллингтоновский "Караван", доведя до экстаза весь зал. Начавшись "за упокой", концерт закончился "за здравие".
Ну, а потом артисты и многие из зрителей поехали в джаз-клуб "Поплавок", где состоялся очередной праздник музыки. Слегка перефразировав знаменитый лозунг и превратив его в "музыканты всех стран, объединяйтесь", можно достаточно полно описать происходившее в "Поплавке". Там собрался весь цвет армянского джаза и весь местный бомонд. Первые великолепно играли, вторые старательно делали вид, что им все происходящее ужасно нравится. Потом вновь блистали на сцене Бутман с Крамером, завсегдатаи шикарных питейных заведений, время от времени отрываясь от своих тарелок и рюмок, кричали "браво" - одним словом, культура была принесена в массы, как гласил другой, не менее известный лозунг. Только ленивый не залез в тот вечер на сцену, чтобы помузицировать с российскими музыкантами. И самое интересное, что Бутман не отказал никому, поиграл со всеми, кто этого страстно желал. Вообще он творил чудеса. Но больше всего подвыпившей публике нравилось, когда саксофонист цитировал в своих соло отрывки из других произведений - "Мурку", например. Или разбавлял проигрыши темами из мультиков. В общем, ереванцы влюбились в Бутмана. А еще в Лахути, который за невозможностью играть на своем инструменте (скрипку он, очевидно, оставил в гостинице) смело лез на сцену скэтовать и тем производил убийственное впечатление!
Напоследок - еще одна ложка дегтя в большую праздничную бочку меда. Очевидно, посчитав, что основная часть работы сделана, концерт отработан, праздничный стол накрыт, организаторы забыли о своих обязанностях хозяев. Иначе трудно объяснить, почему половина гостей сидела за центральным "гостевым" столом, а вторая половина, подъехавшая чуть позже, расселась где и как получилось и сидела без всякого внимания. Елену Ионову в конце концов заметили и пригласили за гостевой стол, а вот Лахути, Бутурлина и еще двое музыкантов, проскучав около часа, начали развлекать сами себя, а затем и вовсе покинули клуб. Некрасиво получилось.
В целом же вечер доставил огромное удовольствие; спасибо организаторам большого музыкального праздника и музыкантам, принявшим в нем участие, за несколько приятных часов. Они в нашей сегодняшней жизни случаются не часто.
Армен Манукян,
собственный корреспондент "Полного джаза" в Ереване
первая публикация: "Голос Армении"
|