Oregon в Москве: сплав в чистом виде
13-14 октября в московском "Ле Клубе" играл "Орегон". Это уже второй приезд замечательной американской фьюжн-группы в российскую столицу. Впервые они появились в Москве летом 1999 г., чтобы записать альбом "Oregon in Moscow", впоследствии номинированный на "Грэмми" (мы тогда рассказывали об этом очень подробно - в
интервью с участниками группы, а также в
отчете Георгия Гараняна (выступавшего на этой записи в качестве дирижера оркестра) о том, как проходила работа в студии, и в
небольшом фоторепортаже из студии ГДРЗ. Тогда же, летом 99-го, Oregon дал единственный концерт в "Ле Клубе".
Четыре года спустя музыканты приехали в том же составе (Ральф Таунер - гитары, синтезатор, фортепиано; Пол Маккэндлесс - гобой, кларнет, бас-кларнет, сопрано- и сопранино-саксофоны, этнические духовые; Гленн Мур - контрабас и электроконтрабас; Марк Уокер - барабаны и перкуссия), с обновленной программой (включавшей, тем не менее, множество их прежних хитов) и в превосходной творческой форме.
Первое впечатление - чисто визуальное: кроме молодого барабанщика, вошедшего в состав Oregon только семь лет назад, основное ядро группы
внешне производит впечатление
довольно пожилых людей (Таунеру - 63, Муру - 62, Маккэндлессу - 56), но при этом уровень живости и количество видимой радости, с которыми музыканты создают Музыку, не просто достойны молодежного коллектива - покажите мне молодежный коллектив, который сможет превзойти Oregon по этим показателям! Удивительно - музыканты на сцене вместе 33 года (а до этого еще играли вместе в Paul Winter Consort), но им все еще хочется не просто играть, а создавать музыку, более того - они так и не научились лениться пройти ноты перед концертом: вплоть до последних секунд перед выходом "легенд мировой музыки" на сцену из-за кулис доносились звуки инструментов, свидетельствовавшие о том, что музыканты повторяли перед концертом какой-то заковыристый фрагмент.
Впрочем, это и неудивительно. Как 30 лет назад, так и сейчас музыка Oregon представляет собой весьма сложное переплетение фактур, приемов и звучаний, в котором роль подготовленного музицирования едва ли не выше, чем роль импровизации - хотя импровизационных соло, причем совершенно нешаблонных и насыщенных изящной и одновременно богатой музыкальной мыслью, было представлено предостаточно. Более того, был показан - в конце первого отделения - один практически свободный номер, далекий, правда, от канонов фри-джаза, но тем не менее совершенно спонтанный (и отчетливо перекликавшийся, например, с тем эпизодом на альбоме "Oregon in Moscow", где оркестр по свободному выбору дирижера воспроизводит фрагменты заранее выписанных фактур, в то время как группа поверх этого музыкального потока откликается на него и на музыкальные высказывания друг друга спонтанным импровизационным изложением).
Но, конечно, свободное музицирование - не главное в музыке Oregon. Впрочем, я затрудняюсь сказать, что же в ней главное. Элементы "мировой музыки" (которые музыканты из Портленда начали вводить в свою музыкальную ткань задолго до моды на world music)? Внеевропейские системы тональной организации, между которыми группа иногда переключается с непринужденностью перехода из минора в мажор? Переключения ритмической организации - от джазового свинга к индийским перкуссионным структурам, затем к метрономичности фанка и к сложным размерам европейской композиторской традиции, далее везде? Густые (хотя вполне прозрачно звучащие) гармонические цепочки, которые иногда (например, когда Пол Маккэндлесс берет в руки наименее ассоциирующийся с джазом инструмент своего арсенала - гобой) начинают звучать практически как тексты европейских академических композиторов? Тембровые контрасты, которые с одинаково высоким вкусом достигаются и переключением электронных эффектов, и просто сменой вполне конвенционных акустических инструментов? Да. Все это - и еще многое другое, что в комплексе дает музыку Oregon.
Конечно, это космически далеко от джазового мэйнстрима, и блюзовые идиомы, афроамериканская ритмика и акустический консерватизм в этой музыке встречаются не чаще, чем вода в пустыне. Но это - искусство музыкальной импровизации в одном из лучших своих проявлений, так что автору любые рассуждения на тему "джаз это или не джаз" представляются не то чтобы лишними, а просто не стоящими интеллектуальных усилий. Это - музыка. Превосходная музыка. Еще более интересная, когда видишь, как музыканты рождают ее, как она выкристаллизовывается прямо в их руках, чтобы лечь то ли в небрежную, мимолетную форму, то ли в чеканную и стройную звуковую конструкцию. Такое не каждый вечер услышишь. И очень приятно, что этой осенью в Москве была пара вечеров, когда услышать такое было совсем нетрудно.
Константин Волков
Венгры в "Доме": опора на корни
Исключительно богатым на музыкальные впечатления выдался октябрь. Вновь центр Дом бросился на баррикады общественного сознания с культурно-просветительской миссией. Стараниями "домочадцев", Министерства Культуры Венгрии и Венгерского культурного центра в Москве прошел фестиваль "Этнополь", посвященный различным аспектам венгерской музыкальной культуры. На заключительном концерте этого фестиваля мне как раз и удалось побывать.
Концерт начался несколько раньше, чем ожидалось. Причем мало кто из слушателей это заметил.
Провокация. Дирижер, скупо и методично обозначающая доли такта, руководствуясь светодиодами электронного метронома; состав, расположившийся на галерее и вокруг нее (а не на сцене, как обычно), эмоционально замкнутый внутри себя и сосредоточенно выводящий по нотам нечто экстремально-минималистическое, почти шумовое, не обращая никакого внимания на народ, толпящийся около барной стойки и бесцельно бродящий по залу - все это было исполнено символизма. Публика оказалась застигнутой врасплох внезапной свободой от направляющего влияния критиков и средств массовой информации, указующих грань между организованным и неорганизованным шумом. То есть фактически между не-музыкой и музыкой.
Так прошло выступление струнного ансамбля Opus Post под управлением Татьяны Гринденко, исполнившего "Тетрактис" Антона Багатова.
Далее действо разворачивалось уже в полном соответствии с программой. После традиционного вступительного слова Николая Дмитриева на сцене появился Дьердь Сабадош - знаковая фигура венгерского джаза и экспериментальной музыки, композитор, пианист, теоретик и философ в одном лице.
Без лишних церемоний он уселся к инструменту и сразу принялся за дело. Сосредоточенный, напряженный, задумчивый, время от времени оглашающий зал сдержанными стонами, сильно контрастирующий своею внешней замкнутостью с исполняемой музыкой.
На протяжении всего выступления г-на Сабадоша сохранялось ощущение целостности, методичности - и в то же время двойственности. Сравнительно скупые в динамическом плане музыкальные построения отличались исполнительской виртуозностью. Сама мелодика несла отпечаток как холодной сдержанности, так и внутреннего противостояния, подчеркнутого четкой ритмической организацией, что, кстати, не так уж часто встречается в новоджазовых произведениях. Хотя чему удивляться? Вероятно, это одна из черт, привнесенных в новый джаз именно аутентичной народной музыкой, которой Дьердь Сабадош уделяет особое внимание. Однако проскальзывающие время от времени традиционные джазовые интонации и тяга к секвенционности свидетельствовали и о мэйнстримовых привязанностях автора-исполнителя.
Во втором отделении сцену, да, в прочем, и всю атмосферу Дома заполнил собой ансамбль "Макам" во главе с идейным вдохновителем - автором аранжировок и большинства композиций Золтаном Круликом, по совместительству - гитаристом группы. Стилистику, в которой работает г-н Крулик, последнее время принято называть "world music", с той, однако, существенной оговоркой, что название направления появилось недавно, тогда как ансамбль исполняет такую музыку уже весьма продолжительное время.
Нужно сразу оговориться: джазом "Макам" и не пахнет. Но это музыка, несомненно, заслуживает внимания. Нельзя сказать однозначно, что задавало в ней тон. Это и состав инструментов (акустическая гитара, клавиши, сопрано-саксофон, народные деревянные духовые инструменты, бас-гитара и табла), и чистый, высокий "народный" голос вокалистки Сильвии Богнар, и традиционный ломаный размер, и смешение культур. В результате получилась очень качественная, содержательная и одновременно легкая для восприятия музыка.
Сильно различающиеся по стилевым, композиционным и огромному количеству прочих существенных особенностей, авторы композиций последнего дня фестиваля "Этнополь", пожалуй, были солидарны в одном. И Дьердь Сабадош, и Золтан Крулик предприняли попытку сохранения музыкальной этники в отрыве от стремительно погружающихся в забвение народных традиций путем растворения ее в современных музыкальных направлениях. В чем, несомненно, преуспели.
Анна
Филипьева
|