См. также: "Дни Джаза 2003": купаясь в свободе и радости
Сентябрь - месяц фестивальный. Всю его вторую половину в России то тут, то там гремели джазовые саммиты - Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород... Заполучить в такое горячее время музыкантов для выступления, да еще на "окраине империи", сформировать действительно яркую программу - дело, ой, непростое. И несмотря на это, организаторам "Дней Джаза" в Архангельске удалось невозможное! - По "звездному" составу участников, по разнообразию стилей и школ, по самой атмосфере наш фестиваль оказался одним из лучших в стране!
Посудите сами, насколько широким был диапазон стилей, представленных на "Днях Джаза 2003". От старого доброго диксиленда (задорный 72-летний ветеран джазовой сцены
Алексей Канунников и его джаз-бэнд были в настоящем ударе!) до авангарда в лице крепчайшего японского саксофониста - экспериментатора Кадзутоки Умэдзу, прошедшего школу свободного музицирования в Нью-Йорке и смело скрещивающего музыкальные традиции страны Восходящего Солнца с европейскими вокальными опытами.
- Мы стремились расширить рамки понимания джаза, в первую очередь, широкой аудиторией, - говорит директор "Дней Джаза", бывший участник джаз-группы "Архангельск" Владимир Туров. - Это был фестиваль не только для музыкантов. Это был фестиваль для всех. В том числе и для детей!
К счастью, слушатели это оценили. Одни замирали, растворяясь в импровизациях и балладах, другие подпевали и танцевали, третьи открывали для себя богатейший мир "музыки индивидуальностей".
Итак, три дня Праздника. Как это было...
Хронологию фестиваля восстанавливают специальные корреспонденты "АиФ" и архангельские джазовые музыканты.
День первый. Ближе к вечеру в киноконцертном комплексе "Модерн" открывается персональная выставка японского художника-авангардиста Кохо Мори.
Впечатления от созерцания довольно необычных экспонатов дополняют вокальные икэбаны от известной джазовой певицы, американки по происхождению - Лорин Ньютон, ныне живущей в Германии и преподающей в Швейцарии вокальное искусство. Посетители по-поморски сдержанно реагируют на увиденное. Что ж, по крайней мере, весьма необычно!
Джазовый ресторан "Амадей". Восемь вечера. Своеобразная разминка перед чемпионским забегом.
Небольшой зал еле-еле вмещает спонсоров фестиваля, гостей и представителей прессы. Первые интервью, приветствия. И конечно, джаз...
Архангельских музыкантов, отыгравших первое отделение, сменяет на сцене молодая питерская команда "Лера Геннер (именно так читается немецкая фамилия Gehner) бэнд". Тут-то и начинается самое интересное.
Лера - невероятно темпераментная, рассыпающая скэты, роняющая стоны, полирующая джазовые стандарты наждаком своего голоса, инкрустирующая их черное дерево плачем и писком - за считанные минуты раскачивает зал до танцев и рукоплесканий. Публика награждает аплодисментами и музыкантов группы - саксофониста Алексея Попова (кстати, сына известного историка джаза, продюсера Владимира Фейертага), гитариста Алексея Дегусарова, басиста Владимира Кольцова-Крутова. "Горючая смесь" фанки-джаза, блюза, хип-хопа, ска и вокального мастерства самой Леры Геннер заставляет полыхать собравшихся эмоциями и криками одобрения. Интересно, что ранее, живя в Германии, Лера - дочь ленинградского композитора-авангардиста, экс-участника курехинской "Поп-механики" Юрия Касьяника - пела в ресторанах вполне себе конвертируемые русские и цыганские романсы.
...Концерт заканчивается глубоко за полночь. Все в восторге. Отличные показатели для пробного забега!
- Весело! Прямо джазовая дискотека! - комментируют выступление "Лера Геннер бэнд" видавшие виды архангельские джазмены.
День второй. Большой зал ККЦ "Модерн". Шесть вечера. Кажется, здесь собрался весь Архангельск.
Открывают "Дни джаза" Владимир Туров и председатель попечительского совета Фонда развития джаза Татьяна Румянцева.
На сцене - под лентами-декорациями работы уже знакомого нам Кохо Мори - две ударные установки. Место за ними занимают наши земляки, барабанщики высочайшего класса: Олег Юданов и Владимир Тарасов, виртуоз, неутомимый пропагандист нового джаза, вот уже три десятилетия живущий в Литве. Их "Барабанное шоу" - ураган ударов, выверенность пауз, филигранность техники, нежное "дзынннь" китайского колокольчика после боя африканских тамтамов - ошеломляет слушателей. Два Мастера играют более чем десятиминутный дуэт. Только барабаны. И... тишина. Публика приходит в себя не сразу. Но когда приходит, стены зала сотрясаются от аплодисментов. Браво!
Второе отделение. Уже знакомая нам Лорин Ньютон, ради выступлений в нашем городе приостановившая действие выгоднейших контрактов с двумя европейскими академиями искусств (здесь - наши аплодисменты!). За барабаны садится Владимир Тарасов. Саксофон продувает упомянутый выше коренастый японец Кадзутоки Умэдзу, невероятно остроумный музыкант, композитор, импровизатор, выступавший с такими столпами авангардной сцены, как Дэвид Мюррэй, Джон Зорн, Марк Рибо, с десяток лет назад наигравший пластинку и с российской певицей Валентиной Пономаревой.
...То, что впоследствии произойдет на сцене, описать словами трудно. То, что зазвучит, вызовет в зале сначала оцепенение, затем - смех, после которого последует полный восторг и неистовство зала. Лорин начнет пронзать пространство сцены иглами своего голоса, гудеть ветром в проводах, метаться вьюгой над Двиной, выхаркивать на снег и подвергать подробнейшему спектральному анализу поначалу неузнанное, но родное нам слово - Архангельск, Всю его историю Лорин прочтет заново. И оживет речь заморских моряков на пристанях старинного города, и заскрипят канаты в двинских портах, и вознесется к небу башня-игла, символ современной поморской столицы...
Умэдзу ярким восточным веером раскроет перед залом недюжинное чувство юмора, изобретательность и мощь. Голос его саксофона окажется плотным, как сам исполнитель, ловким, как японский гимнаст, и причудливым, как бонсай. (Надо отметить отличный звук в зале, который обеспечивал директор ресторана "Амадей" Николай Ковалев).
Владимир Тарасов станет кропотливо возводить над барабанной установкой карточные домики ритмов, чтобы затем, одним дуновением, волной воздуха, поднятой взмахом батистового платочка, раз за разом обрушивать их. Строить и обрушивать...
Взращенное на сцене непонятное захватит даже непосвященных, пробудит интерес, тягу к познанию джазовой импровизационной алхимии. Глоток этого зелья заставит сделать другой глоток, третий... А для чего же еще звучит в нашем городе джаз?!
Третье, заключительное отделение. Выступление Театра современного танца под управлением Николая Огрызкова, коллектива, триста дней в году гастролирующего за рубежом. Сегодня на сцене "Модерна" ученицы второго и шестого классов обычных московских школ исполняют хореографическую сюиту на музыку современных джазовых музыкантов - Шилклопера, Альперина и Старостина. Зал рукоплещет. Детей одинаково тепло принимают и в Париже, и в Архангельске. Но, кажется, юным танцовщицам не удается передать всей глубины музыкальной мысли джазовых мастеров. Тем не менее сложность постановок и смелость хореографа впечатляют. Самый настоящий хореографический авангард! Но самое прекрасное ждет зрителей в финале выступления Театра. Танец - не танец, скорее, минималистская постановка "Мария Лоо". Тельняшечки, белые брючки, незамысловатый голливудский ретро-мотивчик, движений - раз-два и обчелся! Но вот тут-то и возникает, из ничего - Нечто! Руки девушек становятся чайками, распущенные волосы - морскими волнами, простота - высшим откровением. Магия Искусства! Остается плющить ладони в аплодисментах, улыбаться весь оставшийся вечер и восклицать: как ТАКОЕ удалось уловить в шорохах старой пластинки, достать со дна сердца, воплотить в движении?!
Сам же Огрызков, прошедший школу советского классического балета и танцевавший народные танцы в ансамбле Моисеева, в беседе с корреспондентом "АиФ в Архангельске" признался, что ставил свой минималистский шедевр в надежде высмеять американскую массовую культуру...
Продолжился второй день фестиваля в ресторане "Амадей" концертом джаз-бэнда Алексея Канунникова (С.- Петербург).
- Диксиленд - это не музыка. Это - образ жизни, - улыбается первоклассный архангельский трубач Владимир Попов. Он же отмечает отличную игру своего питерского коллеги, по-американски обаятельного Сергея Ефремова. Попова, кстати, удивил инструмент, на котором играл Сергей. - Собранный из трех (!) разных труб, он звучал совершенно оригинально, ничуть не хуже своих дорогущих зарубежных аналогов.
Стоит отметить общую атмосферу, созданную коллективом Канунникова в стенах "Амадея". Пятерка музыкантов играла настолько слаженно, что производила впечатление игры целого биг-бэнда. Сам бэндлидер заводил публику шутками, песенками и остроумными репликами своего тромбона. Слушатели то аплодисментами, то криками одобрения отмечали каждое удачное соло. А надо заметить, неудачных соло в тот вечер джаз-бэнд Канунникова не выдал. Ни одного!
Вечер показался всем присутствующим на удивление беззаботным и веселым. А завершился он длиннющим, до трех часов ночи джемом, в котором приняли участие и "птенцы" Канунникова, и музыканты Лериного бэнда, и подоспевший к тому времени известный питерский пианист Андрей Кондаков.
Третий день фестиваля подарил любителям джаза прекрасный "Детский концерт", во время которого юные слушатели вполне по-взрослому реагировали на импровизации, аплодировали Лорин и пели вместе с Лерой. Зато родители и сами музыканты резвились, словно дети.
Заключительный концерт в "Модерне". Открывает программу уже известный нам джаз-бэнд Канунникова. И вновь -блестящие медью соло, восторг зала, шутки маэстро и заслуженное "браво!"
Продолжает концерт трио питерских музыкантов - пианист Андрей Кондаков, сильнейший в России басист Владимир Волков и остроумный трубач, музыкант-философ Вячеслав Гайворонский. На глазах изумленной публики музыканты демонстрируют незаурядную ловкость рук, фокусничают, шутят: незаметно сдергивают с запястий слушателей часы, заставляя их позабыть о времени, вытягивают из рукавов бесконечные газовые платки тончайшей лирики, на пустом месте громоздят рыцарские замки и населяют их прекрасными феями. На сцене творятся чудеса! Чего стоит одна только пятнадцатиминутная импровизация на тему... обыкновенных гамм! Кондаков сыплет ритмами, Волков разражается мощнейшими соло, Гайворонский широко улыбается слушателям из раструба своего инструмента. А вот все трое попискивают дудочками-свирельками. Весело! Антракт. После которого джазовую эстафету принимает решительно настроенный "Лера Геннер бэнд". Хрупкая вокалистка в темных очках и вязаной шапочке поднимает зал в атаку. Естественно, не обходится без танцев и совместного пения. Оказывается, джазовые стандарты, обрамленные в рамки фанка, ска и Лериного обаяния - прекрасный материал для дансинга!
А завершаются "Дни Джаза - 2003" в полупустом ресторане "Амадей", куда гости отправляются поужинать после концертов. Тосты, поздравления и конечно же - сэйшн, совместное музицирование! Исключительно в свое удовольствие! Авангардистка Лорин распевает стандарты. Ей аккомпанирует Умэдзу. Аплодисменты, тосты, крики, фотографии на память - в полупустом в этот ночной час ресторане "Амадей". И вот заключительный аккорд - трио Кондаков за клавишными, Волков - на контрабасе, ударные - наш Олег Юданов. По словам последнего, в таком составе они не собирались вот уже лет десять! И вот в Архангельске, впервые в этом десятилетии, в этом веке звучит "Детская песенка" Кондакова. Звучит незабываемо красиво. Ритм Волкова увлекает за собой остальных музыкантов, тех, что в зале и тех, что на сцене. Играют трое. Но сопереживают - все.
Потому что джаз - это музыка для всех. И пусть фестиваль остался в прошлом, "Детская песенка" продолжает звучать над Архангельском. Ведь джаз не кончается. Никогда!
первая публикация: "АиФ в Архангельске"
Лев Комов
фото: Алексей Голенищев
|