В русской журналистике чертовски мало людей, пишущих о современной междужанровой или, скорее, всежанровой музыке. Еще меньше тех, кто не только о ней пишет, но и хорошо разбирается в предмете. Тем более обидно видеть, когда автор, с материалом знакомый не понаслышке, домысливает события, достоверность которых проверить особого труда не составляет, а рассказ его выглядит так, будто написан был по дороге в метро за полчаса до дэдлайна. Искаженные факты и небрежность изложения порождают сомнения не только в компетентности автора, но и притупляют интерес к самой музыке. Защищать музыку и ее слушателей от журналистов - совершенно не мой удел. В конце концов, публика - дура, хорошая музыка обойдется и без нашего к ней (не)внимания, да и писателям надо как-то зарабатывать на пиво с поп-корном. Но иногда пройти мимо и не остановиться просто нет сил. Занесла меня нелегкая на страницу программы Александра Кана "Открытая музыка" на радио Би-би-си. Там у автора в числе прочего - три последние передачи, посвященные Джону Зорну. Будь у меня на голове волосы, неминуемо встали бы они дыбом по прочтении сих недлинных текстов. Не буду останавливаться на таких мелочах, как: забавные русские интерпретации фамилий и имен: Cohen - Коуэн, Joey - Джоуи, употребление таких словосочетаний, как роковая музыка, банальные опечатки и стилистические огрехи перевода, как, например, многие просто не понимали, какого черта мы творим на сцене или А вот за звучяащим по-славянски именем Влад Драг скрылся вокалист знаменитых группы Faith No More Майк Патон и фактические ошибки такие, как записанный в 1993-году альбом Kristalnacht, который был записан годом раньше. Повторюсь, это мелочи. Но вот несколько примеров совсем другого рода: Masada стала чуть ли не первым зорновским ансамблем со строго зафиксированным составом. Конечно, "чуть ли" в какой-то мере оправдывает эту фразу. Но и в таком случае это, по меньшей мере, передергивание. До Масады были и куда более успешный проект Naked City, и трио Painkiller. Состав этих групп ни разу не менялся. (Добавлю в скобках, что недавно после более, чем десятилетнего перерыва обе группы были возрождены
из небытия для нескольких юбилейных концертов. И если состав Naked City изменений не претерпел, то трио Painkiller осталось без барабанщика Мика Харриса, по той простой причине, что он давно уже не играет за ударной установкой. Однако в момент зарождения квартета Masada ни о каких флуктуациях в составах речи не было.)
А найденная Зорном в период осмысления Masada формула "Радикальная еврейская культура" (Radical Jewish Culture) стала лозунгом созданной им в 1995 году собственной фирмы Tzadik. Radical Jewish Culture - не лозунг, а одна из серий фирмы Tzadik. С самого начала существования лейбла на нем были еще Composer Series, New Japan и Archival Series, в которой, кстати, вышли Kristalnacht и концерты Masada. На Tzadik стали выходить и так называемые побочные проекты "Масады" - камерные ансамбли (Masada Chamber Ensembles), струнное трио (Masada String Trio), и альбом гитарной музыки Masada Guitars. Если уж перечислять, то перечислять все. Куда же, спрашивается, делся секстет Bar Kokhba? Archery - "Стрельба из лука" - один из обширной серии альбомов, посвященных различным играм и видам спорта. Хотя многие особенно ранние "игровые" произведения Зорна и называются именами видов спорта, из этого совершенно не следует, что они им посвящены. Музыку Орнетта Коулмена Зорном с ансамблем решил исполнить в духе хардкор-панка Два барабанщика Джоуи Бэрон (Joey Baron) и Майкл Вэтчер (Michael Vatcher) и два саксофониста - вместе с Зорном еще и Тим Берн (Tim Berne) создают звуковую мощь, сопоставимую по силе с самой громкой панк или хеви-металл-группой. Создается впечатление, что на Spy vs. Spy играет квартет. Автор просто забыл упомянуть контрабасиста Марка Дрессера. Mr. Bungle - так называется собранная им рок-группа, на музыку которой самое очевидное влияние оказали Captain Beefheart и Фрэнк Заппа. Ну а это
- просто шедевр. Зорн действительно принимал участие и как музыкант, и как продюсер в записи первого официального альбома Mr. Bungle, который вышел в 1991-ом году. Вот только сама группа образовалась в 1985-ом в Калифорнии еще до Faith No More. В 95-ом и 99-ом были выпущены еще два альбома к Зорну, опять же, отношения не имеющие. К сожалению, такие ляпы встречаются не только в этих трех программах. Вот, например, в передаче про Дэйва Дугласа: В 1994 году выходит его первый авторский диск Parallel Worlds. На самом деле Parallel Worlds вышел в 1993-м. Или, например, в передаче о проектах Ури Кейна: Успех малеровского проекта - а вслед за первым студийным альбомом последовала серия выступлений на крупнейших европейских фестивалях и двойной концертный альбом с записью выступления на специальном малеровском фестивале в итальянском городе Тоблах - побудил Юри Кейна обратиться к еще одному классику. Однажды, сидя в кафе на знаменитой площади Святого Марка в Венеции и, обратив внимание на играющий прямо на площади ансамбль, Юри вспомнил дневниковые записи Вагнера, который вспоминал, как на этой самой площади он слушал, видимо, такой же ансамбль, который играл его, вагнеровскую музыку. Именно для такого ансамбля - струнный квартет, аккордеон и фортепиано Кейн сделал аранжировки нескольких классических вагнеровских пьес, а запись альбома была сделана прямо тут же, на венецианской площади Святого Марка - слышны голоса толпы и звон соборного колокола. Альбом так и называется "Вагнер в Венеции". А вот у следующего проекта рекомпонирования - именно так определяет свой метод переработки классики Юри Кейн - название более чем романтическое. "Фуга любви" посвящена Роберту Шуману - его фортепианному квартету, но главным образом знаменитым песням - главному наследию немецкого композитора. Песни поет и академический вокалист Марк Ледфорд и авангардист Дэвид Мосс. Успех проектов с музыкой Малера, Вагнера и Шумана позволил Кейну подступиться к своему самому грандиозному на сегодняшний день замыслу - двойному альбому Гольдбергских вариаций Иоганна Себастьяна Баха. Дело в том, что Вагнеровский диск Кейна вышел почти сразу после первого альбома с Малером в том же 1997-ом году. Поэтому успех проекта в целом и, в особенности, выход в 1999-ом году двойного Малеровского концертного альбома никак не могли побудить Кейна записывать Вагнера. То же относится и к Баху с Шуманом, так как оба альбома записывались в одно и то же время, а значит принять решение "подступиться" к Баху пришлось без оглядки на Шумана. К сожалению, на этих рассуждениях выстроена вся передача. То есть Кан придумал красивую логичную историю никакого отношения к действительности не имеющую. Хватит, пожалуй. Читатель волен сам решать, как к этому относиться. Никаких выводов я делать не буду. Разве что дам совет: слушайте лучше хорошую музыку, а остальное... видимость.
Иван Шокин,
Нью-Йорк
|