Выпуск
# 29
2003
|
Рецензии
|
* * * * * - шедевр
* * * * - отличная работа
* * * - хорошая работа
* * - хорошо, но скучно
* - не стоит затраченного времени
|
|
Soulive
-
"Soulive"
Blue Note, 2003
69:24
* *
|
|
С этим джем-трио в последнее время очень сильно носится джазовая пресса - молодой коллектив даже удостоился фото на обложке "Даун Бита", чем могут похвастаться далеко не все джазовые звезды более старших поколений. Мы с вами далеки от нужд политкорректности, вынужденно довлеющих над прессой в американском обществе, поэтому можем сказать все как есть: Soulive - один из немногих полностью афроамериканских коллективов в движении джем-бэндов, что, с точки зрения американской прессы, безусловно здорово и нуждается во всяческой поддержке. Ведь импровизационная музыка, когда-то сплошь афроамериканская, темнокожую аудиторию давно потеряла.
Но мы, будучи честными до конца, не можем не признать, что первый в недолгой карьере Soulive концертный альбом по большому счету скучен, что основная часть материала представляет собой простые упражнения для ритм-секции на двух аккордах, мелодический материал практически отсутствует (кроме двух-трех действительно запоминающихся попевок - в первом, пятом и седьмом треках), да и сыгран этот материал на крепкие три балла. Говорить о сколько-либо развитом импровизационном мышлении не приходится, лидер группы - ужасно серьезный гитарист Эрик Красно - играет на уровне хорошей студенческой самодеятельности, а ритмические неточности и гармонические банальности клавишника Нила Эванса так и режут слух, хотя играет он на самых что ни на есть модных аналоговых хаммонде и клавинете. Стоит ли говорить, что и игра барабанщика Алана Эванса кажется удовлетворительной только до того момента, пока не сравнишь ее с игрой других музыкантов того же направления - того же Билли Мартина из Medeski Martin & Wood, который, несмотря на "неправильный" цвет кожи, с афроамериканской моторикой справляется куда естественнее, не говоря уж о простом превосходстве в технике игры.
|
|
|
Greg Osby
-
"St. Louis Shoes"
Blue Note, 2003
52:28
* * * * *
|
|
Один из ведущих джазовых мыслителей в своем поколении примерно сорокалетних, альт-саксофонист Грег Осби может быть назван самым выдающимся математиком среди джазовых музыкантов наших дней. Его игра всегда основана не на интуиции, а на концепте, на расчете, на точно выстроенной и глубоко подготовленной модели - идет ли речь о его ранней работе в рамках сугубо математического экспериментального движения M-Base, или о попытках преодолеть неджазовую природу струнного квартета в альбоме двухлетней давности, или о глубочайших гармонических изысканиях в дуэте с еще одним замечательным нью-йоркским "математиком" - пианистом Джейсоном Мораном. И при этом Осби - один из глубочайших знатоков истории джаза, который не отталкивается от наследия титанов прошлого, а базируется на них. Он, если можно так выразиться, знаток джазовой текстологии - и текстологическая сторона поначалу кажется превалирующей в этом альбоме, наполненном в основном великими джазовыми сочинениями не просто прошлого, а иногда очень далекого прошлого - 20-х или даже 10-х годов прошлого века. В альбоме присутствуют, страшно сказать, такие монструозные по распространенности и заигранности темы, как "Summertime" Гершвина и "St. Louis Blues" Хэнди! В сочетании с присутствием второго основного солиста - трубача Николаса Пэйтона - ожидаешь ужасно серьезного прочтения замшелой классики... и ошибаешься. С первых же звуков эллингтоновской "East St. Louis Tooddle-Oo" и экспериментатор Осби и, что самое неожиданное, традиционалист Пэйтон сталкивают лбом ранне-свинговую природу исходного текста и свой собственный головоломно постбоповый импровизаторский язык (с его неожиданными альтерациями и инвертированием гармонических структур) - аж дух захватывает, а уж когда они всаживают прямо в середину эллингтоновского текста головоломный, почти авангардный унисонный ход длиной в полкилометра, живо вызывающий в памяти аж самого Энтони Брэкстона периода 1970-х - приходится признать, что мы имеем дело с одной из самых любопытных работ в современном акустическом джазе, в которой столь долго изыскиваемая связь между давней, хрестоматийной историей джаза и его напряженной борьбой за творческое выживание в современности наконец не то чтобы найдена - находили ее многие - но более или менее убедительно доказана.
Ошеломляет своей лаконичностью и
мощью версия "Bernie's Tune", в которой заявленная Джерри Маллиганом в середине 1950-х идея гетерофонного, одновременного (как в раннем джазе) развития двух свободных импровизационных линий представлена не просто в развернутом виде, но в сокрушительно убедительном виде, а завершает альбом тот самый "St. Louis Blues" - такой исконно-посконно блюзовый по духу (при своей не очень-то блюзовой форме), такой современный, такой неожиданно страстный и в то же время насквозь интеллектуальный, что рецензенту ничего не остается, как снять перед Грегом Осби шляпу.
|
|
|
Etta James
-
"Let's Roll"
Private Music, 2003
58:35
* * *
|
|
Лучшие времена вокалистки Этты Джеймс - на седьмом-то десятке - несомненно, позади. Однако повидала она на своем веку немало - пела и блюз как таковой, и танцевальный ритм-н-блюз, и соул, и околоджазовую эстраду, и снова старый добрый блюз в самом что ни на есть электрическом варианте, и что самое главное - ничего из этого она не забыла. Так что, когда теперь она сама спродюсировала себе очередной альбом со своим Roots Band, крайне положительно зарекомендовавшим себя на некоторых ее записях последних лет, в стилистике не просто электрического блюза, а ОЧЕНЬ электрического блюз-рока во всех его разновидностях (old-time R'n'R, Texan boogie, Chicago R'n'B и т.д.), она остается по крайней мере убедительной - да что там, вполне убедительной. В конце концов, в гитарном блюз-роке последних тридцати лет немного найдется таких вокалисток - умудренных колоссальным опытом, знающих блюз во всех его разновидностях, что называется, right down the pocket, и при этом столь эмоциональных, временами просто страстных, с таким грубоватым, сырым, "продымленным" голосом, да еще осененных такой славой, как Этта, в настоящее время остающаяся едва ли не последней активной вокалисткой своего поколения. Что с того, что она, как и в молодости, пренебрегает чрезмерно мелкими, по ее мнению, деталями и то и дело спрямляет мелодические закавыки? Она все равно остается собой: особой гибкостью вокала она и в молодости не отличалась, а след пронесшихся десятилетий, в отличие от столь многих ее коллег, только прибавил ее голосу оттенок Настоящего Опыта.
Константин Волков
для Stereo & Video
|
|
На
первую страницу номера |
|