12-13 мая в Донецке (Восточная Украина) проходил фестиваль "ДоДж #2003". Ну и что, скажете вы, на постсоветском пространстве каждый месяц проходит по несколько джазовых фестивалей. Да. Но "ДоДЖ" - не просто "один из": это очень показательный фестиваль, который, при отсутствии международных звезд, сумел показать донецкой публике весьма яркий срез нынешнего восточноевропейского (или постсоветского) джаза. Мало того, рекламный слоган фестиваля гласил: "ДоДж - это модно". Отсюда остается всего один шаг до "Джаз - это модно"; в том, что в Донецке джаз действительно моден (хотя, помимо ежегодного фестиваля, его на городских площадках не так много), ваш корреспондент убедился лично.
Оба дня зал "Юность", в котором проходил фестиваль, был полон (на взгляд в нем значительно более 1000 мест), более того - публика приходила не просто "приобщиться к модному", она слушала очень открыто, щедро дарила овации, была довольно снисходительна к небольшим исполнительским недочетам и довольным ревом встречала творческие успехи, а их - успехов - было немало. Вот об успехах-то в первую очередь и хочется рассказать (вне привязки к порядку появления музыкантов на сцене).
Первым сокрушительным успехом был ManSound - самый именитый украинский коллектив на фестивале (да, наверное, и вообще). Киевский вокальный секстет на "ДоДж'е" из всего своего обширного репертуара показал главным образом чисто джазовый материал (в диапазоне от "They Can't Take That Away From Me" до попурри из песен Джорджа Бенсона), разбавив его всего одной-двумя песнями из своего новейшего альбома "Slavic Roots (Славянские корни)", выпущенного буквально месяц назад. Впрочем, надо заметить, что именно аранжировки славянских (украинских и русских) песен, сделанные лидером ManSound Владимиром Михновецким, были приняты с наибольшей теплотой (если этот оглушительный восторженный рев можно так охарактеризовать). Когда киевляне спели фантастическую по изобретательности и мощи версию "Эй, ухнем", в зрительном зале позади вашего корреспондента кто-то выдохнул: "Так не бывает!". Факт: не бывает. Интересно, что сами артисты после выступления жаловались (как это свойственно довольно многим музыкантам, не только поющим a cappella вокалистам) на плохое взаимодействие на сцене, проблемы со строем и т.п., заставив подумать: если этот строй и взаимодействие у них - плохие, тогда какие же хорошие?
Донецк в основной программе фестиваля представлял заслуженный ветеран украинского джаза, доцент Донецкой консерватории, трубач Валерий Колесников; впрочем, некоторые проблемы с аппаратом (у трубача проблемы с губами всегда самые болезненные) не позволили в полной мере оценить мастерство этого незаурядного солиста, когда-то блиставшего превосходной техникой игры и глубоким знанием бибопа. Впрочем, юмористический скэт "Колеса" был, как обычно, заводным и веселым.
Еще один воистину сокрушительный успех - молдавское трио "Тригон", которое в России, к сожалению, появляется куда реже, чем в Западной Европе, поэтому шанс услышать его в соседней Украине оказался весьма ценным. Кишиневское трио начало со своей знаменитой "Хромоножки", когда барабанщик Олег Балтага выходит из-за ударной установки на авансцену и демонстрирует чудеса фольклорной игры на "турецком" барабане (барабан висит на животе исполнителя, одна рука орудует колотушкой, другая - хлопает тарелкой, устроенной сверху барабана). Продолжение тоже получилось весьма впечатляющим, отчасти за счет главного гармонического инструмента трио - шестиструнного баса вернувшегося в группу после многолетнего перерыва Серджиу Тестимицану, который на протяжении всего сета радовал заковыристыми остинатно-аккордовыми построениями.
Как всегда хорош был лидер, альтист Анатолий Штефанец, виола которого наконец-то оказалась удачно озвучена (обычно звукорежиссеры зачем-то выделяют характерные фольклорные обертона, с которыми он играет на струнном альте в традиционной молавско-румынской манере "брач", отчего у неподготовленного слушателя, незнакомого с этой манерой, возникает некоторое недоумение). Выступление "Тригона" удачно сочетало серьезные, многочастные сочинения в камерной, самоуглубленной манере, которые давали пищу для размышления подготовленной публике, и здоровую долю музыкального цирка (вроде игры втроем на одной бас-гитаре как на ударном инструменте), которая не давала соскучиться остальным. Результат - продолжительная овация и бурные восторги аудитории.
Совсем иным получилось выступление дуэта из Литвы - клавишника Дайнюса Пулаускаса и трубача
Валериуса Рамошки. Они представили длинную, многочастную авторскую сюиту, основанную на интонациях литовского фольклора и аранжировочных решениях европейского камерного джаза. Это была очень свежая и необычная музыка, слишком сложная для массовой овации, но тем не менее вызвавшая весьма положительную реакцию аудитории. Музыканты нашли много нешаблонных тембровых и интонационных решений и изрядно украсили свой материал неожиданными вкраплениями новых звуков, в том числе акустических - например, Рамошка в какой-то момент оставил трубу с флюгельгорном, на которых сдержанно и мудро излагал как тематический, так и импровизационный материал, и с большим вкусом сыграл очень уместный перкуссионный эпизод. Авторский европейский джаз в сугубо литовской форме - вот что это было.
Отлично прозвучал сет
Анатолия Кролла и его квартета "Мы из джаза" (тенорист Антон Румянцев, 18-летний чудо-барабанщик Петр Ившин и новый басист Григорий Зайцев). 60-летний ветеран отечественного джаза находится в превосходной форме, играет роскошные (и по форме, и по богатству мысли) соло как на рояле, так и на синтезаторе, а его воодушевленности и энергии может позавидовать любой из участвовавших в фестивале более молодых пианистов. Квартет играл по большей части авторские работы Анатолия Кролла, и в них очень ярко и достойно раскрылся саксофонист Румянцев.
Благодаря постоянной работе с Анатолием Ошеровичем этот незаурядный музыкант в последнее время регулярно попадает в фокус внимания, и надо признать, что сделанный Кроллом выбор в отношении партнеров по такому сложному с точки зрения соответствия уровня музыкантов друг другу формату, как квартет, все более представляется прозорливым и полным каких-то грядущих открытий, часть которых ясно просматривается уже сейчас. В полной мере это относится и к барабанщику Петру Ившину, яркая и насыщенная игра которого всего за год эволюционировала от юношеского самолюбования и гиперактивности к просто очень мощному, обильному и эмоционально горячему звучанию, которое наконец-то в полной мере встроилось в квартетное единство, свидетельствуя о том, что Петя уже ощущает не столько себя в искусстве, сколько музыку как таковую, и работает не на доказательство того, что он хорошо играет на барабанах, а на музыкальный результат. Чуткий и уверенный партнер, которого он нашел в бас-гитаристе Зайцеве, достроил ритмическую структуру квартета до весьма впечатляющего уровня интерактивного взаимодействия.
Для вашего корреспондента самым ярким открытием стал питерский состав
Lera Gehner Band, которого по стечению обстоятельств не приходилось слышать раньше. Собственно, это не что иное, как мощнейший эйсид-фанк-состав страны
Doo Bop Sound, минус трубач и с заменой бас-гитариста на контрабасиста Владимира Кольцова-Крутова, и плюс вокалистка Лера Гехнер.
Причем это именно не вокалистка с аккомпанементом - это группа, в которой на общий результат работает и сумасшедший по накалу вокал, и изысканная мощь инструменталистов. Вашего корреспондента давно занимал вопрос: возможен ли в нашей "неритмичной стране" (Майк Науменко) коллектив, который играл бы современный блюзовый фанк-соул, причем не то чтобы более или менее адекватно копируя американские оригиналы (сам знаю, что это невозможно - и не творчески, не профессионально, а чисто физиологически), а по-своему, нешаблонно. Теперь вижу: возможен. Особый почет следует воздать хитрейшим аранжировкам вполне банальных джазовых стандартов, сделанным саксофонистом Алексеем Поповым. Благодаря этим аранжировками коллектив добился трех главных успехов: а) решил проблему с качественным репертуаром, потому что в наших местах любая попытка самостоятельно писать подобного рода музыку, а тем более - с англоязычными текстами, обречена на более или менее позорный провал, в то время как джазовые стандарты - они и в России джазовые стандарты; б) изящно вывел себя из конкуренции с многочисленными доморощенными фанк-группами, пытающимися в основном играть на поле блюзовых или, того хуже, рок-клубов, где сотни одинаково ужасных как с музыкальной, так и с профессиональной точки зрения групп безнадежно копошатся с одинаково низкими шансами на какой бы то ни было результат, и закрепился на поле джазовых фестивалей, где высокий профессиональный уровень музыкантов и яркость создаваемой ими музыки гарантируют им сценический успех, и в) если и не сделал и то, и другое первым в стране, то, по крайней мере, надежно застолбил себе первое место в нише смежного с джазом эйсид-фанка.
Абсолютный плюс - яркая сценическая индивидуальность самой Леры. Она - вокалистка не слишком тонкая (не в физическом плане, конечно, тут-то как раз все в порядке), но исключительно мощная. Она провокативна: сценический образ настолько вызывающе демонстрирует отличную физическую форму и умение подать себя, что ни в коем случае не оставляет аудиторию равнодушной, вызывая либо восхищение, либо отторжение. При этом она не стесняется пользоваться самыми мощными и грубыми вокальными приемами, самой физиологичной детонацией или манерничаньем а-ля cabaret noir, лишь бы поразить слушателя, лишь бы обрушить на него еще пару эмоциональных килотонн. В чем Леру не упрекнешь - так это в безэмоциональности: ее эмоции исходят прямиком из физиологии, и зал это заводит с полоборота. Правда, тут есть и оборотная сторона: за весь 45-минутный сет вокалистка ни секунду не была серьезной, постоянно держа между собой и тем, что она поет, ощутимую дистанцию - по-постмодернистски полуироничную. В остальном ее то и дело хочется сравнить с вокалисткой совсем из другой оперы - с немецкой панк-дивой Ниной Хаген, которая тоже обладает незаурядным голосом (в юности пела в Берлинской оперетте) и тоже здорова поорать по-страшному и покривляться по-опереточному; но у той, как у всех панков, все чересчур серьезно. Но, ей-Богу, если бы после 548-го повторения "What a diff'rence a day makes? And the diff'rence is..." Лера хоть раз спела бы заключающее "YOU", я почувствовал бы облегчение, а то - заводили, заводили (умело, настойчиво, мощно), да так заведенного и отпустили!
Конечно, названные имена не исчерпывают программы фестиваля "ДоДж". Был оркестр Олега Лундстрема, которым теперь дирижирует Георгия Гаранян. Оркестр показал сильную программу из своих лучших аранжировок, накопившихся за десятилетия работы, и был горячо принят донецкими любителями популярных джазовых форм, несмотря на то, что выступление легендарного коллектива началось едва ли не в одиннадцать вечера (что для нестоличного города в рабочий день, конечно, поздновато). Были украинские джазмены, был в составе фестиваля целый конкурс для молодых музыкантов - "ДоДж Junior", где очень представительное жюри во главе с профессором Игорем Брилем отбирало лучших молодых джазменов России и Украины.
Гран-при, правда, не достался никому, но первая премия была поделена между очень молодым и задорным московским трио в составе: Евгений Лебедев (ф-но) - Павел Протасов (контрабас) - Петр Ившин (барабаны) и киевской вокалисткой Анной Чайковской, у которой есть большой потенциал как в плане джазового пения, так и сценического образа (но которой надо очень внимательно поработать как над первым, так и - особенно - над вторым).
Неожиданное дополнение к первой премии сделал один из донецких спонсоров, колбасная фабрика, которая наградила обоих победителей... своей продукцией по весу!
Мощный рекламный ход, надо сказать: уж если даже джазовому изданию
так запала в душу эта колбаса, то какой же сильный резонанс она вызвала в местной прессе!
Конечно, значение фестиваля "ДоДж" ни в коей мере не исчерпывается злополучной колбасой. Это очень добротный фестиваль, грамотно продемонстрировавший публике одного из крупнейших городов Украины интересную перспективу современного состояния джазового жанра на постсоветском пространстве, причем продемонстрировавший так, что на будущие годы остался вполне приличный запас тех, кто показан еще не был, но тоже вполне этого достоин. Спасибо за это и ведущим фестиваля - петербуржцу
Владимиру Фейертагу и киевлянину Алексею Когану, и его организаторам - донецкой компании
"Level-Media".
Кирилл Мошков,
редактор "Полного джаза"
Следующий материал пришел из Челябинска: в этом крупном уральском индустриальном городе пройдет фестиваль, посвященный его самому знаменитому джазовому уроженцу - композитору и пианисту Анатолию Кроллу, точнее - его 60-летнему юбилею...>>>>
|