502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 18
2003

Донецк: Sacred Concert по-одесски
Памяти джазового музыканта

24 апреля в Донецке на XII Международном фестивале музыкального искусства "Прокофьевская весна - 2003" выступили одесситы, исполнив "Духовный концерт" Дюка Эллингтона. Музыка джазового Герцога звучала рядом с программами прославленных академических коллективов России, солистов, заслуженно удостоенных всемирной славы. Подобное соседство с мастерами академических жанров и композиторами-классиками подчеркнуло значимость музыки Дюка Эллингтона в истории мировой музыкальной культуры и интерес к ней в наступившем тысячелетии.
Донецкий Оперный театр на тысячу мест был полон (билеты раскупались задолго до концерта). Среди слушателей - разные возрастные категории, явные поклонники филармонических абонементов, оперных спектаклей, студенты, музыканты, любопытствующая богема...
Владимир Борисович Фейертаг - ведущий и исполнитель (!) действа - признал, что джазовая музыка в подобном жанровом оформлении впервые исполняется на сцене Оперного театра и впервые включена в программу международного фестиваля музыкального искусства. Новизна, оригинальность и определенная неожиданность музыкально-драматического действа не помешали донецким слушателям с воодушевлением встретить каждый номер и удачные импровизации, а произведение в целом - долгими овациями и криками "Браво!"
"Духовный концерт" Эллингтона исполнили более 80 музыкантов: биг-бэнд, камерный оркестр, солисты-инструменталисты, солисты-вокалисты и чтец. По форме, содержанию, особенностям исполнения этот произведение не имеет аналогов в мировой практике. Его можно определить как джазовую ораторию и отнести к числу шедевров музыки ХХ века.
Молодые одесские музыканты под управлением Николая Голощапова - известного одесского джазового мастера - постарались вдохнуть жизненные силы нового поколения в Эллингтоновский саунд, не повторяя вариант петербургской аранжировки Дмитрия Сереброва. В одесской аранжировке широко использовался саунд биг-бэнда (после Эллингтона его не пробовали задействовать, сравнение наверняка бы хромало) как соответствующий жанру универсальный инструмент. Слаженно и гибко звучали группы, мощно и энергично - оркестровые тутти, ярко и убедительно - солисты: Олег Субботин - альт-саксофон, Роман Дещенко - тенор-саксофон, Никита Литовко - баритон, Виталий Бизюлев - кларнет, Андрей Цуканов и Вадим Паскаль - тромбоны, Алексей Петухов - рояль, Виталий Фесенко - контрабас, Владимир Леонов - барабаны. На этом фоне менее удачно звучала труба Валерия Колесникова, но соотечественники "простили" известному донецкому джазмену множество "киксов", плоский и бестембровый звук инструмента. 
Камерный оркестр (руководитель Игорь Шаврук) в партитуре не задумывался как "свингующее начало" и наиболее ярко звучал в импрессионистических фрагментах концерта в аккомпанементе нежному голосу Олеси Небоги. Лирические кульминации "My Love", "Heaven", "Vocalize" сопровождались долгими овациями слушателей.
Камерный хор (руководитель Виктор Доронин) старался соединить строгость европейских исполнительских традиций академического пения с раскованностью и динамикой движений негритянских госпел-хоров. Ощущалось, что пели с глубоким проникновением в философскую суть текстов, старались придерживаться чистоты строя, а в финале с удовольствием пританцовывали и прихлопывали на "джазовые" доли такта.
Украшением программы стали божественные парения лирического сопрано Олеси Небоги, безупречная интонация и чувство оперно-джазового стиля в сольных и ансамблевых номерах. Марина Ткачишина - меццо-сопрано - рельефно представила "негритянские" черты вокала. Немалую роль в ее успехе сыграло внешнее обаяние.
Олегу Синице (баритон) было сложнее всех. В самый последний момент ему пришлось заменить Олега Школьника, который не смог приехать в Донецк, и сложную вокальную партию совместить с текстом чтеца. В этом ему помог не только чуткий дирижер Николай Голощапов, но и Владимир Борисович Фейертаг, который прочел сонет о яблоне. Перед мощным финалом концерта это прозвучало мастерски тонко и поэтично; таинственный шепот изобретательно скрыл охрипший голос ведущего. Браво! Владимир Борисович не только выручил таким образом друзей-музыкантов (с Одессой его связывают долгие годы прочных, искренних отношений), но и проявил свое актерское дарование.
В завершение - восторги, овации, цветы, объятия, радость и в зале, и на сцене. 
- Играть музыку Эллингтона - огромное удовольствие для меня, - сказал Николай Голощапов в интервью передаче "Джаз-клуб" одесской радиостанции "Гармония мира" (102.7 FM). - Да и все музыканты прочувствовали ее глубину и величие. Работали с воодушевлением и исполняли на хорошем подъеме. Что ни номер - шедевр, что ни фрагмент - изюминка. Это, несомненно, классика ХХ века, достойная внимания нынешних поколений. 

Елена ШевченкоЕлена Шевченко,
Радио "Гармония мира", Одесса

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service