502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 13
2003

Самара: немцы в городе!
Попытки всерьез "копать" джазовую жизнь Самары показывают, что джаза в городе более чем достаточно. На весь джаз просто не успеваешь.
Limes XС 1 по 3 апреля в городе играла штутгартская группа Limes X. Барабанщик Бернд Зеттельмайер, саксофонист Франк Кролль и пианист Патрик Бебелаар в городе не впервые, и городская администрация уже довольно давно отвечала на телефонные звонки словами "скоро приедут". Увы, афиши появились в городе за день до концерта, когда немцы уже успели провести первые мастер-классы в музыкальном училище.
Россия, что и говорить, остается Россией. Авангардная группа из-за рубежа, достойная представлять Германию на самых престижных фестивалях, оказалась в Самаре не более и не менее чем гостем 4-го фестиваля эстрадного и джазового исполнительского мастерства "Музыкальный коллаж - 2003". Это детско-подростковый конкурс, гала-концерт которого оставляет то впечатление, которое всегда оставляют детско-подростковые конкурсы: от легкого стыда за преподавателей, которые учат своих учеников джазу, не умея импровизировать, до неподдельного интереса к тем, кому больше повезло и с преподавателями, и с талантом. Некоторые скрипичные дуэты в контексте выступления Limes X во втором отделении были откровенно неуместны. Некоторые решения (например, рэгтайм в трио из бас-балалайки, баяна и малого барабана) были, скажем так, уже хотя бы забавны. Некоторые коллективы вообще не портили картины - это два первых места конкурса, молодые ансамбли "U'Jazz" и "No Crystal" и, как это ни парадоксально звучит, сводный ансамбль баянистов и скрипачей райцентра Похвистнево Самарской области. Пятнадцать баянов на джазовом конкурсе - решение спорное, что и говорить. Но коллектив показал сыгранность и профессионализм, до которого многим более "джазовым" конкурсантам было далеко. А если считать, что оркестр Поля Мориа играл джаз, то похвистневцы вписались в конкурс и вовсе идеально.
ансамбль баянистов и скрипачей райцентра ПохвистневоНо это, строго говоря, только первое отделение, которое само по себе заслуживает только похвал. Уже второй за последний месяц подростковый джаз-фестиваль в Самаре - серьезная заявка на то, что город не стоит на месте. Остается надеяться, что сидевшие в зале европейцы это понимали, а не просто недоумевали, как их программа совместима с радостными пятилетними детьми в ярко-фиолетовой форме.
Она действительно несовместима. Limes X - коллектив сильнейший, в котором при всем его глубоком авангардизме есть все. Например, Бернд Зеттельмайер оказался самым тихим из всех барабанщиков вечера, хотя от него можно бы было ожидали, кажется, непрерывного соло. Франк Кролль со своим сопрано-саксофоном продемонстрировал, кажется, все мыслимые возможности инструмента. Что до Патрика Бебелаара, то этот пианист, не раз замеченный в игре локтями, коленями и кулаками, тем не менее ни разу не попал мимо ноты. Это уже не профессионализм, это класс... Гости из Штутгарта играли свои собственные произведения и Телониуса Монка, играли проECMовскую сухую музыку и арабские мотивы с непривычным размером, уходили в оголтелую тотальную импровизацию и вырисовывали заковыристые мелодические дуэты, сыграть которые без долгой репетиции невозможно.
Лучшей реакцией на их выступление стала даже не овация зала (вход, кстати сказать, оказался бесплатным), а искреннее восхищение молодого охранника, который потом долго приставал к выходящим зрителям и спрашивал, как называется этот стиль и где его можно достать в записи.
Записей Limes X в Самаре, понятно дело, не достать. Но послушать музыкантов в действии желающим удалось еще не раз - на новых мастер-классах, на благотворительном концерте для воспитанников детских домов, на джеме. Мастер-класс Зеттельмайера Правда, все три оказии были не без российской сумасшедшинки. Мастер-класс Зеттельмайера прошел опять-таки на фоне полотнища "Фестиваль баянной музыки" (немцы, кажется, запомнят эти баяны надолго). На благотворительный концерт чья-то голова додумалась вывезти детей с нарушениями слуха - хотя, судя по их реакции, не настолько сильными, чтобы не оценить редчайшую возможность, предоставленную Самаре ее городской администрацией.
джемЧто касается джема, то он был организован и вовсе по-пионерски - с самостоятельным выходом на музыкантов через Интернет, подпольными переговорами и постановкой администрации перед фактом за несколько часов до его начала. Администрация, которая планировала показать гостям городскую оперу, была не в восторге, но пришедшие на джем Зеттельмайер и Кролль чувства испытали прямо противоположные. Маленькая кофейня, в последние недели понемногу становящаяся джаз-клубом, приняла два десятка местных музыкантов (среди которых были городские гранды - Николай Мачкасов, Ольга Олейникова, Игорь Трегубов, Алексей Раскопов, Владимир Иванов - и многие другие). 
Осетров и Зеттельмайер Дополнительную прелесть джему придало то, что удалось выставить сразу две ударные установки, и идея сдвоенного, а то и строенного соло реализовывалась весь вечер. Наверняка не забудет этот джем молодой барабанщик "Ю-Джаза" Сергей Осетров, которому досталось двухминутное соло на ударных в паре с Зеттельмайером. Лучший молодой саксофонист Самары Ильфат Садыков оказался в джеме (а потом и в строенном соло) со своим преподавателем Алексеем Раскоповым и Франком Кроллем. "Route 66" пели в один микрофон сразу три вокалистки - Ольга Олейникова, Юлия Землянская и Наталья Головачева.
Ольга Олейникова, Юлия Землянская и Наталья ГоловачеваСловом, джем удался. В час ночи немцы, слегка ошалевшие от кофейни, были доставлены в гостиницу и выгружены под честное слово, что приедут еще, так как Зеттельмайер не успел реализовать свою идею сольной композиции в четыре барабанщика. Будем ждать. И надеемся, что гостям не испортил впечатления от джема официант "Арт-кофе", сурово отобравший у них принесенное с собой пиво. Потому что кофейня - безалкогольная.

Юрий ЛьноградскийЮрий Льноградский,
Самара

"Ценители ECM в Рунете"
фото автора

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service