- Игорь Михайлович, в Вашей
жизни есть место для композиции, исполнительства,
педагогики и для семьи. Как Вы распределяете
время между этими сферами? Существует ли главное? -
Несомненно. Главное - это композиция. Но жизнь
нередко состоит просто из обстоятельств, и я
считаю, что совсем не плохо, когда различные
сферы деятельности борются за существование и
сменяют друг друга. Тем более, что я по знаку
зодиака - Близнецы. Иногда мне безумно нравится
преподавать, потом мне так же безумно это
надоедает, и я начинаю искать для себя выходы в
исполнительстве, заниматься активной концертной
деятельностью. Потом вдруг чувствую, что куда-то
пропало композиторское начало, и восполняю
пробелы в этой области. Тем не менее, всю жизнь я
так или иначе планомерно занимаюсь вопросами,
связанными с джазом, и, конечно же, образованием в
этой области, теперь уже окончательно и
бесповоротно.
- А какое место отводится педагогике?
- Образовательная линия сначала проходила
пунктиром, но потом стала естественным началом
моей жизни. В какой-то момент я понял, что нужно
все систематизировать, и написал учебник "Практический
курс джазовой импровизации на фортепиано".
Когда ко мне попали тетради Джона Мехигана,
преподававшего в свое время в Джульярдской школе,
я был приятно удивлен системностью его обучающей
программы, но в то же время понял, что к нашей
методике это не имело никакого отношения.
- В чем же разница подходов?
- Основная разница, конечно, в степени свободы,
которая дается джазмену-ученику изначально. Это
свобода от традиций в плане строгих правил
гармонии, это свобода от несомненно более
развитой в нашей стране теории музыки, которая, к
сожалению, не всегда способствует развитию
прогрессивных музыкальных течениий. Таким
образом, западная система дает свободу, и ее
идеальным результатом является приобретение
такого музыкального слышания, равновесия и вкуса,
которые были бы прекрасным подспорьем для
музыканта любого стиля и направления. Наша
методика, наоборот, с самого начала погружает
ученика в определенную атмосферу "правильного"
музыкального слышания, "правильного"
музыкального равновесия и вкуса, а потом
стремится привести его к свободе от всего этого.
Многие уже не в силах вырваться из этого круга.
В связи с этим мною были сделаны шаги для
адаптации метода преподавания джаза в
Соединенных Штатах к нашим условиям и традициям.
Таким образом была открыта другая, новая
возможность обучения джазовому искусству у нас в
России.
- Как Вы думаете, может ли джаз "белых"
соперничать с джазом "черных"? Ведь это их
искусство, которое передается из поколения в
поколение не только на музыкальном, но и на
генетическом уровне?
- Совершенно верно. Я считаю, что "белые"
вторичны в джазовом искусстве. Все открытия,
которые были совершены в джазе, были открытиями
"черных". Что касается нашего джаза, то это,
скорее всего, - параллельная идея. Она
развивается в своих индивидуальных условиях, на
другой почве.
- Актуальна ли для Вас академическая музыка в
настоящее время?
- Академическая музыка необходима, она
существует для поддержания души, отношения к
музыке, чувства искусства. Для каждого такие
области, как джаз и, например, классическая
музыка, соотносятся по-своему. Для меня они,
несомненно, соотносятся, но глубинно... в какой-то
точке, которую я все пытаюсь поймать, но пока это
достаточно сложно. Ведь даже все мои композиции
только косвенно относятся к жанру. Скорее они
представляют собой некий сплав музыки,
существующей только во мне. Возьмите, к примеру,
"Утро земли" или "Танец чаек" - все эти
произведения лишь используют технологические
моменты, связанные с джазом, но отнюдь не джаз по
сути. Хотя, несомненно, присутствует
импровизационное начало, которое помогает
исполнителю при желании вернуться в рамки жанра.
Но это не моя цель. Я писал свои композиции,
исходя из одного: мне было интересно.
- В чем же заключается для Вас суть джаза?
- Суть в определенном языке, достаточно
конкретном, ограниченном и недостаточно богатом,
по крайней мере на сегодняшний день. И
эмоциональный круг тоже не очень широк в джазе,
если его сравнивать с той же академической
музыкой. Возьмите хотя бы Прокофьева! Впрочем,
если взять даже электронную музыку Лучано Берио:
она представляет собой гораздо более широкий
комплекс, нежели большинство произведений,
созданных в джазе. Хотя, конечно же, данное
высказывание можно отнести не ко всему джазу...
- А что Вы подразумеваете под понятием "произведения"
в джазе?
- Сложный вопрос... В отличие от классической
музыки, где параметры произведений достаточно
четко определены, в джазе лишь намечены схемы, по
которым могут развиваться музыкальные сочинения.
Тема, потом ее развитие в импровизации, которая в
результате может стать индивидуальным целым...
или тема как формальный предлог для импровизации...
здесь многое зависит от вкуса исполнителя.
Исполнитель воспринимается как соавтор, и его
творение каждый раз оценивается заново. Может
быть, лишь на интуитивном уровне можно понять,
получилось или не получилось произведение -
музыкальное целое.
- Оценивая "музыкальные качества" джаза
по отношению к академической музыке, Вы имели в
виду весь джаз, включающий множество направлений?
- Вообще-то, сравнение джаза как целого
направления и, например, музыки классической -
дело неблагодарное. Все зависит даже не от того
или иного джазового направления, а от конкретных
произведений. Сейчас мне вспомнились квартеты
Чика Кориа или духовные произведения Дюка
Эллингтона, которые можно назвать настоящими
откровениями джаза. Духовные произведения мне
очень близки.
- Вы верующий человек?
- Мы все язычники. Мне кажется, что православие -
это что-то очень зыбкое в России. Может быть
потому, что православие, в отличие, например, от
католицизма, не стало создавать "института
инквизиции", который служил бы для закрепления
веры. Россия, как известно, всегда "опаздывает",
и здесь парадоксальным образом этот самый "институт"
проявил себя, например, во времена Сталина. Но это
лишь мои догадки.
- В самом начале Вы упомянули о своем знаке
зодиака. Что для Вас гороскоп? Вы вспомнили о нем
случайно, или это целое мировоззрение?
- О гороскопе упомянул совершенно сознательно,
я занимался этими вопросами. В конце концов я
пришел к мнению, что гороскоп есть
предупреждение, он дан нам для осознания
возможности изменить и повернуть судьбу. Это
очень важный момент. Под влиянием гороскопа
можно также впасть в фатализм, уверовать в
абсолютность предначертания и таким образом
самому предначертанно идти за своей судьбой,
вместо того, чтобы пользоваться им как
предупреждением.
- Социальные, политические события... важны ли
они для Вас, или Вы самодостаточны в своем
музыкальном мире?
- И важны и не важны. Я живу в абсолютно своем "придуманном
мире". Может быть, раньше он был несколько
иллюзорным, сейчас эти иллюзии рассеялись, но
суть осталась. Я далек от выводов типа "культура
исчезает": она не исчезает и будет
существовать до того времени, пока есть люди,
несущие эту культуру.
- А семейные отношения?
- Теперь они также переросли в
профессиональные. Мои сыновья, близнецы, тоже
играют джаз, они саксофонисты. Профессия и
совместная концертная деятельность сделала нас
коллегами. С одной стороны, они играют вместе со
мной, а с другой стороны - совершенно отдельно в
ансамбле "Транс-Атлантик". В наши планы
входит выпуск совместного компакт-диска в 1999
году, а также концерты в "Джаз-арт клубе" на
Беговой и в городах России, в планах также
поездка в Оренбург на фестиваль "Евразия" и
т.д.
Совсем недавно, в 1997 году, был выпущен диск к
моему 35-летию в джазе под названием "В пути".
Кoмпакт выпущен компанией "SoLyd Records", в него
вошли мои старые записи, перенесенные с
пластинок, например, "Утро земли", а также
новые записи, сделанные вместе с моими детьми:
"Восток-Запад", "Танец чаек" и т.д.
Фирма "Богема" также готовит новый диск с
записями джазовых композиций под рабочим
названием "Пробуждение". Туда войдут мои
ранние джазовые произведения, начиная с 1965-го и
по конец 80-х годов.
А вообще, планов много.
Мы уже почти попрощались, но с лица Бриля не
сходило задумчивое выражение. Он не ответил на
один мой вопрос: "Что для Вас настоящее? Какое
событие этих дней было для Вас важным?". Видно,
что он тщетно силился вспомнить что-либо, и...
вдруг лицо его просияло...
- Недавно мне присвоили звание народного
артиста России. Не знаю, что это теперь такое, но
на самом деле это очень хорошо! Это здорово и для
джазового направления в нашей стране, и для моих
учеников. Мне кажется - это все-таки хорошо.
Беседовала Анна Урманцева
|