В вечере "Дюк
Эллингтон и его время", организованном
импресарио Майей Кочубеевой и музыковедом
Алексеем Баташевым, участвовал оркестр
Всеволода Данилочкина "Горячая девятка",
работающий в арт-клубе "Ностальжи", и
несколько приглашенных солистов. Первое
отделение состояло из музыки "эпохи
Эллингтона" - произведений из репертуара
ранних джазовых оркестров 20-30-х гг. (биг-бэндов
Чарли Барнета, Пола Уайтмена, братьев Дорси, Чика
Уэбба и т.п.), исполненных "Горячей девяткой"
(иногда вместе со своей штатной вокалисткой
Анной Бутурлиной). Оркестр звучал действительно
в стилистике 20-х гг., не осовремененной ни
нынешними приемами игры, ни даже звукоусилением.
Инструменталисты оркестра в коротких, как было
принято в 20-е гг. (один, максимум два квадрата)
соло демонстрировали отличное знание стилистики
тех лет. Особенно это касается трубачей
Владимира Галактионова и Виталия Головнева, то и
дело вызывавших настоящую овацию своими
"горячими" блюзовыми импровизациями с
активным использованием сурдин и так называемых
"граул-эффектов", характерных для 20-х гг.;
касается это и маститого тромбониста Вадима
Ахметгареева, и альт-саксофониста Игоря
Тертычного, который играл также на кларнете и
спел одну песенку ("Too Many Tears") сладким
тенорком, в совершенстве копируя довоенную
эстрадную манеру. В шоу "Девятки" входят и
характерные для биг-бэндов 20-х вставные номера :
тэп-дэнс (чечетка) в исполнении Владимира
Беляйкина и белли-дэнс (танец живота) в
исполнении Клавы Макаровой. Здесь об уровне
исполнения судить было сложно (мы - не
специалисты ни в чечетке, ни в танце живота), но
как деталь а-ля "Коттон клаб" это было
забавно.
Первое отделение завершилось премьерным
исполнением нескольких сделанных Всеволодом
Данилочкиным аранжировок ранних пьес Дюка
Эллингтона, ранее, как утверждал ведущий
концерта Алексей Баташев, в России не
исполнявшихся никогда (интересно, в 30-50-е тоже?).
Прозвучали такие раритеты, как "Harlem Airshaft"
(изрядно замедленный и слишком спокойный по
сравнением с развеселым оригиналом), "Black and Tan
Fantasy" (ну точно как на записи 27-го года), "Jubilee
Stomp" (тоже почти аутентичный) и "East St.Louis
Tooddle-Oo" (Галактионов и Головнев с успехом
поделили эпические блюзовые вопли Баббера Майли
из оригинальной версии, сыграв их даже
еще более жарко и почти по-кошачьи страстно.
Во втором отделении к оркестру присоединился
тенор-саксофонист Игорь Бутман, только что в
очередной раз вернувшийся в Россию из США. Игорь
исполнил две эллингтоновские темы - "Don't Get Around
Much Anymore" и "Cottontail", впрочем, изрядно
осовременив их в своих соло: Бен Уэбстер, роль
которого пытался навязать Игорю г-н Баташев, так
играть не умел и вряд ли захотел бы научиться. Но,
если отвлечься от аутентики, это были классные
соло. За Бутманом на сцене появился вокалист
Сергей Манукян, отмечавший в этот вечер свой день
рождения (оркестром и Игорем Бутманом тут же было
невероятно бравурно сыграно, а Алексеем
Баташевым спето "Happy Birthday To You"). Сергей тоже
исполнил два эллингтоновских стандарта -
"Sophisticated Lady" и "I Don't Mean a Thing (If It Ain't Got that
Swing)". Пел он не так, как все привыкли - не скэтом,
а со словами и очень точно по оригинальной
мелодии, причем было заметно, что тональность для
него чуть высоковата. От этого получилось
неожиданно трогательно и нежно, хотя во второй
вещи Сергей все-таки прошелся по скэту. Последним
гостем стал альт-саксофонист Георгий Гаранян,
также сыгравший две темы своим характерным
пронзительно-вибрирующим звуком, после чего на
сцену вышли все солисты-гости, и начался джем.
Играли опять-таки эллингтоновскую классику -
"Take the A Train" и "C Jam Blues", и все бы было
хорошо, если б посреди пьесы у контрабасиста
Виталия Соломонова не лопнула со стуком
подставка под струнами. Виталий невозмутимо
собрался и ушел со сцены, оставив музыкантов
доигрывать джем без контрабаса (впрочем, пианист
Юрий Луценко попытался исправить дело, громко
заиграв басовую линию в контроктаве, но
звукоусиления-то как такового не было...) |