Выпуск #10 |
Фольклорно-джазовый
десант в Минске |
|
-Джазовые традиции - это
богатство, которое нужно лелеять и холить. В
теперешних невеселых условиях проводить большие
сборные концерты и тем более фестивали -
труднейшая задача. И все же традиции живут...
В самом конце февраля в Минске три вечера были
отданы 6-му международному джазовому фестивалю.
Его организаторами, как и пяти предыдущих, были
руководитель Государственного концертного
оркестра Беларуси Михаил Яковлевич Финберг и
Министерство культуры. В этом году на фестиваль
удалось привезти таких известнейших не только в
СНГ, но и в Европе музыкантов, как Энвер Измайлов
и молдавское трио "Тригон". Они, несомненно,
внесли разнообразие и свежие краски в программу
мероприятия, которое получилось, пожалуй, одним
из самых удачных за последние годы. К сожалению,
не смог приехать каунасский биг-бэнд, с которым
уже была твердая договоренность, но винить в этом
никого не приходится - ну, не смогли музыканты
собраться, да и просто больных гриппом было
много. Концерты, как и в прошлом году, проходили в
клубе им. Ф.Дзержинского, к которому в народе
давно и прочно "прилепилось" название "У
железного Феликса", но по акустике, пожалуй,
одном из лучших залов Минска. Кто только из
джазменов в нем ни выступал в прежние годы -
достаточно вспомнить незабываемые вечера
импровизационной музыки Леонида Чижика...
Еще на пресс-конференции перед фестивалем Михаил
Финберг сказал, что биг-бэнд под его руководством
подготовил на этот раз совершенно новую
программу, состоящую из оригинальных
аранжировок, сделанных современными
американскими джазовыми композиторами и
присланных в Минск для оркестра. На первом же
концерте все смогли услышать, что звучание бэнда
действительно приобрело несколько иные краски. В
новых композициях весь упор сделан на
сыгранность групп духовых инструментов и
виртуозность отдельных солистов, эта музыка
имеет меньше общего с классическим свинговым
репертуаром. Она сверхдинамична, напориста, а ее
ритмический рисунок более типичен для стиля
фьюжн. Надо сразу сказать, что бэнду Финберга в
целом такие аранжировки подходят больше, чем
традиционный свинг, - звучание оркестра стало
более ярким, цельным и современным. Скорее всего,
дело заключается в том, что большинство солистов
сами тяготеют к фьюжн-манере исполнения - это
видно и по сольным эпизодам, и по их выступлениям
в малых составах.
После финала последней композиции стало понятно,
чего все-таки не хватает этим вещам: лиризма. Они
почти все играются на предельной громкости и
темпе и очень редко дают возможность слушателю
"прийти в себя", отдохнуть на медленных
мягких эпизодах. Большое количество сложных соло
на фоне столь же непростых мощных оркестровых
пассажей просто требуют порой какой-то разрядки.
Правда, во второй день, когда за фортепиано сел
старейший и лучший пианист оркестра (да и,
пожалуй, всей Беларуси) - Аркадий Эскин, а на сцену
вышла еще и струнная группа, картина изменилась.
Прозвучали красивые лирические мелодии, в том
числе "Wave" Антониу Жобима и собственная
пьеса Эскина "Испанские напевы"; бэнд мало
играл tutti, а только расставлял акценты отдельными
выразительными фразами. Аркадий Борисович,
который очень скоро будет отмечать свое
шестидесятилетие, играл легко и свободно,
буквально порхал по клавиатуре, и его изящная
манера как нельзя лучше соответствовала
настроению зала. Звучание струнных было хорошо
сбалансировано с ритм-группой, да и со всем
остальным оркестром, и придавало общему саунду
плавность и мягкость.
Этот имидж оркестра показался мне все же очень
интересным, хотя второй концерт был явно
бенефисом Эскина, и бэнд не "разворачивался в
полную силу". Думаю, поклонники обоих
вариантов здесь разделятся во мнении, но главное,
что есть из чего выбирать. Кстати, в первом
концерте из солистов особо хотелось бы выделить
Дмитрия Бударина (тромбон) и Сергея Антишина
(гитара). Они, не уступая остальным в
виртуозности, оба обладают в нужной степени
свингом и чувством меры. Гибкость фразировки и
игра с ритмом в их соло - это та "изюминка",
без которой любой джазовый стиль становится
маловыразительным.
Однако перейдем к гостям фестиваля. Трио
гитариста Энвера Измайлова из Крыма (Рустем Бари
- конги, бонги, перкуссия; Наркет Рамазанов -
сопрано-саксофон, флейта) играло музыку, густо
замешанную на среднеазиатском и балканском
фольклоре, но то, КАК они это делали, заставляло
публику просто подпрыгивать от восторга в
креслах. Про Энвера и его необычный, уникальный
стиль в журнале уже писали неоднократно, хочу
только добавить, что он, как и его коллеги, -
настоящие артисты, а не просто музыканты. Их
мимика, жесты, весь облик во время игры настолько
точно соответствуют духу музыки, что слушателя
буквально "затягивает" в эту звуковую
карусель.
Похоже, что сами исполнители (особенно Рустем)
получают от концерта чуть ли не больше
удовольствия, чем зрители, а свобода обращения
Измайлова со своими гитарами вообще находится на
грани возможного. Техника и содержание у него не
входят в конфликт друг с другом, а находятся в
гармонии. И хотя он - явно выраженный лидер в трио
и иногда даже остается надолго один на сцене, его
партнеры тоже много солируют и владеют как
фольклорными, так и джазовыми приемами игры.
Очень понравились моменты, когда Рамазанов брал
в руки флейту - восточная музыка в исполнении на
этом инструменте завораживает и почти
гипнотизирует. Интересно, что почти все их пьесы
были весьма длинные - минут по 9-10, но ни одна не
показалась затянутой - это свидетельство удачных
отработанных аранжировок, когда внимание
слушателя вовремя переключается от одного
музыканта к другому или от темы к импровизации и
обратно.
Очень похожие слова можно сказать и о группе
"Тригон", показавшей весьма серьезную и
интереснейшую с композиционной стороны
программу. Разница заключается в том, что если у
Измайлова главное - виртуозность и восточный
колорит, то у "Тригона", как мне показалось,
упор сделан на внутреннюю звуковую драматургию и
"выстроенность" композиций. При этом их
импровизационная техника впечатляет - Анатолий
Штефанец владеет струнным альтом настолько
здорово, что свободно использует прием
пиццикато... левой рукой, что выполняют очень
немногие классические музыканты.
Барабанщик Олег Балтага обладает, похоже,
врожденным чувством ритма - он управляется с
обычной ударной установкой наравне с ксилофоном,
набором маленьких барабанчиков, настроенных в
гамму, и другой перкуссией с легкостью и без
малейшего напряжения. Суперсложные
полиритмические фигуры в его исполнении звучат
естественно и так просто, что хочется выйти
самому и попробовать - а вдруг получится?!
Басист Сергей Тестимицяну играет на редкой
шестиструнной бас-гитаре (как у Джона Патитуччи),
причем делает это и тэппингом (обеими руками на
грифе), как Измайлов, и классическим способом, и...
положив гитару на колени, имитирует звучание
венгерских цимбал. В целом это трио одной своей
чертой напоминает (не самой музыкой) знаменитый
коллектив Ганелин-Тарасов-Чекасин: они тоже все
время - только солисты. Композиции же их
представляют собой собственные аранжировки, в
основном, сделанные на основе народной
молдавской музыки, но сильно переработанные в
стиле world jazz. Каждая пьеса разворачивается в
небольшое представление, где инструменты
мечтают, танцуют, зовут... этот джаз слушатель
переживает прямо как театральное действие.
Из малых минских составов, выступавших на
фестивале, очень приятное впечатление оставил
ансамбль п/у В.Белова (бас-гитара) из Университета
культуры. Они играли стандарты, но с
использованием современных джазовых
ритмических схем. Вокалистка Евгения Летун,
исполнившая вместе с ними несколько песен на
эллингтоновские темы, сегодня, пожалуй, стала
самой перспективной молодой джазовой певицей в
Минске. На прошлом фестивале она пела почти в
чисто эстрадной манере, а в этот раз в ее вокале
был и свинг, и чувство стиля. Голос у Евгении
очень джазовый - глубокий, чувственный, с хорошим
диапазоном, но вот только еще не поставлен так,
как хотелось бы. Переходы с верхнего в самый
нижний регистр даются ей пока с трудом, но
нелишне будет заметить, что этим приемом вообще
мало кто сейчас пользуется - это нелегко. Будем
ждать следующих ее выступлений с нетерпением.
Ансамбль п/у Максима Лоскутова (ф-но) - чисто
молодежный состав. Он, насколько я понял,
дебютировал на мероприятиях такого уровня и в
целом справился со своей задачей успешно -
несколько пьес собственного сочинения в
современном джаз-рок-фьюжн стиле были довольно
интересны с музыкальной точки зрения, а
исполнение - не форсированным, как у другого
комбо - басиста Александра Калиновского. Этот
квинтет, состоящий из солистов оркестра Михаила
Финберга (Дмитрий Бударин - тромбон, Игорь Мишура
- альт-саксофон, Андрей Славинский - ударные,
Сергей Александров - клавишные), наглядно
продемонстрировал основной недостаток
большинства белорусских джазменов - они пытаются
"взять" слушателя главным образом напором,
техникой, яркой формой. Все музыканты из квинтета
- отличные профессионалы, и темы их пьес,
сделанные Калиновским и Александровым, были
неплохи, но... их развитие превращалось в некий
стандартный процесс с использованием заученных,
"обыгранных" ходов, а ритмическая поддержка
тоже грешила однообразием.
Стиль фьюжн - вообще очень опасная штука, чего
многие современные джазмены не осознают. Если в
традиционном джазе для успеха в принципе
достаточно красивой мелодии и небольшого
чувства свинга, то во фьюжн никак не обойтись без
большой свободы импровизаций, вариаций темпа, а
также солистов разного плана, которые
разнообразят общий саунд своей неповторимой
манерой. Элементарный пример - группа Пата
Мэтини. Там контрастируют манеры самого Пата и
его клавишника Лайла Мэйса (а порой еще и
добавляется "парящий" вокал), все время
создавая напряжение и тут же разрешая его
ритмическими перебивками и сменами настроения. И
именно в этом постоянном внутреннем разрешении
музыкальных конфликтов и заключается прелесть
фьюжн. На прошедшем же концерте группа
Калиновского только и делала, что держала
аудиторию в напряжении, почти никак не пытаясь
отойти от накатанного образа.
Подведем итоги: фестиваль был действительно
международным, действительно разноплановым и
полистилистическим. Удовольствие от концертов
получили люди с разными музыкальными вкусами, в
чем, собственно, и заключается смысл любого
фестиваля. Об отсутствии гостей из дальнего
зарубежья можно, конечно, долго рассуждать, но
давайте будем реалистами - на сегодняшний день
было сделано то, что можно было сделать. Никому не
возбраняется попробовать сделать по-другому. |
|
Тотальный джаз
Вячеслава Ганелина |
|
Много
лет прошло с того времени, как маэстро Ганелин
приезжал с концертом в Минск. С 1987 года Вячеслав
живет в Израиле, так что любители джаза со стажем
уже и не надеялись на такую встречу (нынче ведь и
Бутмана из Москвы, и Чекасина из еще более
близкого Вильнюса никак не заманить). Ну а те, кто
начал слушать джаз в конце 80-х - начале 90-х, и вовсе
слабо себе представляли, чего они были лишены.
Когда-то джазовый импровизационный авангард в
исполнении трио Ганелин-Тарасов-Чекасин был
притчей во языцех у всех советских джазфэнов -
его или беззаветно, всем сердцем, принимали, или
столь же страстно отвергали. Не наблюдалось
только равнодушных, что, собственно, и есть
показатель подлинности стиля.
Сольный концерт Вячеслава Ганелина в Минске 25
февраля показал, что музыкант и композитор
совершенно не утратил былой класс, напротив -
перед нами предстал джазмен, мыслящий
концептуально и излагающий свои идеи не просто
свободно и непринужденно, но с поистине
симфоническим размахом и глубиной. И дело даже не
в большом количестве инструментов (рояль,
синтезатор, ударные, различная перкуссия), с
которыми он одновременно управлялся, а в
построении композиций и их развитии. Если в трио
он зачастую занимался чистым
экспериментаторством, пробуя каждый раз новый
прием или неожиданный ход, то сейчас простая игра
оригинальных идей уступила у него место более
глобальной задаче - потоку музыкального
сознания, впитавшему в себя все возможные стили,
идеи и концепции. Старой осталась, быть может,
только внешняя форма - развитие простой мелодии
или даже элементарного созвучия к своему
пределу, практически до разрушения и затем...
рождения из экстатического биения звуков нового,
нежного и чистого мотива.
Это нелегкая для слушателя музыка - она не дает
расслабиться почти ни на одно мгновение. Только в
первые секунды рождения нового простого
звукового образа напряжение чуть ослабевает, но
сразу же возвращается обратно и решительно
изгоняет чуждые мысли, не относящиеся к моменту
исполнения. Бывает музыка, которая легко
совмещается с каким-то посторонним занятием,
другая допускает только частичное отвлечение от
ее сути, Ганелин же играет тотальный джаз - вы
вынуждены погрузиться в него целиком, без
малейшего исключения. В этом заключается родство
этих композиций с традиционной классикой,
несмотря на внешнюю непохожесть, - на концерте
можно было видеть несколько бабулек вполне
академически-филармонического вида, которые
поначалу всем своим видом выражали недоумение,
но к началу второго отделения даже начали вместе
со всеми аплодировать наиболее эмоционально
сыгранным местам. (Вообще, минская публика -
явление уникальное, и об этом можно делать
отдельную статью. Мало где еще можно встретить
аудиторию, с одинаковым энтузиазмом
воспринимающую в одном концерте диксиленд
вместе с самым разнузданным фри-джазом.) Но это
так, к слову - Ганелин сейчас играет даже не
фри-джаз, а нечто более "продвинутое", но
полный зал филармонии (800 с лишним мест) - простое
доказательство того, что настоящая музыка любой
степени сложности всегда найдет своих
слушателей.
Нужно заметить, что концерт не был чисто сольным -
во втором отделении с Вячеславом на сцену вышел
литовский ударник Аркадий Готесман и... аналогий
с дуэтом Ганелин-Тарасов не получилось. Аркадий
очень тонко и точно аккомпанировал и вовремя
подхватывал импровизации своего коллеги,
облегчая тому контакт с залом, в отличие от
Тарасова, который всегда стремился только
солировать. В конце концов, публика даже
затребовала обоих музыкантов несколько раз
"на бис" и, полностью удовлетворенная,
разошлась. Но не вся. Оставшиеся на
пресс-конференцию журналисты засыпали Вячеслава
вопросами, ответы на которые мы не приводим по
очень простой причине - почти все они повторяют
тему интервью с маэстро, взятое у него два года
назад на "Славянском базаре" в Витебске и
опубликованное в 1-м номере "Джаз-квадрата".
После Минска Ганелин выехал с концертами в
Могилев, а затем - в Санкт-Петербург.
P.S. Отдельная благодарность фирмам "Класс-клуб
джаскрафт", "Алатан-тур", а также
авиакомпании "El Al" за то, что они дали всем
возможность вновь услышать легенду литовского
джаза.
Евгений Долгих
Фото Виктора Зайковского
|
|
На первую
страницу номера |
|