"Полный
Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная
страница
|
Выпуск # 6 (197) -
19 февраля 2003 г. |
Оглавление выпуска:
|
|
|
Слово
к читателям |
Немного о наших планах. Хотя "Полный джаз" и еженедельный журнал, в нем есть и серьезные рубрики, касающиеся даже не столько теоретических дисциплин (очень важных в такой непростой музыке, как джаз), но дисциплин пограничных - например, внемузыкального творчества музыкантов. И мы никогда не упускали случая коснуться этой интереснейшей темы. Очередной такой случай представляется нам в марте: начиная с #8, который должен выйти 5 марта, мы планируем начать публикацию фрагментов "Избранного" легендарного трубача Андрея Товмасяна.
Мы уже публиковали произведения Товмасяна, но это были фрагменты его мемуаров, в результате образовавшие
особый спецпроект "Полного джаза" - уникальный документ своего времени. Теперь же мы предложим нашим читателям прозаическое и поэтическое творчество музыканта, стоящее в достаточной степени особняком в истории современной российской культуры.
Впрочем, подробности этого нового спецпроекта "Полного джаза" - чуть позже. Пока же приступим к нашему главному делу - к хронике.
Редактор
|
|
|
Как
это было
в Москве |
13-15 февраля в "Ле Клубе" играла группа Vital Information - один из самых любопытных составов современного джаз-рока (сами музыканты определяют свой стиль как modern jazz rock fusion).
Группа была создана в начале 90-х выходцами из мира рок-музыки и джаз-рока 70-х - 80-х гг., в свою очередь пришедшими туда из джаза - барабанщиком группы Journey Стивом Смитом, клавишником Карлоса Сантаны Томом Костером и гитаристом Elektric Band Чика Кориа Фрэнком Гамбале. Нынешний четвертый участник группы - бас-гитарист Бэрон Браун.
На концерте в основном звучал материал последних трех альбомов группы - как жестко аранжированные, заковыристо придуманные джаз-роковые пьесы, вызывавшие в памяти лучшие времена развития этого жанра, так и более свободные по форме и насыщенные импровизацией джемовые номера, в основном имеющие отношение к последнему по времени выхода альбомы Vital Information - "Show'Em Where You Live", в котором группа отдала дань стилистике современных джем-бэндов.
Безусловный лидер коллектива - барабанщик Стив Смит, член Зала Славы журнала Modern Drummer - самого авторитетного издания для барабанщиков - и автор популярного учебного видеопособия "История американского ритма". Подвижный, живой, с забавной мимикой, он продемонстрировал как огромное умение (и вкус) в ансамблевой игре, так и незаурядные сольные способности. Во всяком случае, его джаз-роковые и фанковые соло по изощренности техники и тонкости ощущения времени не просто не уступали слышанным в последние годы живьем соло Билли Кобэма (патриарха этого направления в барабанном искусстве), но в чем-то и превосходили их - особенно в умении применять тончайшие сдвиги вдоль и поперек основного метра, которые, накапливаясь, вдруг образуют совершенно новый ритмический пласт, почти полностью противоречащий всему, что звучит в этот момент - и вдруг, накопив обратные сдвиги, вновь возвращается к первоначальному рисунку. Были интересны и содержательны и его экскурсы в область более джазовой ритмики, которые, впрочем, впечатления откровения не произвели - хотя бы потому, что чисто джазового материала группа практически не играет.
С виду смешной увалень, гитарист Фрэнк Гамбале стал для многих московских слушателей настоящим открытием. Хотя он не совершает никаких сверхъестественных чудес, и даже сам звук его вполне вторичен (с закрытыми глазами его трудно отличить от, скажем, Джона Скофилда определенного периода), это не просто крепкий и мастеровитый гитарист - это крупный мастер с глубоким знанием гармонии и точным чувством стиля.
Басист Браун на протяжении всего концерта создавал сверхнадежную ритмогармоническую поддержку группе, умело балансируя между упругой ритмической пульсацией, которой, собственно, нужда в басовых партиях в абсолютном большинстве материала Vital Information и исчерпывается, и всякими басовыми кунштюками вроде игры смачным слэпом или квакающего электронного соло - всех этих дополнительных красивостей было, быть может, даже чуть меньше, чем надо было бы.
Ну и, наконец, клавишник Том Костер. Вообще-то говоря, по сравнению с классическими записями в группе Santana его манера игры не очень сильно изменилась. Другое дело, что добавилось ритмической изощренности - ну так и господствующая ритмика в прогрессивном джаз-роке стала куда тоньше (хотя само понятие прогрессивного джаз-рока почти вымерло, за исторической обреченностью). Добавилось изощренности звуковой: помимо звуков классического электрооргана и электропиано (впрочем, воспроизводимых рабочими станциями Korg), Том поизводит множество весьма изобретательно построенных звуковых пластов, из которых особенно запомнился жесткий, с отчетливым "хорусом" звук, напоминающий препарированный рояль, насаженный на вибратор.
Он даже использовал акустический инструмент - аккордеон Hohner, на котором сыграл очень трогательную балладу (впрочем, назвать его выдающимся аккордеонистом довольно трудно: он просто играет правой рукой типично синтезаторную партию, не пользуясь специфически аккордеонными выразительными средствами).
В целом концерт Vital Information оставил ощущение "глубокого удовлетворения" - хотя бы от того, что джаз-рок в своем "креативном", жизнеспособном варианте не весь остался в 1970-х гг., а все еще может давать вполне яркие плоды, не носящие ни сахаринного привкуса smooth, ни налета супех-техницизированной монотонности, свойственного многим проектам современного фьюжн.
10 февраля в ГЦКЗ "Россия" прошел III фестиваль "Триумф джаза", который проводит фонд "Триумф" (арт-директор фестиваля - саксофонист
Игорь Бутман). Сразу скажем - увы, но сравнение его с предыдущим "изданием" того же мероприятия будет не в пользу нынешнего (в основном, видимо, по финансовым причинам), хотя и он содержал ряд интересных и творчески важных программ...>>>>
18 февраля в Москве прошла презентация обновленного клуба "Синяя Птица", открывшегося в качестве джаз-клуба в третий раз за свою историю, продолжающуюся с 1964 г. На презентацию, помимо представителей джазового сообщества, собрались многие известные джазфэны 60-70-х - писатель Аркадий Вайнер, актеры Евгений Весник и Михаил Ширвиндт, пианист Левон Оганезов, сатирик Аркадий Арканов и многие другие.
Был и новый атташе посольства США по культуре, что было достаточно символично - ведь в 70-е гг. один из его предшественников снабжал московских джазменов пластинками и журналами, причем именно тех музыкантов, что открыли вечер: это были аккордеонист Владимир Данилин, гитарист
Алексей Кузнецов, контрабасист Алексей Исплатовский, барабанщик Александр Гореткин и трубач
Андрей Товмасян, показавшие крепкие образцы музыки своей молодости (и, кстати, удачно проаккомпанировавшие решившему спеть Аркадию Арканову, исполнившему собственные русские юмористические тексты на "Love Me Tender" и "Bye Bye Blackbird").
Во втором составе на сцену вышли музыканты следующего поколения - саксофонист
Олег Киреев и трио пианиста
Льва Кушнира. Публика в основном представляла старшее поколение любителей джаза (наверняка многие из этих людей ходили в "Синю Птицу" в ее предыдущие существования!), однако, по словам руководителей клуба, они вовсе не намерены ориентироваться только на один слой аудитории и хотят сделать "Синюю Птицу" открытой для всех любителей жанра.
|
|
|
Москва
- это вам
еще не все |
9-11 марта в Самаре пройдет международный фестиваль "Jazz-весна в Самаре", арт-директором которого выступает московский пианист
Даниил Крамер. В фестивале будет участвовать французский скрипач Дидье Локвуд (о выступлении которого во французском посольстве в Москве мы рассказывали в
#41-2002), сам Даниил Крамер, а также валторнист
Аркадий Шилклопер с группой "Маримба+", ансамбль "Зеленая Волна" альт-саксофониста
Александра Осейчука, "Уральский диксиленд Игоря Бурко", а также два фортепианных трио - Ваагна Айрапетяна из Армении и
Григория Файна из Самары.
Подробности - на странице Самарской джазовой афиши.
5-9 марта в России пройдут выступления итальянской эйсид-джазовой группы Bossa Nostra.
Их дебютный альбом Solaria (1996, IRMA Records) явил собой микс эйсид-ритмов и босса-новы с доминированием звуков акустического фортепиано, саксофона и перкуссии. Вот как описывают стилистику коллектива организаторы этого тура: "В треке "The message from the soul sisters" такой джазовый вокал, будто Мэйса Лик из Incognito встретилась с соул дивой семидесятых Патти ЛаБелль. Представьте себе музыку в стиле Джорджа Дюка или Гровера Вашингтона с тяжелым грувом кларнета, гитарными вау-вау, положенную поверх ритма босса-новы, и станет решительно ясно, что здесь нет места для скуки. Обычно, когда вы имеете дело с босса-новой, всегда есть риск быть "слишком квадратным, как самба", и вот вам пример, где ритм насыщен восхитительными фанк-битами со вкусом Европы".
Если в дебютном альбоме пела известная американская певица Вики Андерсон, то второй альбом "Kharmalion" (1999) записан группой вместе с певицой Бруной Лоппез. Именно с ее хрипловатым, с придыханием вокалом альбом стал не просто приличным итальянским джазовым альбомом, а действительно большим итальянским джазовым альбомом. В альбоме есть привкус экспериментов с ароматом latino, ритмы босса-новы переплетаются с соул, больше танцевальных форм.
Варьируя стили и языки, группа поставляет музыку на европейский рынок уже семь лет. Немногие артисты в этом жанре делали хорошие альбомы, но Bossa Nostra это удалось.
Приобрести альбом Bossa Nostra
"Solaria" в CD-магазине "Джаз.Ру"
Bossa Nostra даст четыре шоу в пивоваренных ресторанах ТИНЬКОФФ:
- 5 марта - Санкт-Петербург (Казанская ул.,
7).
Заказ билетов по телефону (812)118-5566
- 6 марта - Москва (Проточный переулок,
11).
Заказ билетов по телефону (095)777-3300
- 7 марта - Самара (Московское шоссе,
2).
Заказ билетов по телефону (8462)702-701
- 9 марта - Новосибирск (ул.Ленина,
29).
Заказ билетов по телефону (3832)22-2703
|
|
|
А
в это время
за бугром... |
14 февраля в Чикаго скончался Джек Маер, издатель и владелец легендарного джазового журнала
Down Beat, а также журналов Music Inc. и UpBeat Daily. Ему было 78 лет.
Джек Маер пришел к руководству журналом после смерти в 1968 г. своего отца, Джона Маера, который владел журналом и выпускающей его компанией Maher Publications с 1950 г. Джек тогда вложил в Maher Publications собственные средства, чтобы избежать перекупки Down Beat молодой акулой журнального бизнеса - владельцем Playboy (и большим любителем джаза) Хью Хефнером.
Выпускник Университета Иллинойса, Джек Маер воевал младшим лейтенантом ВМФ США во время второй мировой. Как и его отец Джон Маер, Джек долгое время занимался типографским бизнесом. В 1968 г., когда его отец умер, Джек начал присматриваться к журналу Down Beat, который в течение года после смерти владельца находился под доверительным управлением банка, и в 1970-м стал его владельцем и издателем. В 1972 из-за разногласий с ним журнал покинул редактор Дан Моргенстерн (ныне директор Института джазовых исследований в Университете Ратгерса), и Джек стал редактором Down Beat, оставаясь на этом посту до 1983 г. Именно ему журнал обязан курсом на студентов-музыкантов как на важную часть аудитории, а студенты-музыканты - постоянной (и далеко не только моральной) поддержкой со стороны Down Beat.
В последние годы Джек из-за ухудшающегося здоровья отошел от дел. Президентом Maher Publications в 1990-е гг. стал его сын Кевин Маер, а должность издателя Down Beat (в американских масс-медиа стратегию развития журнала определяет именно издатель, тогда как главный редактор руководит повседневной работой издания) с 2001 г. занимает Фрэнк Элкиер.
В Четеме (Массачусетс) 9 февраля умер один из самых известных джазовых консерваторов - трубач Руби Брафф. Представитель компании Arbors Records, для которой в последние годы записывался Брафф, сообщил, что 75-летний музыкант страдал хроническим заболеванием легких.
Рубен Брафф родился в Бостоне 16 марта 1927 г. Научившись играть на трубе самостоятельно, он начал работать в бостонских джаз-клубах в конце 1940-х гг. Переехав в 1953 г. в Нью-Йорк, он получил определенную известность, но не смог развить ее, поскольку на повестке дня стояли современные стили, бибоп и хардбоп, а Брафф упорно играл в манере традиционного джаза, ориентируясь на Луи Армстронга. Только в 1960-е гг. благодаря гастролям с Newport All-Stars, организованным директором Ньюпортского фестиваля (и большим другом Браффа) Джорджем Вейном, Брафф стал действительно знаменит. Поработав у певца Тони Беннетта, для которого идеально подходил консервативный, ностальгический звук трубы Руби, Брафф в 1973 г. организовал собственный квартет с гитаристом Джорджем Барнсом. Его исполнительская идеология была идеально сформулирована им в интервью журналу Down Beat 1997 г.: "Большинство музыкантов играет в три раза громче, чем нужно. Музыку следует играть на уровне громкости обычной беседы. Вы же не кричите, когда беседуете!".
|
|
|
|
|
Новые
альбомы |
В продаже
с 18 февраля (США) |
- Nat Adderley: Naturally! - переиздание, Orig. Jazz Classics 1088
- Gene Ammons: Chicago Concert - переиздание, Orig. Jazz Classics 1091
- Anti Pop Consortium/Matthew Shipp: AntiPop Consortium vs. Matthew Shipp, Thirsty Ear 57120
- Albert Ayler Quartet: Copenhagen Tapes, Ayler 33
- Bruce Barth: Live at the Village Vanguard, Max Jazz 205
- Gary Bartz: I've Known Rivers and Other Bodies - переиздание, Prestige 66001
- Charlie Byrd: Byrd Song - переиздание, Orig. Jazz Classics 1092
- Daniel Carter: Luminescence, Aum Fidelity 25
- Crane River Jazz Band: Live at the 100 Club- 1976, Dine-A-Mite Jazz 4
- Eddie "Lockjaw" Davis & Shirley Scott: Bacalao - переиздание, Orig. Jazz Classics 1090
- Papa John DeFrancesco: Jumpin', Savant 2046
- Dave Douglas: Freak In, RCA 64008
- Big Joe Duskin: Don't Mess With the Boogie Man - переиздание, Sanctuary 81263
- Gianni Gebbia: Night in Polermo, Rastascan 41
- Bill Heid: Girl, Savant 2041
- John Hicks: John Hicks - переиздание, Evidence 22224
- Andre Hodeir: Jazz Et Jazz - переиздание, Sunnyside 18422
- Shelly Manne: Lil' Abner - переиздание, Orig. Jazz Classics 1087
- Bernard Peiffer: Plays Standards, Sunnyside 18425
- Andre Previn: Collection: Fascinatin' Rhythm - переиздание, Collectables 231
- Django Reinhardt: Nuits de Saint Germain des Pres, Sunnyside 18427
- Django Reinhardt: Nuages [Sunnyside], Sunnyside 18428
- Max Roach: Parisian Sketches - переиздание, Sunnyside 589963
- Pharoah Sanders: Live - переиздание, Evidence 22223
- Don Shirley: Pianist Extraordinaire, Vol. 1 - переиздание, Collectables 232
- Don Shirley: Pianist Extraordinaire, Vol. 2 - переиздание, Collectables 233
- Kid Thomas Valentine: Kid Thomas' Dixieland Band - переиздание, 504 UK 30
- McCoy Tyner: 13th House - переиздание, Orig. Jazz Classics 1089
- Various Artists: Jazz With Gentle Rhythms, High Note 6009
- Various Artists: Jazz Ballads With a Blue Feeling, High Note 6010
- Various Artists: Flying Funk - переиздание, RCA 64010
- Various Artists: Flying Groove - переиздание, RCA 64011
- Various Artists: Cafe de Flore: Rendez-Vous a Saint Germain des P, Sunnyside 3009
- Jean Wetzel/Alain Goraguer/Martial Solal: Jazz & Cinema, Vol. 4, Sunnyside 16506
- Garland Wilson/Herman Chittison/Charlie Lewis: Harlem Piano in Montmartre, Sunnyside 18447
|
|
|
Если у вас есть друзья, которых может
заинтересовать наш журнал, но у них нет
компьютера или они не подключены к Интернету - не
сочтите за труд распечатать эти страницы и дать
им прочитать!
Материалы, присланные читателями,
приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите! |
© "Полный джаз",
1998-2003
Опубликованные в "Полном джазе"
материалы являются собственностью
редакции. Авторское право на них
принадлежит авторам материалов. В
случае републикации материалов, ранее
изданных другими СМИ, права на
материал и на авторство полностью
сохраняются за первым публикатором.
Редакция обладает авторскими правами
на переводы материалов, принадлежащих
зарубежным изданиям. Редакция не
возражает против перепечатки
материалов "Полного джаза"
другими изданиями (как онлайн, так и
оффлайн), однако во всех случаях на
таковую перепечатку следует получить
письменное разрешение редакции
портала "Джаз.Ру". При
перепечатке обязательно следует
сохранять авторство и ссылаться на
источник (портал "Джаз.Ру"). |
|
|