Создатели "Джаз.Ру": Павел
Абраменков (вебмастер, 1999-2001); Кирилл
Мошков (главный редактор, с 1998); Петр
Ганнушкин (основатель, вебмастер 1997-1999
гг., корреспондент в Нью-Йорке 2000-2001,
корреспондент в Праге с 2002)
Это - не репортаж: это рассказ и о пяти годах существования "Джаз.Ру" через восприятие наших друзей и авторов, и о том, каким увиделся им праздничный гала-концерт 15 декабря. Он перемежается визуальными впечатлениями: это фотографии, сделанные редактором "Полного джаза" Кириллом Мошковым
(см., кстати, еще один фоторепортаж
с этого концерта) и нашим постоянным автором, фотохудожником Павлом Корбутом. Связного текста, конечно, все это вместе из себя не представляет. Но зато дает весьма обширное впечатление о том, что и как происходило на праздновании пятилетия "Джаз.Ру" в ЦДХ.
Кстати, прежде чем мы пустимся в
рассказы - еще одна необходимая и
очень важная благодарность:
возрожденному джаз-клубу "Синяя
Птица". По окончании концерта в ЦДХ
авторы и друзья портала поехали туда и
долго еще общались там: не часто нам
удается собраться таким составом!
Несколько слов о пятилетии
Сейчас пытаюсь вспомнить, как я узнал о существовании "Полного джаза". Мой друг, ветеран ярославского джаза, гитарист Станислав Каширин, имевший возможность по работе "общаться" с Интернетом (что было далеко не у всех всего-то несколько лет назад!) спросил меня, знаю ли я Кирилла Мошкова и его интернет-журнал "Полный джаз". На что получил от меня твердых два отрицания.
Тогда Стас принес мне распечатки некоторых статей. Мне показалось, что написаны они были достаточно профессионально, но... вот об авторе я не слышал. Ведь в истории отечественного джаза сначала много раз встречаешься с кем-то, а уж потом узнаешь, что ОН что-то путное сделал. А здесь наоборот. Есть фамилия, видишь что ОНА написала, но не знаешь автора. (Кстати, это было не только со мной: многие моих российские коллеги в то время не были знакомы с Вами).
Когда же я сам подключился к сети, я часто заглядывал на Jazz.Ru, но... в переписку не вступал. Как-то,
осенью 2000 г., по просьбе Дмитрия Ухова я что-то черкнул о выступлении в Ярославле Either/Orchestra для возможной публикации где-то. Но "где-то" что-то не получилось, и Дмитрий предложил разместить
материал в ПД (теперь так для себя я обозначаю Ваш и журнал, и, извините, весь портал). Я узнал у Дмитрия, кто таков из себя КМ, и получив исчерпывающий ответ, тут же дал согласие.
Далее мы и лично познакомились. И по Вашему предложению я стал присылать расписание концертов нашего Джазового центра (и часто с хорошей задержкой - в провинции другой ритм жизни).
Теперь о сути сегодняшнего праздника. 5 лет - это дата! И очень серьезная. Как-то в конце 70-х Юрий Верменич, будучи в Ярославле, рассказал мне о только что прочитанной им статье в "Down Beat", где говорилось примерно следующее: если некто сделал ЧТО-ТО для развития джаза, то таким образом уплатил свой взнос. (После этих слов ЮВ вручил мне билет Почетного члена Воронежского джаз-клуба. Конечно же, это вручение состоялось где-то в тихом месте какой-то из боковых лестниц Дворца культуры, где проходили джазовые концерты).
Так и мне хочется сказать, что Вы и Ваши коллеги "уплатили свой взнос" в развитие джаза (только не задирайте нос!).
И дай Вашему порталу Бог долгой жизни!
Искренне Ваш,
Игорь Гаврилов,
джазфэн из Ярославля,
руководитель Ярославского джазового центра
Дорогие друзья!
Поздравляем ваш дружный коллектив с 5-летием! Ваш джазовый портал, как глоток свежего воздуха в мутном болоте российской музыкальной действительности. Не смотря на появление по вашим следам многочисленных джазовых сайтов, вы остаетесь безусловным лидером на Рунете. Желаем вам нести почетное бремя лидера и дальше с таким же успехом.
Будем стараться поддерживать вас своими материалами о событиях, которые мы будем проводить.
С уважением,
председатель Оргкомитета фестиваля "Джаз России" и других джазовых мероприятий в Нижнем Новгороде
Вячеслав Уланов
Обнинский джаз-клуб поздравляет Вас и всех причастных к рождению и обеспечению жизнедеятельности портала "Джаз в России" с первым пятилетием! Уверены, что столь уважаемый и необходимый всем любителям джазовой музыки постсоветского пространства (прошу простить за применение подобных выражений) отметит еще не одно пятилетие и, разумеется, настоящий юбилей - 50-летие!
Успехов и удачи Вам на Вашем нелегком, но благородном поприще.
С уважением,
Давид Гонюх
Эти слова должны были быть произнесены со сцены ЦДХ 15 января. Увы, по причинам личного свойства этого не случилось. Но пропасть они не должны, потому оказались переведены в текстовой вид....
Не верьте разговорам о том, что джаз, да и вообще музыка - искусство. Джаз - это всего лишь язык или даже способ общения. Этого довольно много, и это объясняет гораздо больше, чем размытый и аморфный термин "искусство". Потому что общение - одна из возможностей не умереть с тоски в этом лучшем из миров, не правда ли?
По-русски джаз разговаривает вот уже, по некоторым сведениям, 80 лет. Возможно, это цифра завышена, возможно (хотя и сомнительно) - занижена. Но дело не в этом.
Дело в том, что только пять лет назад (несмотря на выход всяческих книг, журналов, пластинок, гастроли, эмиграции, реэмиграции, несмотря на все это!) факт существования русскоговорящего джаза был зафиксирован официально.
В Интернете появился адрес http://www.jazz.ru.
Это, знаете ли, куда больше, чем доказывать самостийность русского джаза. 9 букв и три точки. Мир стоит перед фактом - джаз в России есть. Все. Поворот назад невозможен. Жребий брошен. Рубикон перейден.
...Поверить в то, что создание этого портала было инициативой частного лица, глядя в монитор сегодня, невозможно - но так оно и было. Это удивительно, и это прекрасно: некто по собственной инициативе и за свои деньги решает проблему отдельно взятой страны. Как до Петра Ганнушкина никто этим не озаботился - непонятно. Но не озаботился. А он - пожалуйста! Как до Кирилла Мошкова никто не предложил свои услуги Петру, тоже странно. Но именно Кирилл написал именно Петру. Понятна и неоценима роль компании "Богема", авторов, критиков, читателей, слушателей, понятно и то, что если бы не они, то кто-нибудь наверняка бы озаботился и закрыл бы эту лакуну на нет-карте. Но вполне вероятно, что получилось бы нечто схожее с сегодняшним "Джаз-радио", на котором джаз - крайне редкий гость.
В общем, все собрались в нужное время в нужном месте. И это правильно. И слава Богу. И нальем же, и выпьем за юбилей Джаз.Ру, за его славное прошлое, настоящее и грядущее.
С нежностью -
Артем Липатов,
журналист, редактор музыкальной газеты "man'Music"
Отчет о концерте 15 декабря 2002
Прежде всего: никаких записей в ходе концерта я не вел. Мой отчет - не объективная реальность, данная нам в ощущениях: пишу только про то, что запомнилось.
Это был именно концерт, хотя и посвященный приятному событию: бесперебойной работе этого портала. Никаких почетных президиумов и длительных восхваляющих спичей: элита российского джаза коротко (и иногда с блестками настоящего юмора) поздравляла начальство и играла - и играла здорово. Впечатление было серьезно усилено тем, что звуковоспроизводящая аппаратура в зале ЦДХ была вполне пристойной (в отличие от того, что я слышал здесь ранее).
Первый состав, оказавшийся на сцене - квартет Якова Окуня. Все хорошо, в меру зажигательный мейнстрим с изобретательным саксофонистом г-ном Головня. Несколько жалко, что во многом его изобретательность уходит на то, чтобы избегать высоких регистров тенор-саксофона. Оно конечно, эти регистры трудны, но, возможно, неправильно оттачивать мастерство на их избегании.
Один номер исполнил пианист Кондаков с трио и приглашенной американской певицей (судя по ее внешности и имени, она родом с Гаваев). Несмотря на миниатюрность певицы, голос у нее сильный, стандартная (т.е. хорошая) техника мейнстримового вокала. Я никогда не видел более картинной игры на рояле, чем ее демонстрировал г-н Кондаков. Это было настоящее зрелище, отвлекающее от певицы (хотя по всем законам в фокусе должна была быть именно она). Но и играет хорошо (собственно говоря, играли хорошо все, так что эти малозначащие слова больше употреблять не буду).
Затем выступала отечественная дива: Анна Бутурлина. Юная красавица с длинными волосами медового цвета. Спела два "эвергрина", вполне профессионально, но держалась довольно вяло. Впрочем, улыбка у нее такова,
что мелочные придирки лучше оставить.
Затем выступил аккомпаниатор г-жи Бутурлиной: Лев Кушнир со своим трио. Манера его игры - мейнстрим,
но свобода мышления была такова, что впервые на этом концерте меня крепко разобрало. После окончания его единственного номера я крикнул браво и удивился, что оказался далеко не одиноким: это были первые браво на этом концерте.
На этом мейнстрим прервался надолго: к г-ну Кушниру присоединился саксофонист (и певец) Олег Киреев с пьесой "Татарский танец". Явственный восточный колорит, но не арабский, как это принято на Западе при имитации Востока, а тюркский. Кстати, г-н Кушнир играл так, словно с самого своего рождения танцевал, и именно татарином. Это, безусловно, был второй пик концерта.
Затем выступил одинокий Роман Столяр с тремя короткими номерами: на какой-то клавишной дудке (это называется мелодика - ред.), обычном рояле и деревянной пикколовой блок-флейте. Аплодировали ему интенсивно, но мне понравился только номер, исполненный на рояле: начало в духе ранних романтиков, постепенно перетекшее в бурный свинг a la Маккой Тайнер. Мне непонятно, зачем человек, так умеющий работать на рояле, интересуется чем-то иным.
Настоящим открытием для меня были два опуса группы "Второе приближение": рояль, контрабас и Татьяна Комова (вокал и чуть-чуть перкусссии). Все хорошо, но про г-жу Комову просто необходимо сказать особо. Она уже не девушка, а довольно корпускулярная дама: внешность у нее не сильно артистическая. Но манера общения с нами (публикой)! Она не просто актриса, а большая актриса. Манера трио такова, что выдающихся вокальных данных от певицы не требовалось, требовался артистизм. И я никогда не видел более артистичного музыканта, чем г-жа Комова. С кем ее можно сравнить - так это с Владимиром Чекасиным (которого на концерте не было), но любоваться г-жой Комовой приятнее (может быть, из-за повышенного градуса артистизма, а может быть, из чисто гендерных особенностей). Более свободного и обаятельного человека на сцене я не видел никогда. Кстати, по окончании концерта тут же продавался диск "Второго приближения", но я его не купил: это настоящее шоу, это надо не только слышать, но и видеть. Вот когда я прочитаю про их концерт, пойти постараюсь.
Затем выступали отец и сын Винцкевичи (отец - рояль, сын - саксофон). Переусложненные партии рояля и упрощенные партии саксофона, но шарм в этом был.
После выступления еще одного дуэта (г-н Ростоцкий на бас-гитаре и г-н Парфенов на трубе) на сцене с трудом разместился биг-бэнд г-на Бутмана. Как обычно, обаятельный и очень умелый руководитель, простые, но сильно свинговые аранжировки. А звук! Неожиданно оказалось, что биг-бэнда до сих пор я не слышал никогда. Конечно, помогло то, что помещение концертного зала невелико. Когда прямо на тебя направлено рыкающее жерло бас-тромбона, то это наслаждение не эстетическое, а именно физиологическое.
Перечитав то, что написало выше, я понял, что программа концерта составлена очень умело. Прекрасно, что у устроителей была такая свобода выбора. Вообще этот концерт раскрыл для меня много нового и чудесного в российском джазе.
Владимир Головач
ЦДХ: впечатления за кадром
Часто я хожу по вечерним московским улицам, и сердце мое наполняется теплом. Я люблю смотреть на искрящийся город поздней осенью или зимой, когда ветер то и дело норовит прокрасться под шарф, который десять раз оборачиваешь вокруг шеи, чтобы ни одной щели не осталось... Да, зимой или осенью, когда мечтаешь, шатаясь у витрин бутиков, о чашке горячего чая с лимоном, когда люди стремятся убежать от холода в жаркое брюхо метрополитена, когда все злятся на этот извечный русский мороз и снег, прилипающий к ботинкам... И на душе у всех холодно, как в дантовой Джудекке... Я недоумеваю - почему? Почему никто не видит?.. Или всем глаза снегом залепило?! Все слепые, как кроты, и нет никому дела до Москвы, давно уже машут руками в брезгливом отвращении, мол, черт с ней, с продажной, все нам про нее известно...
...А я смотрю теперь, после этого концерта, на свою Москву и вижу чистый джаз. Миллионы огней, самых разных... фары машин, фонари, неоновая реклама, крошечные огоньки, изредка мелькающие в глазах прохожих... миллионы лучащихся теплых окон, где в каждом - хочется верить, - маленькие милые обыватели наслаждаются счастьем и покоем... А автострады напоминают реки золотого света, реки скорости и шума, мчащиеся в вечность... Пешеходы несутся своим потоком, - иногда я бегу вместе с ними, чтобы почувствовать себя частью человеческой реки, иногда останавливаюсь и созерцаю. Созерцаю джаз жизни.
Мы привыкли не замечать его. Мы привыкли видеть в нем - в такой его форме, ведь есть и другие, - исключительно обыденную суету - и более ничего. Но это вовсе не означает, что наша изначальная любовь к большим городам была убита усталостью, стрессом, неблагоприятной экологической обстановкой, социальными проблемами, бог-знает-чем-еще... Нет... Те, кто разочаровался в реальности, ищут образ города-сказки в джазе, порой сами того не осознавая. Боготворят драгоценные мелодические построения, преклоняются перед красотой гармонии, с наслаждением внимают Голосу, с замиранием сердца слушают соло, - а внутри возникают образы, тянутся бесконечной цепью...
Мягкий свет. Красный, синий, желтый, серебристый. В темном зале. Слушатели пока в тени, свет - подарок музыкантам, которые вдруг преобразились в... богов... Казалось бы, вот сцена, и вот вышли обыкновенные люди, сейчас они начнут играть... Всего лишь... Но они начинают играть в своих ячейках света - и уходят вверх по Лестнице на Небеса... Какие небеса? Мы идем за их музыкой, и музыка приводит нас в мир собственного воображения.
Матовый красный - в тесной черепной коробке. Бархат, скрывающий что-то наше, чем мы дорожим больше всего... Ярко-красный - сияющий глаз светофора. Синий - цвет глубокого зимнего неба. Желтый - око города-аргуса. Серебристый - одиночество в переулке, освещенном одним-единственным тусклым фонарем. Цвет. Свет. Но главное - музыка, переносящая нас то на шумные улицы Нью-Йорка и Бостона, то в Новый Орлеан, где огромная луна дрожит в течении Миссисипи... в клубы, где негры играли и пели печаль, радость, ярость, любовь... Клубы, где толпа взирала на музыкантов, как на святых, и все кричали только: "Blow, baby, blow!!!"
Вслед за музыкой мы прошли в свою душу; странные созвучия, порожденные горячечным гением импровизаторов, напоминали о собственных мыслях и чувствах, об этой темной чаще души человека, который удаляется от городского блеска и шума, просто закрывает дверь своей квартиры и погружается в себя. Сплетенные нервы, неожиданные диссонирующие сочетания, прозрачная пустота, опять нервы, нервы, скручивающиеся спиралями, - и это джаз...
Потом - настоящий биг-бэнд, и зажигается наконец свет по всему залу, и мы не можем не поддаться силе ритма, мы радуемся, и какой-то безумный старичок в первом ряду вбирает в себя музыку, дирижирует, управляет своим воображаемым оркестром, дует в какую-то бумажку, свернутую трубкой...
Нам подарили музыку - ключ от дверей Рая. Сами мы никогда не можем его найти, но вот мы его получаем - и мы благодарны. Хотя музыканты достойны чего-то гораздо большего, чем просто благодарность... Но что мы можем дать им? Только наши улыбки. Нашу радость. Ведь мы еще не разучились слышать...
А я радуюсь тому, что вижу теперь город-мечту и горю бешеным желанием жить. Видеть, слышать, чувствовать...
Екатерина Босина
|