Так получилось, что впервые я услышала знаменитую латвийскую певицу вживую только два месяца назад в одном из ночных клубов... немецкой Тюрингии. Зал был полон. В перерывах представители местной богемы то и дело подходили к певице, чтобы выразить свое восхищение. А дуэт Ольги Пирагс с ее младшей дочерью Дианой знатоки джаза оценили бурными овациями.
Как выяснилось, нынешняя золотая осень прошла для династии Пирагс под знаком Германии. Во-первых, Диана приняла участие в конкурсе "Жемчужина Берлина" (Berliner Perle) и заняла там первое место. Во-вторых, осуществились наконец давно задуманные концерты Ольги в Эрфурте. Итог: предложения немецкой стороны по ведению мастер-классов и новом гастрольном турне по всей стране. Впрочем, сама певица первым номером отмечает общение с единомышленниками и прилив воодушевления.
Странные времена наступили в Латвии для джаза. Сколько своих мастеров остается невостребованными, приезжают талантливые зарубежные музыканты - залы пустуют даже при вполне демократичных ценах на билеты. Истинных ценителей, как выяснилось после снятия цензуры, на самом деле совсем немного. Или это кризис жанра?
- Что вы! Немецкие джаз-клубы битком, в Германии джаз очень востребован, - рассказывает Ольга Пирагс. - Там постоянно выступают музыканты высочайшего класса, настоящие звезды. Исполнителей с восточной стороны не очень-то приглашают, потому что, будем откровенны, в большинстве случаев уровень несравним с американским. И потом, нас просто не знают.
В Латвии много хороших джазовых музыкантов, которые сегодня без работы. В основном нас приглашают украшать закрытые презентации, а устроить свой концерт сродни подвигу. Организаторы гастролей предпочитают действовать наверняка и привозят "стопроцентный аншлаг". Соответственно, у публики потихоньку отмирает любопытство - узнать и послушать что-то новое (может, во сто крат более интересное, но малоизвестное) уже мало кто хочет.
Моя собеседница с легким удивлением вспоминает свою работу в штате подчиненных Минкульту государственных структур, когда творчество жестко регламентировалось окладом и количеством концертов за него. Плюс постоянные фестивали и творческие встречи, гастроли. В общем, вся жизнь в разъездах. Реальность же такова, что сегодня чаще всего музыкант сам себе и продюсер. Но исполнять музыку и продавать ее - занятия слишком разные, поэтому нынешние выезды на гастроли, где можно встретиться с коллегами и поклонниками из других стран, особенно радостны. Сегодня джазовой певице приходится самостоятельно решать кучу совершенно нетворческих проблем, но ее это кажется, не обременяет.
- Мне трудно себе представить, что все это я могла бы переложить на другие плечи. Так уж приучено мое поколение, - говорит она.
Зато усилия не остаются незамеченными. Последнее время Ольга считает особенно удачными для себя - ее опыт и знания находят достойное применение: обучает вокалу в собственной студии, занимается со студентами Педагогической академии и латвийского отделения ГИТИСа и с удовольствием откликается на каждое приглашение к концерту.
- Без этого я все равно не могу жить и готова к ним в любой момент. Европейский информационно-культурный центр, по приглашению которого я выступала в этот раз в Германии, хочет устроить продолжение. Я с удовольствием! - делится планами Ольга. - Тем более что там теперь живет много моих приятелей-музыкантов из бывшего СССР. В этот раз я пела в сопровождении ансамбля своего хорошего знакомого, бывшего рижанина Дмитрия Драгилева. Несколько лет мы собирались проехать с гастролями все земли до Парижа, возможно, скоро наша задумка исполнится.
Дмитрий Драгилев уехал в Германию в 1995-м. Окончил параллельно два вуза - Веймарскую консерваторию и Институт славистики Йенского университета. Год назад получил немецкое гражданство и окончательно стал полноценным "герр Драгилефф". Человеку творческому западный размах пошел на пользу: аранжировщик и пианист, он выступает с концертными программами в разных городах страны, ведет передачу на радио, выпустил сборник стихов. И кроме того, общественная работа. Драгилев - один из "вечных двигателей" русскоязычной общины Эрфурта, столицы земли Тюрингия.
Впрочем так же активен он был и в Риге - многие до сих пор помнят его радиопередачи о музыкантах и концерты, в которых он неизменно играл Оскара Строка.
Еженедельник "Суббота" так отозвался на гастроли певицы: "Ольге выпала честь открывать Дни культуры Балтийских и Скандинавских стран в Эрфурте. Один из концертов проходил в старинном эрфуртском особняке, где в свое время бывали Гете и Шиллер. В зале собралось немало эмигрантов из бывшего Союза, и Ольге помимо джазовых композиций пришлось исполнять на бис "Листья желтые", "Стрижей" и "Маэстро". Впрочем, чисто немецкая публика принимала Олю не менее восторженно: самый престижный эрфуртский джаз-клуб в дни Олиных выступлений был переполнен. А в перерыве между концертами Ольга садилась в поезд и отправлялась в Берлин, чтобы поддержать дочку".
- В Германию мы собирались давно и всерьез, - рассказывает Ольга Пирагс. - Еще год назад Дмитрий Драгилев пригласил меня выступить в Днях культуры. А вскоре Диана получила приглашение участвовать в международном фестивале-конкурсе детей и юношества "Berliner Perle". Оба эти мероприятия совпали по срокам, и в Германию мы с Дианой отправились вместе. Исполнительский уровень "Berliner Perle" был очень высоким. В фестивале участвовали певцы из девяти стран. В жюри собрались ведущие продюсеры Великобритании, Германии, Канады. По условиям 1-го тура, все участники должны были исполнять новую песню. Диана спела мою песню "My Town", которую в свое время мы вместе готовили на "Евровидение". Эта песня так понравилась, что на закрытии конкурса ее пел весь зал. Во 2-м туре Диана вышла на сцену со сложнейшей джазовой балладой "My Funny Valentine" в современной обработке. Успех был оглушительным. Когда председателю жюри предоставили слово для подведения итогов, он был краток: "1-е место - Диана Пирагс, Латвия. Без комментариев".
К выступлениям дочери Ольга относится взыскательно и придирчиво. Памятуя об этом, задаю еще один вопрос:
Вы лучше других знаете, что приходится преодолевать певице на пути к славе, и все-таки "пустили" свою дочь в джаз...
- Да, потому что уверена: человек должен заниматься любимым делом. Тогда у него все получается. Диана выступает со мной с восьми лет. Мне не приходилось специально учить ее петь, она просто впитывала происходящее вокруг. Теперь очень удачно вплетает в свои выступления джазовые мотивы - значит, человеку есть что сказать. Хотя, конечно, она еще ребенок - ей ведь нет восемнадцати, но учится "на певицу". Дети все талантливы, только способности в них надо найти и разбудить. Многих важно научить раскрепощаться, уж слишком рано они впитывают взрослые комплексы. Но при всем таланте и любви к искусству артисту должна еще сопутствовать удача. Это очень важно. Я и своих дочерей наставляю: учитесь как можно большему, чтобы при случае попробовать себя реализовать в разных областях.
Елена Слюсарева
("Вечерняя Рига")
Эрфурт-Берлин-Рига
|