Давно бытует теория, что существуют так называемые национальные виды спорта и искусства. В России - балет, в Италии - опера.... Что касается Армении, то наверное, здесь следует говорить о живописи, резьбе по камню и сольном вокале. Маленькая горная страна всегда была богата вокалистами-солистами всех жанров. Джаз не составляет исключения. Ну, давайте вспомним Татевик Оганесян и Сергея Манукяна (он, правда, родился не в Армении). Сейчас в роли Datevik (так теперь прославленная певица именуется на Западе) в Армении пытается выступать молодая певица Заруи Бабаян. Но в этой статье хочется рассказать о сразу трех джазовых певицах, быстро набирающих темп и популярность, а точнее - о трио, которое они составляют. Трио сестер Егиазарян.
Они родились и растут в семье известного художника и резчика по дереву Мэлса Егиазаряна. Папа, по счастливой случайности, оказался большим любителем джаза. Так что девочки росли и играли под звуки трубы Армстронга и вокала Фитцджералд. Сестры вспоминают, что джазовые стандарты и художественные образы, создаваемые отцом, были их первыми яркими впечатлениями детства. Потом девочки сами начали рисовать и петь. Рисование давалось не всем одинаково хорошо, и тут явным лидером стала старшая из сестер - Сона. Сегодня она - победитель многих международных детских и юношеских конкурсов живописи, автор и участник четырех персональных выставок, и, кстати, одна из ее картин выставлена в музее Марка Шагала, куда она была отобрана в ходе седьмого детского международного пленэра, проходившего в Орше (Белоруссия) в 2001 году. Больше всего она любит рисовать цветы и джаз. У нее есть целая серия картин под условным названием "Здесь звучит джаз", образцы которых она любит дарить признанным в республике джазменам.
Но сегодня речь о вокальном трио, так что давайте познакомимся и другими сестрами. Так вот, все три сестры - Сона, Татевик, Лусине - начинали петь по одиночке. На счету у каждой из них участие в различных детских и юношеских телевизионных конкурсах. А еще - занятия, работа и выступления в известных далеко за пределами Армении вокальных коллективах Надежды Саркисян и Ашота Бзнуни. Они даже умудрились выступить на "взрослом" джазовом фестивале "Ереван-98", где делили сцену с "New York Voices", чернокожей вокалисткой из Нью-Орлеана Трейси Чэпмен и другой, уже много лет как тоже американской, певицей - Datevik.
В начале своей "карьеры" сестры пели так называемый "черный поп" - песни из репертуара Уитни Хьюстон, Стиви Уандера, Ареты Франклин, этакий Motown sound армянского разлива. Пели здорово. Сами делали переложения известных песен на три голоса и пели их в модном сейчас стиле urban R&B. Но чем дальше, тем больше они стали втягиваться в сферу "чистого" джаза. Первыми их песнями на этом поприще стали стандарты из репертуара все той же Фитцджералд (правду говорят, что детские впечатления самые сильные). Потом репертуар расширился. Сейчас девочки поют все - от госпелз до бопа, от соул и R&B до свинга. Поют они везде, куда их приглашают - на телевидении, радио, и, конечно, в джаз-клубах. Наиболее частые гости они в самом новом, и, пожалуй, самом настоящем джаз-клубе Еревана - "Subway", где посетители, как говорил покойный Джон Леннон, "хлопают по-настоящему, а не бренчат драгоценностями", как, например, происходит в другом, самом первом и наиболее известном джаз-клубе города "Поплавок". Поют много и с удовольствием. Голоса у девочек звонкие, не по-детски хорошо поставленные. Прекрасное чувство ритма, правильная фразировка и всегда абсолютно точно расставленные акценты. Причем все это становится особенно ценным, когда узнаешь, что все аранжировки делает вторая по старшинству из сестер, Татевик.
Кстати, очень любопытная история связана с ее именем. Как уже упоминалось, папа был (и остается) страстным поклонником джаза. И когда родилась вторая дочь, он назвал ее в честь блиставшей тогда Татевик Оганесян. Может быть, с тайной надеждой, что когда-нибудь дочь сможет стать такой же, как и "Элла из Еревана" (именно так называли тогда в советской прессе Татевик Оганесян). Прошли годы, и девочка запела. Да еще как! В своей возрастной категории она - без сомнений - самая яркая джазовая певица в республике. И никто не сомневается, что еще через пару лет, когда девочки выйдут из тинейджерского возраста, они реально будут лучшими джазовыми вокалистками Армении. Причем хочется отметить, что родители уделяют этому вопросу очень много внимания, не жалея ни сил, ни средств. Так что армянские любители ждут полноценной замены Татевик Оганесян на местной (а может быть, и на международной) джазовой сцене.
Но это что касается простых любителей джаза. Давайте послушаем, что говорят о девочках профессионалы.
Армен Мартиросян ( пианист, композитор, аранжировщик, художественный руководитель и главный дирижер Джаз-оркестра Армении): "У девочек есть все предпосылки, чтобы стать полноценными джазовыми певицами. Я слушал их несколько раз и получил большое удовольствие. Без сомнения, они будущее армянского джазового вокала. А их средняя сестра Татевик просто великолепна. И, наверное, есть смысл уделять ей лично больше внимания".
Егише Петросян (гитарист, певец, композитор, продюсер, генеральный директор студии "Ардзаганк") : "Девочки поют - просто класс! Одинаково здорово у них звучит и соул, и джаз, и поп. Ими надо заниматься на профессиональном уровне - постоянные репетиции под присмотром опытных педагогов, собственный менеджер, собственный, "под них", аранжировщик, точно подобранный выигрышный репертуар. Надо дать возможность девочкам проявиться по полной программе".
Авторитетные люди, серьезные заявки. А каково мнение местных музыкантов на этот счет? Сестрички своего состава не имеют и выступают с любым музыкантом, кто соглашается им подыграть. Благо, музыкантов-энтузиастов много. И не было случая, чтобы "дежурный" состав клуба "Subway" хоть раз отказался сыграть с девочками. Это и группа "Кактус" саксофониста Арсена Нерсисяна, и трио пианиста Ваагна Айрапетяна, и коллектив гитариста Армена Петросяна. Им нравится играть и одновременно слушать, как поют сестры. Но больше всего они любят внимать свингующей Татевик. У нее лучше всего получается именно это.
Кстати, девочки сейчас готовят новую программу, и это будет тоже некое продолжение традиции. Программа будет состоять из обработок армянских народных песен, переложенных для вокального джаз-трио. Вся работа по аранжировке опять приходится на хрупкие плечи Тато (как ее называют дома), маленького гиганта большого вокального джаза. Правда, последние штрихи на ее аранжировки наносят обычно профессионалы. Все-таки девочке еще 15 лет, школьница пока, а не "молодая львица". Так что - сами понимаете.
В настоящее время трио готовит к записи свой первый альбом. Надеются закончить работу к новому году. В альбоме будет 10 песен. Парочка джазовых стандартов, парочка evergreen-ов и композиции в стиле соул. Есть и более серьезная часть - обработки шараканов (армянских церковных песнопений) и мировой классики a-cappella. Одним словом, на диске будет представлен весь спектр сегодняшнего репертуара девичьего трио. Не знаю, как рынок, но радиостанции примут этот альбом явно хорошо - ведь их хорошо знают и любят в городе. И такая новинка и пополнение фонотеки для любой радиостанции - большая радость. Будем ждать.
Армен Манукян,
Ереван
P.S. Из кругов, близких к семье, известно, что в ее недрах готовится еще один сюрприз - подрастает самая маленькая дочь Егиазарянов, Мария. И, говорят, уже делает первые шаги в вокальном искусстве. Что из нее выйдет, куда поведут ее дорожки музыкальных пристрастий, сейчас сказать трудно - рано еще. Но то, что она придет в большое искусство - в этом уже сейчас никто не сомневается. Подождем и этого явления.
|