The Dizzy Gillespie Alumni All-Star Big Band
-
"Things To Come"
Telarc / Manchester Craftsmen's Guild, 2002
70:21
* * *
|
|
Эта любопытная работа фиксирует в честной концертной записи деятельность сразу двух необычных явлений американской культуры - Звездного оркестра выпускников Диззи Гиллеспи и Гильдии манчестерских ремесленников. Гильдия имеет мало отношения и к Манчестеру, и к ремесленникам: это культурный центр в Питтсбурге (Пенсильвания), работающий для тех, кого в Америке уклончиво называют "городской общиной", то есть для черной бедноты. Оркестр же - и впрямь звездный и на самом деле состоит из тех, кто в те или иные годы играл в биг-бэндовых проектах покойного патриарха бибопа, в особенности - в Dizzy Gillespie United Nations Orchestra, который много гастролировал по миру на рубеже 80-90-х гг. прошлого века. Это не постоянно действующее образование, оркестр собирается только для недлинных туров или записей, поскольку все его участники в высшей степени востребованы на джазовой сцене, в основном нью-йоркской. Отсюда - неизбежная легкая небрежность в ансамблевой игре, которой не услышишь у плотно, четко звучащих бэндов постоянного состава (вроде Mingus Big Band), - впрочем, вполне искупаемая незаурядными импровизаторскими качествами солистов, среди которых есть настоящие реликты-мастодонты - саксофонисты Джеймс Муди, Джимми Хит, Антонио Харт, Фрэнк Уэсс, тромбонист Слайд Хэмптон - и сильные импровизаторы следующего за ними поколения 50-летних (руководитель оркестра - трубач Джон Фаддис, его коллега Клаудио Родити, тромбонист Джей Эшби, пианистка Рене Роснес). В целом оркестр довольно точно воспроизводит репертуар и дух последних инкарнаций биг-бэнда Диззи Гиллеспи (не будем забывать, что в них музыкальным директором тоже был тот же Фаддис), за исключением одного: в оркестре больше нет самого Диззи, а значит - нет его неподражаемого юмора и почти физического ощущения счастья от игры.
Для концертной записи, тем более - биг-бэндовой, запись очень точна и гладка, хотя звучащие исключительно в паузах аккуратные аплодисменты наводят размышления о степени "концертности" исходных пленок. Впрочем, некоторая неровность баланса между отдельными группами оркестра в сложных ансамблевых эпизодах подчеркивает, что по крайней мере базовые треки были, вероятно, записаны действительно на концертах.
|
|
|
Fourplay
-
"Heartfelt"
Bluebird / RCA Victor, 2002
66:10
* * *
|
|
Типичная, я бы даже сказал - образцовая работа современного так называемого "мягкого" (smooth) джаза, то есть высококачественной инструментальной поп-музыки с отдельными элементами импровизации солистов и использованием некоторых выразительных средств джаза, в особенности - из эпохи фьюжн и джаз-рока. Fourplay - своего рода all-stars, звездная сборная смут-джаза, две главных звезды которой - клавишник Боб Джеймс и гитарист Ларри Карлтон, четыре года назад сменивший в составе не менее звездного Ли Ритенаура, работавшего в Fourplay с самого начала, с 1991 г. Налицо все признаки жанра: простенькие темы-попевки, несложная, но моторная (в модели - главным образом фанковая) ритмика, прозрачное, нескрываемо цифровое звучание (не всегда отличимое от звучания современной "качественной" поп-музыки - особенно, когда на инструментальном в массе своей альбоме вдруг возьмут и запоют, как басист Натан Ист делает в третьем треке) и высочайший профессиональный уровень всех музыкантов. Нельзя не отметить, что с уходом с Warner Bros. (новый альбом - первый для Fourplay на лейбле Bluebird, через материнскую компанию - RCA Victor - входящем в другой транснациональный гигант, BMG) в игре квартета прибавилось импровизационности. Часть альбома составляют треки (1, 3, 8, 11), которые не сочинялись заранее, а спонтанно рождались в ходе джема прямо в студии, после чего в редакторе Pro Tools из удачных моментов длинной импровизации собирался финальный вариант пьесы. Нельзя не отметить, впрочем, что более интересно все-таки слушаются заранее аранжированные и отрепетированные пьесы: характерная для Fourplay в частности и для жанра в целом гладкость и бесконфликтность музыкального мышления не слишком способствует драматизму (или вообще какой бы то ни было эмоциональности) спонтанного музицирования, не говоря уж о таких вещах, как попытки выразить что-то новое или рискованно далекое от шаблона.
Константин Волков
|
|
На
первую страницу номера |
|