Выпуск #7 |
|
Teddy Edwards
"Mississippi Lad"
(Antilles/Gitanes Jazz, 1991) |
|
|
В истории музыки существует
множество примеров того, как более молодые, но и
более известные музыканты, стараясь поддержать
своих учителей или кумиров, помогают им
вернуться к работе. Довольно часто это не
материальная, а моральная помощь. Так случилось и
с этим альбомом, который был записан
саксофонистом Тедди Эдвардсом после долгого
перерыва при организационной поддержке его
давнего почитателя - Тома Вейтса. Немалую роль
сыграло имя музыканта, находящегося в тот момент
на вершине успеха. (Напомню в скобках, что
примерно в это же время записывался самый
удачный с коммерческой точки зрения альбом
Вейтса "Bone Machine", получивший в 1992 году премию
Grammy). Хотя Тедди Эдвардс на фотографиях в буклете
выглядит довольно молодо, нужно сказать, что
играть и записываться он начал еще в конце 40-х. В
50-х играл в квинтете с Клиффордом Брауном и
Максом Роучем, а в 1959 записал свой первый
долгоиграющий альбом. С тех пор Эдвардс не только
играл в клубах и записывался, но и сочинял музыку,
делал аранжировки для других музыкантов, и даже
писал тексты к собственным произведениям. Среди
прочих его песни исполняли Ненси Вильямс, Эрни
Эндрюс и Джимми Визерспун. И вот, спустя много лет,
он записал альбом, целиком состоящий из
собственных композиций. Здесь есть все:
латиноамериканские ритмы, баллады, свинг,
импровизация, характерный вокал Тома Вейтса и,
конечно, замечательный саксофон самого "парня
с Миссиссиппи" - Теодора Маркуса "Тедди"
Эдвардса. Поразительно, но тексты и аранжировка
песен, исполненных Вейтсом, настолько точно
соответствуют его исполнительской манере, что
заставляют забыть об их истинном авторе.
Возможно, именно талант перевоплощения и был
причиной недостаточного успеха самого Тедди
Эдвардса. Тем не менее, это нисколько не
уменьшает удовольствия от прослушивания альбома.
Дабы еще больше убедить в этом читателя,
перечислю остальных музыкантов, принимавших
участие в записи. Вот их имена: Нолан Смит - труба,
Джимми Кливленд - тромбон, Арт Хиллери -
фортепиано, Лерой Виннегар - контрабасс, Билли
Хиггинс - ударные и Рэй Армандо - перкуссия. |
|
|
|
Одна из самых известных
джазовых певиц Канады - Холли Коул уже не в первый
раз обращается к творчеству Тома Вейтса. На своем
втором альбоме Холли спела песню, написанную
Вейтсом специально для нее, а спродюсировал его
Грег Коэн, принимавший участие в записи всех
альбомов Тома Вейтса в последние 20 лет. Альбом
"Temptation" намного более масштабная работа
певицы. Все шестнадцать песен были отобраны с
разных альбомов Вейтса, начиная с его самых
ранних записей и заканчивая последний на тот
момент работой - "The Black Rider". Все аранжировки
сделаны участниками трио, в котором кроме певицы
уже почти десять лет играют Аарон Девис (фортепиано)
и Девид Пилтч (контрабас и перкуссия).
Записываться им помогало довольно много
музыкантов, среди которых стоит назвать имена
барабанщика Дуги Боуна, перкуссиониста Сиро
Баптиста и Говарда Леви, сыгравшего несколько
соло на губной гармошке. Все они постоянно
работают с Крейгом Стритом, спродюсировшим этот
альбом. Именно он до последнего времени работал с
Кассандрой Уилсон, чем и объясняется состав
музыкантов и весьма сходная работа со звуком на
пластинках обеих певиц. Но тембром и
темпераментом Холли Коул и Кассандра Уилсон
отличаются весьма существенно. Коул обладает
красивым, но не очень глубоким и холодным голосом.
Не сразу удается привыкнуть к размеренным
повествовательным интонациям новых аранжировок
песен, настолько непохожих на исполнение самого
Вейтса. Пожалуй, наиболее жесткими оказались как
раз те вещи, которые были первоначально записаны
не Вейтсом, а певицей Кристал Гейл в фильме
Френсиса Копполы "One From The Heart". Холодность и
жесткость в женском вокале стали в какой-то
степени символом 90-х в джазе. Достаточно
вспомнить последние вокальные альбомы,
выходящие на Blue Note и Chesky. Да, чуть не забыл, в одной
из песен на альбоме Коул подпевает, или скорее
подвывает, ее любимая собака Рода, у которой есть
даже собственная страничка на сервере Холли Коул.
К сожалению, следующие два альбома певицы
получились, на мой взгляд, значительно слабее,
хотя концертник "It Happened One Night" заслуживает
внимание из-за содержащихся на нем
мультимедийных треков. |
|
|
|
Братья John и Evan Lurie (по-русски их
бы звали "братья Иваны Лурье" :-))
организовали в начале 80-х группу Lounge Lizards. За годы
своего существования в группе переиграли почти
все известные и не очень "даунтаун"
музыканты. Кроме этого братья Лури (в основном
Джон) занимались сольными проектами, писали
музыку для кино (в частности для нескольких
фильмов Джима Джармуша) и, переходя с фирмы на
фирму, понемногу издавали свои альбомы. Однако к
середине 90-х годов ничего нового о Lounge Lizards слышно
не было. Как оказалось, это было лишь временное
затишье перед новыми проектами. В 1998 году Джон
Лури организует собственную звукозаписывающую
компанию и, без ложной скромности, называет ее
Strange & Beautiful Music. Свою деятельность новый лейбл
начал с переизданий старых малодоступных
записей Lounge Lizards, соундтреков и сольников Джона.
Но одними из первых стало издание совершенно
нового альбома Lounge Lizards "Queen of All Ears" и
саундтрека к телесериалу "Fishing with John". В этом
сериале Джон Лури ездит по Америке, и во время
рыбной ловли ведет неторопливые беседы с разными
довольно известными людьми. Лури ничего не знает
о рыбалке, но вся жизнь - это рыбная ловля,
утверждает он на обложке альбома. С Томом Вейтсом
Джон рыбачил на Ямайке, о чем свидетельствует их
фотографии на конверте в лодке и джунглях. Но
вернемся к музыке. В основном это короткие
музыкальные фрагменты, записанные специально
для сериала. Стилистически они довольно сильно
отличаются друг от друга. Музыкальную основу
альбома в целом составляют вещи в исполнении John
Lurie National Orchestra - ансамбля, в котором, несмотря на
название, кроме сопрано саксофона Джона, звучат
ударные Келвина Вестона и перкуссия Билли
Мартина. В остальных фрагментах Лури помогает
такое количество музыкантов из его окружения,
что перечислять их не имеет смысла. Ну а самые
забавные "композиции" альбома - две рыбацкие
песни, спетые хором Томом Вейтсом и Джоном Лури
под аккомпанимент плеска воды за бортом. Вот
такие получаются особенности национальной
американской рыбалки. |
|
Иван Шокин
|
|
Moscow Art Trio
"Music"
(Jaro, 1998) |
|
|
Блестящий альбом. Просто
эпохальный. Пожалуй, лучшее, что сделано Сергеем
Старостиным (кларнет, фольклорные духовые, вокал),
пианистом Михаилом Альпериным и валторнистом
Аркадием Шилклопером. Уникальный по звучанию.
Что я еще могу сказать? Явный претендент на "Джаз'Ухо-98"
как "Альбом года". Лучше я прерву поток
славословий, который у меня вместо связного
анализа вызывает этот альбом, и представлю вам
мнение европейской авторитетной критики по
этому поводу.
Константин Волков
Трое русских музыкантов, составляющих это трио,
имеют за плечами классическое образование в
российских консерваториях. Валторнист долгое
время колесил по всему миру с Московским
филармоническим оркестром, пианист преподает в
настоящее время в Музыкальной академии в Осло, а
кларнетиста постоянно приглашают в качестве
солиста и руководителя семинаров. Все трое имеют
общие корни в российском фольклоре. Но прежде
всего Moscow Art Trio отличает пересечение всех
стилистических барьеров. Фольклорная музыка в
своем голом и первозданном виде преподносится
сквозь призму звуковых возможностей ХХ века.
Возникает картина чуждых и знакомых звучаний.
Баварская духовая музыка, дальневосточные
звучания, американская классика, норвежский и
русский фольклор образуют синтез всевозможных
стилей. При этом возникает не разнородная смесь,
нет, все составные части соединяются в единое
вещество, обладающее совершенно новым качеством.
Джаз здесь служит катализатором, через его ритмы
и гармонии все составные части приводятся к
общему знаменателю. В ритме трио поддерживается
норвежским перкуссионистом. Музыка держит в
напряжении, каждый звук поражает, благодаря
богатой инструментовке (музыка написана "для 12
инструментов, фольклорного певца и перкуссии")
иногда возникает мощное звучание небольшого
оркестра. Возникающая звуковая картина
беспрецедентна, необычна и прозрачна, как водка.
Все это пронизывается причитающим голосом
кларнетиста, вызывающим ассоциации с русской
зимой, одиночеством и природой. Музыка очень
образна. Так, одна из композиций представляет
собой танец в дикой деревне. Духовая музыка и
дикие выкрики, а также громовые раскаты в нижнем
регистре фортепиано вызывают в воображении
целые картины. Этот компакт-диск является
настоящим сокровищем для поклонников особенной
музыки. Я слушал завороженно. И удивлялся.
Даниэль Штикан,
Jazz Podium, #1-99
|
|
На первую
страницу номера |
|