Пронесло... (самый конец)
Фестивальная страда, которая началась оголтело-фронтовым репортажем (см. "Полный джаз"
#16), закончилась самым мирным и шаровым (за счет заведения) ужином в клубе "Веселый Роджер". А до этого случилась проплата счетов, и военное положение само собой отпало. (Что такое казначейская система, и как с ней бороться, знаем только мы в Казани. Ее у нас, как говорят, успешно испытывают, чтобы через год свалить этого монстра на всех остальных россиян). Но о печальном хватит. "Веселый Роджер" - это намного более порядочное (пираты нынешним казначеям, как разбойники, и в подметки не годятся) джазовое заведение, известное всем джазменам, посетившим Казань в последние два года. Каждый вечер оно принимало отыгравших гостей вкупе с измочаленными организаторами. Кормило (поило), отогревало (охлаждало), успокаивало (возбуждало), короче, исправно работало по известному принципу "каждому- свое". Музыкантам - по потребностям, организаторам - по заслугам, Фейертагу - по чину. Последний б/п ужин мы, то есть организаторы, надеюсь, заслужили. Деньги кончились вместе с аплодисментами. Публика осталась довольной, музыканты тоже. Если не притворялись из вежливости. А джазовый рецидивист,
Владимир Борисович Фейертаг, еще с прошлого века известный в Казани по кличке "50%"
("ведущий Владимир Фейертаг - это 50% успеха любого концерта". Газета "Вечерняя Казань", 25 ноября 1987 года), насмешил всех буквально до слез. Он заказал на ужин блюдо под названием "Свиные рулики". Название заинтриговало. Через часа полтора, когда все было съедено и тем более выпито, "рулики" (или "ролики") продолжали оставаться тайной. Официант прятался. Все, в том числе и именинник В.Б., изобретали способы отъема и приготовления свиного деликатеса, а за стеной Аня Королева устроила великое побоище казанским саксофонистам. По единому мнению публики, к обидной радости всей женской половины, Анна вышла победителем. Так в Казани были продолжены джемовые традиции Канзас-Сити (читайте Шапиро и Хентофа). А "рулики" оказались самыми банальными котлетками.
Давид и мониторы
25 апреля вечером публика в нетерпении собиралась у концертного зала молодежного центра "Ак Барс". Ее встречал у входа своими стройными ножками и звуками женский джазовый оркестр "Фантазия". А на сцене проводил последнюю настройку знаменитый в Казани "Синтез Бенд" (мужской джазовый оркестр, не менее стройный) п/у Анатолия Василевского - вместе с
Давидом Голощекиным. Первое отделение собранием было принято прекрасно: Давид играл на скрипке и был в ударе, оркестр старался блеснуть в присутствии питерских гостей (что удалось), новый зал блистал ценными породами, а Владимир Борисович и тут отличился. В Казани его встречают как родного вдвойне: кроме джазовых связей, у Фейертага в нашем городе имеются иные: это друзья детства, с которыми он учился (как утверждает сам - плохо) еще в начальной школе. Разумеется, встретили. Само собой- выпили. Доставивший мэтра на концерт администратор Виктор Дуда в панике сообщил: Фейертаг изрядно выпимши, разборчиво говорить не могут! Оказалось - шутка. И выпимши, и могут. И еще как!
А во втором отделении себя показал Зал. Все-таки, десятилетний творческий перерыв сказался на его звуковых способностях. Вдруг забубнили мониторы. Публика ничего бы и не заметила, потому что мониторы играют для музыкантов. Но Давид - это Голощекин! Игравший на слегка гудевшем контрабасе Вадим Михайлов ловил красноречивые взгляды Давида и пытался что-то отладить. Но не успел. Давид был крут: при помощи ноги он изменил ориентацию монитора в пространстве сцены, а затем и вовсе ушел гулять с саксофоном в зал. Впрочем, публика восприняла все это, как специальную заготовку. В это время Давид играл знаменитую тему Сонни Роллинса, которая, как известно из истории джаза, лучше всего звучит на воле. В результате зал наградил Давида Семеновича горячей овацией, а чем наградил маэстро звуковиков - они с нами не делились. Но на следующий день все звучало еще лучше. Это был день триумфа "Интерджаза" и, в особенности,
Олега Киреева. При этом в течение фестиваля вмешались высшие силы.
Кольцо и труба
Примечание астролога. Лунный, или синодический, месяц содержит около 30 суток. Каждые лунные сутки, которые считаются от восхода до захода луны, имеют свой астрологический символ. Их всего 30, в том числе тринадцатые лунные сутки имеют своим символом кольцо, а четырнадцатые - трубу.
В народных сказках и преданиях перекрестку дорог отводится особое место. На Юге США до сих пор бытует легенда о договоре с дьяволом, который заключил на "Кроссроуде" знаменитый блюзовый гитарист и певец Роберт Джонсон (смотрите фильм "Перекресток").
Эмблему нашего "Джазового Перекрестка" придумал в 1987 году для фестивального значка один московский художник по заказу Геры Бахчиева (если кто-нибудь из джазовых старожилов подскажет его имя, оно войдет в историю). Эта эмблема объединяет мифическую трубу с двумя раструбами, как символ джаза, с картографическим лимбом в виде кольца с обозначениями сторон света.
И вот в этом году странное стечение обстоятельств привело к решению о проведении фестиваля, которое случилось буквально в течении одного дня. Именно 26 марта соединились в один узел все элементы: появилась возможность (совершенно неожиданная!) концерта в Казани ансамбля "Интерджаз", и только один день был для этого свободен - 26 апреля. В ответ на это у фестиваля появился генеральный спонсор - страховая компания "НАСКО Татарстан", открытие нового зала Молодежного центра "Ак Барс" было назначено на 25 апреля, - и все это буквально в один день. И еще одна случайность: листая накануне фестиваля астрологический справочник Л.Неведомской, я установил следующее: 26 марта и 25 апреля - именно эти дни являются по лунному календарю переходными от 13 к 14 лунным суткам, и этим дням соответствуют символы: кольцо и труба.
Разумеется, мои уважаемые материалисты: все это чепуха и выдумки сумасшедших алхимиков, а в природе все подчиняется надежному причинно-следственному механизму. Но согласитесь - это довольно скучно! История с трубой и кольцом мне лично нравится больше.
Почти труба
А с трубой вышло продолжение: на второй день фестиваля все едва не закончилось полной трубой (какое, все-таки, емкое слово!). Если бы не Олег Киреев. Излагаю последовательно.
Вечером 25 апреля четверо зарубежных участников ансамбля "Интерджаз" прилетели с разных сторон в Москву. Всех встречал и брал под свое крыло Олег Киреев, выполнявший функции дорожного менеджера и музыканта - гостя ансамбля. Путь лежал в первый город концертного турне - Казань, и начинался на перроне Казанского вокзала. Представьте, как живописная группа, в которой особенно выделялся длинноволосый красавец Улвесет со своим видавшим виды контрабасом в ярко-красном кофре, направляется к своему вагону под №14, как это значилось в билетах. Однако состав неожиданно кончается на номере 12 ( напоминаю, что "наши" номера - это 13 и 14).
Иностранцы останавливаются в полном недоумении, а до Олега доходит страшная правда. За 14 минут до отхода поезда он выясняет, что билеты "не подходят"! И вот тут приходит на помощь вся безудержная киреевская энергия, напор и обаяние. Против этого, в соединении с ясными голубыми глазами Олега, казанские проводницы не смогли устоять. Так ничего не успевшие понять заморские гости были срочно расфасованы в купе и, пусть и в слегка помятом виде, но доставлены в Казань. Фестиваль был спасен, а с ним и незадачливые организаторы. Слава Олегу Кирееву!
Но нервы нежных музыкантов по прибытию не соответствовали концертному настроению. Надо было спасать лицо. Двухчасовой отдых в отеле, ужин в лучшем ресторане города с восточными кулинарными изысками, фото на память с шеф-поваром, и наконец - репетиция в уютном концертном зале сделали свое дело.
Первое отделение я толком не слушал: снимал свой личный стресс старым испытанным способом. Наблюдал второе, отыгранное интерджазистами вместе с Олегом Киреевым. Меня могут обвинить в предвзятости, но Олег и тут был на высоте. Он очень удачно дополнил высокий квартет своей непосредственностью, живостью и темпераментом - это было заметно и по реакции его партнеров, он им явно нравился! Ну а я то в это день был просто влюблен в Олега. Ярче его, может быть, был только Адам Нуссбаум - это, действительно, великий барабанщик, мастер супер-класса и по сути - лидер ансамбля.
Конец (но не самый)
Последний день фестиваля прошел спокойно и без эксцессов. Все приехали (то есть москвичи - Ростоцкий
- Лахути - Борец - Головня - Остроумов плюс квартет Ани Королевой), были обняты и обласканы и рассованы по номерам отдыхать. Перед началом концерта
Ростоцкий, известный своим привередливым отношением к звуку, настраивался последним и долго, потому как играл в первом отделении. В самом начале выступил с короткой программой местный блюзовый состав - для разогрева, а затем Саша блестяще отыграл еще одну новую программу (я за этот сезон слышу уже четвертую), которая и смотрелась, и слушалась на одном дыхании (вспомнил мудрого Альперина, который учил: играть надо концерт в одном отделении). На мой взгляд, эта программа стала достойным завершением и фестиваля, и джазового сезона. Все участники Джаз-Бас Театра были хороши в отдельности, но самое главное- все вместе работали на одну общую идею. Это была настоящая команда. Чего не могу сказать о квартете Ани Королевой, открывшем второе отделение. Что-то не заладилось с аппаратом у контрабасиста, Аня явно нервничала, и вся программа не оставила ощущения цельности. Но - был задор молодости, огромное желание и темперамент. Аня - безусловно талантливая девушка, у нее есть все задатки, чтобы стать большим музыкантом, и зал ее принял хорошо. У фестиваля появилась еще одна краска, и я не считаю это выступление неудачным. К тому же Аня прекрасно слушалась в завершающей стадии концерта вместе с бэндом Анатолия Василевского, - тем самым "Синтез-Бэндом", который открывал фестиваль. Он его же и завершил вместе с Аней Королевой, которая своим соло в эллингтоновском "Си-Джем Блюзе" добавила настоящего огня и явно "завела" музыкантов - концовка фестиваля получилась просо отменной!
Так завершился трехдневный фестиваль, названный "Джазовый Перекресток В Молодежном Центре - 10 Лет Спустя!"
Оправдания автора (вместо злоключения)
Мы попытались вернуть былую славу казанскому фестивалю. Получилось или нет - покажет время. Не было ажиотажа и аншлага, как 10 лет тому назад: где она, наша публика?.. Хотя, надо признать, критических отзывов я не услышал: народу понравилось. А мои заметки, которым уважаемый редактор присвоил ностальгическое звание пионерских - это взгляд на фестиваль из-за кулис. Не пытаюсь скрывать, что лицо я заинтересованное, объективности с меня спрашивать не следует, тем более в музыкальной оценке концертов. Тем более, и не все удается услышать. Это и определяет жанр (если он есть) и стиль изложения. Ни на что не претендуя, все-таки считаю: раз "Полный джаз" это печатает, значит - так надо.
Игорь Зисер
фото автора
|