Приятно, когда находит поддержку тот или иной проект, связанный с джазом, когда понимаешь, что все это нужно не только горстке энтузиастов. Вдвойне приятно, когда оказывается, что этот проект вполне успешен коммерчески. Так произошло с петербургским радио "Эрмитаж", формат которого строится на музыке в стиле джаз и блюз.
"Эрмитаж" - единственная радиостанция такого рода в Петербурге. Официально ее вещание на частоте 90.1 FM началось весной 2000 года (в тестовом режиме - еще с конца 1999-го). Учредители делали ставку на интерес к джазу в Северной столице. Подобные проекты обычно закрываются довольно быстро: smooth-джазовый "Престиж"/НСН в Москве просуществовал с перерывами шесть лет (1992-98), несколько более джазовый "Престиж" в Нижнем Новгороде - четыре года (закрылся под Новый, 2002 г.). "Эрмитаж" пока держится. "За два года станция стала популярна среди интеллигенции, деловых людей, творческой богемы и прогрессивной молодежи" - утверждают работники "Эрмитажа". Это, с одной стороны, на волне общего повышения внимания к джазовой музыке вполне естественно. С другой стороны, говорят на "Эрмитаже", "наиболее естественно это оказывается именно для петербургского слушателя (назовем его "самым думающим")". (Ай, молодца, питерцы, как мы любим вашу высокую самооценку! - ред.)
22 апреля радио "Эрмитаж" отметило свой второй день рождения. Акция, посвященная этому событию, была организована радиостанцией совместно с Государственным Эрмитажем. Праздничный концерт, который прошел в Эрмитажном театре, на самом деле состоял преимущественно не из джазовых, а из классических номеров. Однако гвоздем программы стало выступление нью-йоркского гитариста Марка Уитфилда в квартете с двумя питерцами - пианистом Андреем Кондаковым и контрабасистом Григорием Воскобойником, а также с живущим в последние 11 лет в Нью-Йорке барабанщиком Олегом Бутманом, родившимся, как и его знаменитый брат-саксофонист Игорь, в Петербурге.
Марка Уитфилда многие признают сейчас одним из лучших джазовых гитаристов "молодого" поколения (ему сейчас 34). Закончив легендарный колледж Беркли в Бостоне, он с 1987 г. работает на нью-йоркской сцене. Его давний кумир, Джордж Бенсон, посоветовал ему поработать с соул-джазовым органистом "Братом" Джеком Макдаффом, и эта работа стала началом большой карьеры Уитфилда. С тех пор он выступал как сайдмен с Рэем Брауном, Николасом Пэйтоном, Кортни Пайном и Джимми Смитом, а как солист - выпустил восемь альбомов на таких крупных фирмах, как Warner Bros. и Polygram. Правда, там он выпускал довольно коммерческий материал на грани straight-ahead и так называемого smooth jazz, а вот альбом 2000 г., "Raw" ("Сырой"), вышедший на независимом лейбле Transparent, представил Уитфилда как бескомпромиссного импровизатора с ярким темпераментом и более чем незаурядной техникой.
Его приезд в Россию - событие. Его выступление на праздновании дня рождения радио "Эрмитаж" - знаковое событие. Но что есть престиж по сравнению с возможностью послушать хороший джаз!
В общих чертах эту мысль усвоили и петербуржцы. Джаз звучит в северной столице все время -не только в клубах и в записи, но и по радио. И это хорошо!
Артем Фаустов,
Санкт-Петербург
фото Светланы Сущень и Михаила
Хейфеца
|