Александр Фишер родился в Хабаровске в 1944 году, на профессиональной джазовой сцене - с 1967 г., сначала в Хабаровске, а затем в Москве, где учился в Институте им. Гнесиных (выпуск 1973, класс Тимофея Докшицера). С 1976 г. - солист оркестра
Олега Лундстрема, с 1983 по 1986 - солист ансамбля
Николая Левиновского "Аллегро". В 1988 создал дуэт с пианистом
Даниилом Крамером, завоевавший большую популярность и просуществовавший до 1993 г., когда Александр переехал в Австрию, где много и плодотворно работает на местной джазовой сцене.
В апреле 2002 г. Александр Фишер впервые за эти годы приехал в Россию не с сольными концертами, а как лидер и участник международного проекта "Jazz Unity. Austria Meets Russia", призванного познакомить российскую публику с музыкой австрийских джазовых музыкантов. Вместе с Фишером темы австрийских звезд в Петербурге, Обнинске, Твери и Москве представляли два австрийских музыканта - Хайнрих фон Кальнайн (саксофоны, флейта) и Кристоф Печина (контрабас), а также два москвича - пианист
Лев Кушнир и барабанщик Дмитрий Власенко.
После завершения российских гастролей проекта Александр Фишер рассказывает о его участниках и истории.
- Хайнрих фон Кальнайн родился в Германии, у него немецкий паспорт, но уже больше 15 лет он живет в Австрии. Он живет недалеко от Вены, в Бад-Веслау. Сейчас он - заместитель директора джазового отделения консерватории в Граце - а это лучшая австрийская консерватория, по всеобщему признанию, и саксофонная школа там мощнейшая. Он не только замдиректора там, он преподает по классу саксофона и по классу ансамбля, плюс много пишет музыки, записывается, выступает как продюсер - короче, он многосторонний музыкальный деятель. Как музыкант... конечно, публике судить, как он играет, что он играет, но мне он всегда нравился своей энергетикой. Он, в отличие от многих других, не злоупотребляет техникой, не демонстрирует свою способность играть гаммы. Все его музыкальные идеи излагаются очень концентрированно, он все время в поиске, его игра содержит определенный энергетический потенциал.
Я впервые пригласил фон Кальнайна играть вместе лет шесть назад. Он - человек прекрасно воспитанный (приставка "фон" означает, что он - графской фамилии, и это чувствуется). Он очень легок и приятен в общении, и он умеет так тебе отказать, что ты этого и не заметишь. Я тоже этого не замечал, думал, что можно еще на что-то надеяться. А в его планы просто не входило со мной играть. Шесть лет назад, потом четыре года назад, - и, наконец, два года назад, когда я приехал к нему в Бад-Веслау и у нас с ним была дискуссия: он убеждал меня, что направления его поисков не совпадают с моими. Я же придерживаюсь теории, что совсем не обязательно, чтобы направления совпадали. У Майлса Дэвиса в 50-е направления совсем не совпадали с Колтрейном, а у Колтрейна - с Кэннонболлом Эддерли. Это были три разных направления, три мира, которые звучали в одном ансамбле, в одной композиции как три взгляда на одну и ту же тему. и это было прекрасно. Короче говоря, и тогда мне не удалось его уговорить. Только нынешняя возможность приехать в Россию оказалась последней каплей, которая вынудила его, так сказать, сдаться. У него оказалось время, несколько дней, и он дал свое согласие, после чего я стал вести тяжелейшие переговоры с австрийским посольством в России. Я счастлив, что мы с ним поиграли, сделали программу, что он пошел за мной в отношении репертуара и политики этой поездки.
Сначала была идея пригласить только одного австрийского саксофониста, а три музыканта чтобы представляли Россию - ну, и плюс я, как связующее звено между всеми. Однако куратор проекта с австрийской стороны сказала, что один музыкант - это мало, и мы пригласили еще и австрийского контрабасиста, и это ее устроило. В связи с этим мы изменили политику концерта: не просто демонстрация творческого лица саксофониста, плюс я как связующее звено и три пусть высококачественных, но аккомпаниатора из России - а широкая панорама австрийского джаза. Встал вопрос: найти достаточно тем австрийских композиторов, которые были бы не противны мне, не противны Хайнриху, и чтобы они хорошо согласовались друг с другом и поддавались современной аранжировке, в которой их можно показать русской публике. На словах это очень просто звучит, но это заняло три месяца очень напряженной работы. Поиски тем, общение с их авторами... многие из них сейчас постоянно живут в Нью-Йорке, как, скажем, Вольфганг Мутшпиль: ноты, факсы, шмаксы, все это надо было аранжировать...
Возвращаясь к Хайнриху фон Кальнайну: я рад, что его увидели четыре города - Москва, Питер, Тверь и Обнинск, что это имя появилось на российской сцене (что, собственно, и было моей целью). В Москве... должен честно сказать, безо всяких прикрас: это был, возможно, худший из четырех концертов. Мы оба были больны: у меня за день до концерта схватило живот, и я между номерами выходил за сцену полежать на диване от слабости, а у Хайнриха была температура, и он сбивал ее сильнодействующими лекарствами. Короче, в Москве мы себя показали не лучшим образом. Зато в Твери был потрясающий концерт, нас там не отпускали, мы играли два биса. И самый первый концерт, на нерве прошедший в Обнинске после всего двух репетиций, тоже, как ни странно, прошел очень интересно.
Ну, и второй австрийский музыкант - Кристоф Печина. Универсальный басист, играет не только на контрабасе, но и на стоячем большом безладовом электробасе. Играет фанк, играет рок, играет джаз очень широкого спектра, вплоть до экспериментальных направлений. Удобный сайдмен, все быстро схватывает. Я часто приглашал его на гиги (разовые выступления) в Австрии. В 96-м году мы с ним даже играли около полугода один мюзикл в кабаре, такую легкую музыку.
Австрийская джазовая сцена вообще довольно широка - российскую аудиторию с ней только знакомить и знакомить. Когда я готовил это проект - "Jazz Unity. Austria Meets Russia" - у меня был список тех, кто мог принять бы в нем участие, и там одних саксофонистов было двенадцать человек - музыкантов американского уровня. Все они очень разные, естественно. Ну, Харри Сокаль, например. Вольфганг Пушниг, солист Vienna Art Orchestra. Томас Куги, Клаус Дикбауэр... Это музыканты со всемирной славой. Кроме того, в Австрии десятки очень крепких музыкантов, которые могут играть где угодно - но о них нигде не знают, кроме как в Австрии. Пианистов - человек пять-шесть мирового уровня, например - Ули Реннер. Есть и басисты, как Печина, и барабанщики - звери, ноты читают любые, прекрасная техника. Но больших имен среди них нет, как и вообще среди европейцев - я имею в виду, имен уровня Билли Кобэма или Элвина Джонса.
Надеюсь, что у нас есть перспективы дальнейшего сотрудничества с австрийским Культурфорумом, которые позволят нам и в дальнейшем привозить австрийских музыкантов в Россию. Хотя не могу сказать, что сотрудничество получалось гладко. Проект мой был туда послан еще в августе прошлого года. Потом от них пришло письмо о том, что в России будут Дни австрийской культуры и этот проект может быть включен в их программу. Далее последовали долгие дискуссии с руководителем Культурфорума г-жой Вероникой Сайер. Наши взгляды на представление австрийской культуры в России были очень разными, но в конце концов удалось договориться. Культурфорум - это независимое юридическое лицо, которое от имени австрийского посольства в России занимается организацией культурных контактов между нашими странами на межгосударственном уровне.
Хочу надеяться, что в дальнейшем у нас все будет получаться. Моя миссия уникальна в том смысле, что я - единственный российский профессионал на австрийской территории. Я имею в виду, в джазе. Там много российских музыкантов других направлений, но в джазе больше никого нет. И на меня все там все время смотрят: ты, мол, русский, почему не организуешь гастроли в Россию и наоборот? Постепенно я созрел. Я никогда не был организатором в полном смысле слова. У меня, наверное, нет таких талантов. Но я почувствовал, что это, во-первых, возможно, и во-вторых - нужно. Почему все знают звезд, звездочек и вообще не звезд из Америки и не знают настоящих звезд из Европы? Поэтому я хочу постараться делать это проект - "Jazz Unity. Austria Meets Russia" - с цикличностью в один год. Может быть - чаще. Дни культуры Австрии - явление редкое, ждать его невозможно, поэтому я хотел бы делать это в разовом порядке. Возможно - через "Культурфорум", если госпожа Сайер сочтет это возможным. Если нет - тогда придется искать каких-то спонсоров, которые могли бы помочь решить главную проблему: билеты до Москвы. Остальные проблемы решаются шаг за шагом.
Я буду это делать. В Австрии много прекрасных музыкантов, австрийских композиторов очень много, пьесы я перебирал десятками (а отобрано было только 10 вещей). Далее: там есть музыка экспериментальная, поисковая, новая. Там все уже очень персонализировано, все зависит от подбора конкретных музыкантов, да и неизвестно, как я справлюсь с этой задачей как музыкант. Я не очень-то большой специалист по фри-джазу, по новым направлениям. Но я мог бы и этим заняться. Постараюсь делать все это - в меру своего здоровья.
Беседовал
Кирилл Мошков
|