Выпуск # 9-10
2002 |
"Триумф джаза", Москва, февраль: послезвучание |
|
"Ле Клуб", 6 февраля
Тутс Тильманс! Джо Ловано! Макото Одзонэ! Элвин Джонс! Билли Кобэм! Гэри Бертон! Рэнди Бреккер! Кевин Махогани! Ди Ди Бриджуотер! Игорь Бутман! Простого перечисления этих имен в одной афише достаточно, чтобы привести в напряженную дрожь ноздри каждого любителя полакомиться превосходной музыкой, и поспособствовать обильному слюновыделению и рефлекторному вырабатыванию желудочного сока. Но мы не ограничимся перечислением. Тем более что речь идет об уже состоявшемся событии. В течение четырех дней все эти музыканты были в России с дружеским визитом по поводу фестиваля, о котором так подробно рассказывал в своем интервью один из главных участников и организаторов этого, по всем параметрам, жаркого события (см. #6-8). Знаменитая русская зима, февраль месяц (по традиции должно быть прохладно)... +5 - +7С! В общем, предельный накал страстей. Слушайте и трепещите, читайте и вспоминайте. В состоянии, близком к воспламенению, находились не только организаторы и не только публика, но и сами музыканты. Поэтому с большинством из них получились лишь бриф-диалоги.
Всем музыкантам мне приходилось задавать одни и те же вопросы и следить за реакцией. Главным вопросом (по причине его первоочередности) был: " что Вы думаете об этих концертах?"
Мне лично концерты - и в "России" 5 февраля, и в "Ле Клубе" 6-го - напоминают котел, в котором на большом огне варится что-то очень густое. Это блюдо, которое я условно назову так, как оно на самом деле называется - "Триумф джаза", - имеет сильный привлекательный аромат. Кроме того, сейчас уже можно сказать: блюдо, которое варится в этом котле, содержит в себе много калорий, кроме того - котел настолько огромен, что Триумфом Живого Джаза можно накормить несколько тысяч человек. И, главное все останутся сытыми и довольными, даже самые изысканные и привередливые гурманы, и даже самые голодные из любителей джаза, даже повара и официанты.
Пока официанты обслуживали других музыкантов, я набрался наглости и подсел за столик к Джо Ловано, чтобы задать ему свой коронный вопрос:
Джо, скажите, что Вы думаете об этих концертах?
- Это большое, невероятное событие. Очень амбициозный проект - соединить вместе всех музыкантов, которые здесь представлены.
Да уж, каждый из вас - музыкант высочайшего уровня, как вы чувствуете себя вместе, на одной сцене?
- Это очень забавно. Здорово - слышать всех вместе. И я думаю, Игорь Бутман сделал невероятный джем. Он все организовал, представил всех, пригласил. И получилось очень много любви в одном помещении. Каждый выходил на сцену с глубокой страстью. Аудитория - прекрасна. И весь опыт, который я здесь поучил - это то, что я никогда не забуду. Это первый раз, когда я играю в Москве, я вообще впервые в России.
Тогда это действительно сильное впечатление, играть где-то впервые вообще?
- Да, особенно здесь. Я жду не дождусь, когда можно будет снова приехать сюда.
У Вас ведь уже были какие-то совместные проекты с музыкантами, которые здесь представлены? (Ваш альбом "Fascinating Trio" с Элвином Джонсом, например...)
- Да, и много раз, но с остальными - в основном, вот так же, во время фестивалей, на концертах в разных городах. И у меня, в том числе, были возможности организовать несколько концертов. В моем родном городе Кливленд (Огайо), например. На этом фестивале я представлял 5 - 6 различных групп. Я привозил их из Нью-Йорка, чтобы собрать их вместе на один вечер. Так что я знаю - это огромная работа. И я знаю, когда ты делаешь это с людьми, с которыми у тебя существуют сложившиеся отношения, все как-то само собой срастается. В этом есть какая-то магия. В этой музыке много волшебства.
Может быть, после этого события у Вас появится желание записаться вместе с кем-нибудь еще из здесь присутствующих, ну - скажем - с Бреккером?
- Да, конечно, почему бы и нет. Вообще-то когда-то мы уже записывались с ним вместе, не как лидеры, конечно, но может быть, в обозримом будущем... посмотрим. Кстати, буквально на прошлой неделе мы играли три вечера подряд с Майком Бреккером в Birdland в Нью-Йорке. Это было трио саксофонов, с нами был еще Дэвид Либман. Так что пару дней назад я играл с одним братом, а сейчас играю с другим. Это забавно.
Как Вы находите уровень российских музыкантов?
- Бэнд - просто замечательный, Игорь играет невероятно. Он полон энтузиазма. Его игра такая..., она наполнена невероятной энергией. Я знаю его последние три-четыре года, с тех пор как мы играли вместе в Москве (Айдахо), на фестивале Лайонела Хэмптона. То есть мы знали друг друга и играли вместе до этого концерта. Игорь - прекрасный, очень вдохновенный музыкант. Он создал здесь замечательную ситуацию. Он прекрасно работает с биг-бэндом и с малыми группами. Все мы должны создавать свои собственные ситуации, чтобы играть свою музыку.
Ну, в общем, он так и делает.
- Да, и это фантастика!
Может быть, Вы расскажете о своем новом проекте, который должен быть скоро реализован?
- Мой новый альбом выходит в апреле на Blue Note, он называется "Viva Caruso". Эта работа основана на музыке, написанной под впечатлением от музыки Энрико Карузо, на основе некоторых народных песен, оставшихся в истории музыки.
Какие музыканты участвуют в записи?
- В первую очередь - ансамбль деревянных духовых инструментов, Джои Бэрон играет на барабанах, Боб Майрон - на барабанах, Кармайкл Старли - барабаны (три барабанщика). Эд Шуллер - бас, Скотт Ли - бас (два баса). Джуди Сильвано (жена Джо Ловано. -авт) - вокал. Билли Дрюз - кларнет, Гэри Валенти - тромбон, Херб Робертс - труба.
Это должно быть превосходно!
- Было интересно работать над этим альбомом. Это же практически народная музыка, которую я пытаюсь играть в современном ключе.
Кевина Махогани я "заполучил" за этим же обеденным столом, его только что оставили в покое телевизионщики. Я не сразу начал со своего коронного вопроса, а почему-то сначала решил спросить его о новом долгожданном проекте. Видимо, я напрасно выбрал эту стратегию.
Кевин, я слышал, вы готовите новый проект?
- Какой новый проект? Какой из моих проектов вы считаете новым?
Ну, я имею в виду самый новый, который должен скоро выйти.
- ОК! это то, о чем я никому не рассказываю. Да, я действительно готовлю новый альбом, который должен выйти в мае на новом лейбле, но это своего рода секрет.
Может быть, приоткроете секрет, хоть чуть-чуть?
- Нет.
Ну, хотя бы музыкантов назовите...
- Нет, нет.
Общую тему... название альбома... треки...???
- Нет, нет, нет!
Спасибо за откровенность... ну, хорошо, тогда так. Кевин, что вы думаете о "Триумфе джаза"?
- Ну, во-первых, это мой первый приезд в Россию. Это прекрасно, что все эти музыканты здесь, каждый раз, когда мы играем вместе - это приятно. Ведь это приятно - снова видеть свих друзей, знать, кто чем занимается, что нового происходит в музыке. Даже сидеть за одним столом и общаться друг с другом - это прекрасно. И после этого великолепного концерта у нас был отличный совместный ужин, мы сидели друг напротив друга и общались, обмениваясь впечатлениями. Это забавно, это здорово!
А что Вы думаете о музыкантах, об оркестре.
- Оркестр просто замечательный, музыканты хорошо подготовлены. Это то, что делает нашу совместную работу легче и приятнее. Я прекрасно провожу здесь время.
Я слышал о том, что Вы экспериментируете, пробуя себя в качестве продюсера. Ваш подопечный - молодой вокалист из Израиля, не так
ли?
- Нет, не так: не подопечный, а подопечная. Это была девушка, прекрасная вокалистка из Израиля. Я немного помог ей в продвижении. Она в полном порядке, сейчас ее дела пошли в гору, она готовится к выпуску альбома в конце весны.
До начала концерта оставалось совсем немного времени, и я помчался выискивать еще кого-нибудь в качестве цели для своего бриф-опроса. Нашел я Рэнди Бреккера. Он фотографировал публику в Le Club'e (вид со сцены). Из всех своих вопросов я успел задать только один - относительно музыкантов в России и Игоря Бутмана, как музыканта и организатора. Ответ был вполне внятным:
- Игорь работает все лучше и лучше. Его музыкальные идеи становятся все интереснее, а мастерство растет с каждым годом. Он работает над подачей звука. Он прекрасно, мощно атакует, в то же время он одарен и как лирический исполнитель.
Вот и славно. Большинство из тех, кто должен был появиться на сцене в этот вечер я, так или иначе, опросил. Концерт начался. Рэнди Брекер сыграл интро к "St. Louis Blues", потом вступил Ловано, потом Бутман и его оркестранты. Возникло чувство, что на сцене начался процесс кипения....Потом прозвучала еще пара вещей "классического" фьюжн-репертуара, сыграли "Some Skunk Funk" Бреккера и "Красного Барона" Билли Кобэма, и... в зале погас свет, а соответственно - отключилась вся сценическая техника, микрофоны и т.д. Публика, придя в себя после первых секунд шока, стала проявлять недюжинную изобретательность, дабы помочь себе разглядеть, в каком же состоянии пребывают музыканты. Это, в свою очередь, помогло музыкантам понять, в каком направлении публика и в какую сторону поворачиваться, играя. Курящие люди попеременно щелкали зажигалками, обладатели профессиональной видеоаппаратуры включили дополнительный свет над камерами и направили лучи в сторону сцены, ожидая быстрой смерти аккумуляторов. Возникла потрясающе романтическая атмосфера полного единства музыкантов на сцене и зрителей в зале. И в этот момент после небольшого затишья снова заиграл Рэнди Брекер. Это был очень эффектный выход. Без микрофонов, без усилителей, что называется - живьем, в полном смысле слова. И наступил ДЖЕМ. И был ПОЛНЫЙ ДЖАЗ. И его, ДЖАЗА, полный, безграничный ТРИУМФ!!!
Ник Олейников,
специально для "Полного джаза"
|
|
На первую
страницу номера |
|