Новосибирск: в филармонию к фараону
Новосибирская филармония возрождает традицию устраивать нетрадиционные концерты. Так, 6 февраля в малом зале состоялось выступление коллектива "Новое поколение" в обновленном составе. Квартет превратился в трио по эпидемиологическим причинам. Но на качестве исполнения это не сказалось отрицательно. Тем более что название программы "Когда я был придворным музыкантом у фараона" было многообещающим.
По словам редактора джазового департамента филармонии Сергея Беличенко, это не эпатаж и не попытка завлечь зрителей дешевыми трюками: "Готовя программу, мы изучили много серьезной литературы, например, труды древнегреческого историка Секста Эмпирика. Это он указывает на то, что еще в Древнем Египте музыка делилась на вредную и полезную. Но никакого акцента на здоровье не делалось - имелась в виду политическая полезность исполняемых произведений. К сожалению, в нашей истории такое тоже было. И за такую музыку, которую мы вам сейчас представим, нас вполне могли отправить на каторжные работы по строительству пирамид".
Так как в древности музыка была по большей части ударно-дудочной, то во время концерта исполнители привлекли различные виды бубнов, флейт, свиристелок и даже деревянные бочонки, в каких рачительные хозяйки обычно хранят кухонные припасы. Публики было на удивление много. А беспрерывная 50-минутная импровизация очень логично перетекла в тишину. И только после столяровского "спасибо" мы поняли, что пора аплодировать.
Новосибирск: "Наше 4.33" в "Черной вдове"
На прошлой неделе в новосибирской арт-галерее "Черная вдова" вызывали дух известного музыканта-авнгардиста Джона Кейджа, которому в этом году исполнилось бы 90 лет.
Так как такие программы были особенно популярны пару десятилетий назад, то к началу программы под названием "Наше 4.33, или Посвящение Джону Кейджу" в клубе собралось довольно мало народу. Музыкантов среди них было мало - по большей части скучающая публика, а также друзья и подруги четырех участников шоу. Зато присутствовали известные фотохудожники Константин Ощепков, Павел Комаров и Дмитрий Ткаченко, не менее известный режиссер-кинодокументалист Элла Давлетшина и просто любители нетипичных развлечений.
Начало задержали почти на час - ожидали авангардного поэта Игоря Лощилова. В это время организатор и вдохновитель действа композитор Роман Столяр (в миру - завмуз театра "Глобус") рассказал корреспонденту "Полного джаза" о герое проекта:
- Имя Джона Кейджа известно любителям не только авангардной музыки. В своих работах он использовал все, что звучит: от радиоприемников до банок с водой. И это именно работы, а не произведения, так как их практически невозможно повторить, тем более разыграть по нотам - слишком много в них сиюминутного. Он умудрялся делать произведения даже из... тишины. В его сочинении "4.33" нет ни одного звука, лишь одна большая пауза. По этому поводу сам Кейдж своим студентам говорил: "Не надо бояться пауз". И после минутного молчания добавлял: "Вот видите, ничего страшного и не произошло". Даже когда он имел дело с обычными инструментами, он готовил их к выступлению очень необычно: снимал или добавлял какие-то струны к роялю, пристраивал под молоточки кнопки, скрепки, винтики, монетки. Иногда инструмент готовили к выступлению более 2 часов, а играли на нем 5-7 минут. Хотя к таким сложностям Кейдж прибегал не всегда - одно из его произведений написано "всего лишь" для 52-х громкоговорителей. Поэтому мы не возражаем, чтобы во время концерта вы разговаривали, пусть звонят мобильные телефоны, бьются стаканы и хлопают двери, ведь все звуки, которые мы слышим, и являются музыкой.
На сцене расположились в ступенчатом порядке радиолы всех фирм, размеров и степеней навороченности, фортепиано со снятой панелью и уже пристроенными скрепками, болтиками и неизменными копейками, а также квадратный аквариум с чистой водой. Отложенное на час начало не компенсировалось большим участием поэта Лощилова. Его выступление "растянулось" на пару минут и состояло из многократного и частого повторения фразы "и нить", которая после многократных повторений превращалась в слово "тяни". И слова "Токио", превратившего после таких же манипуляций в "Киото". А так большую часть заняли музыкальные импровизации на рояле и эксперименты с выдуваемым в аквариум воздухом. Под пиво было очень даже неплохо.
Юлия Латыпова,
"Новая Сибирь"
Обнинск: самовыражение и сотворчество
Джаз заряжает гормонами счастья. Концерт меняет до самонеузнаваемости: за спиной вырастают крылья, все кругом отдает свечением, любовь ко всему живому не дает дышать. Либо говоришь без умолку, взахлеб, либо молчишь, все еще прислушиваясь. Джаз останавливает время: после концерта (хорошего концерта) я никогда не в силах хотя бы приблизительно угадать, сколько времени прошло. 17 февраля в Обнинском джаз-клубе слушателям пообещали полтора часа музыки, но, пролетев как один миг, музыка приоткрыла дверку в бесконечность. Дуэт - вершина джазового ансамблевого искусства, у этого разговора нет ни начала, ни конца, и свежий альбом Андрея Кондакова и Пола Болленбэка - лучшее тому доказательство. Его название - "Alone and Together" - девиз творческого подхода идеального дуэта, гармоничного сочетания самовыражения и сотворчества, это то, что бессменный ведущий концертов Обнинского джаз-клуба, душа джазового действа Алексей Баташев очень метко назвал "интеллектуальным пинг-понгом".
Хотя Обнинск избалован приездами музыкальной элиты, этот концерт был особенным. Джаз - искусство многомерное, своеобразный интерактивный театр; диалог происходит сразу в нескольких направлениях: исполнителя с пьесой, исполнителя с инструментом, с партнером по дуэту, и, безусловно, с публикой, ведь даже самый высококлассный концерт нельзя считать удавшимся, если публика не участвовала, не сопереживала, не общалась с музыкантами.
Хороший джазмэн почти всегда - хороший артист, даже если сам он таковым себя не считает. И Кондаков, и Болленбэк - люди потрясающего чувства юмора и сценического обаяния. Сидя в зале, невозможно было не заражаться особенным джазовым драйвом, видя, как эти два человека на сцене получает удовольствие от того, что они делают. После концерта мне удалось пообщаться с музыкантами, во время общения выяснилось, что Пол немного понимает по-русски и вообще очень впечатлен пребыванием в России: перелет из Томска в Москву вдохновил его на написание пьесы "Siberian Landscape". В дальнейшие планы музыкантов входит посетить Киев, Днепропетровск (Полу удалось без посторонней помощи выговорить последнее название), а затем и Москву, где они выступят перед возвращением Пола в Америку.
Мария Пташко,
Обнинск
Ростов: "Джаз в полдень" в Центре Кима Назаретова
Пожалуй, за текущий учебный год ни один концерт студентов консерватории абонемента "Джаз в полдень" не вызывал такого интереса, как прошедший 17-го февраля. Да и как могло быть иначе, если на сцену вышли ансамбли лауреатов III Всероссийского конкурса молодых джазовых исполнителей Константина Соколовского (класс преподавателя К.В.Текучевой) и Георгия Келешяна (класс преподавателя А.Ф.Родицы).
У Константина Соколовского состав в каждой композиции зависел от конкретно поставленной задачи. А в целом участвовало восемь человек: сам Соколовский (гитара), Кристина Владычкина (альт-саксофон), Евгений Речкалов (труба), Евгений Белин (тромбон), Екатерина Яновская (клавишные), Константин Новожилов (бас), Эдуард Латыпов (перкуссия) и Максим Кабальскис (ударные).
Второй коллектив - более профессиональный. Квинтет объединил двух выпускников консерватории (Дмитрий Свистунов - сопрано-саксофон, альт-саксофон, Павел Аджемов - ударные), педагога (Араик Родица - гитара) и двух студентов (выпускник Георгий Келешян - клавишные и первокурсник Иван Пашков - бас).
На этот раз "Джаз в полдень" вел Юрий Кинус:
- Первый ансамбль, состоящий из студентов разных курсов, показал четыре разнохарактерные пьесы. "Бибоп" Гиллеспи - традиционная. А вот "So What" Майлса Дэвиса они сыграли модальную тему - она на 8\8 - в таком трансформированном виде. Ансамбль крепкий, все ребята творческие. Это чувствуется и по аранжировкам (помимо названных, прозвучали "Блюз" Скотта Хендерсона и "Sing a Song of Song" Кенни Гаррета - авт.). И хорошо, что участвовали духовые: это бывает не так часто. Второй ансамбль - мастера, нет слов. Интересные композиции, современный язык, используются элементы различных жанров. В ансамбле явный ориентир на характерные тенденции сегодняшнего джаза: смесь направлений с присутствием восточного фольклора и даже академического авангарда. И очень оригинальные названия: но, как сказал мне Жорик перед концертом, они не концептуальные.
Пытаясь выяснить наиболее интересную композицию из прозвучавших, мы с Юрием сошлись во мнении: несомненно, это пьеса-дуэт Г.Келешяна "Наш нежный Араичка" (Г.Келешян - А.Родица). Композиция необычайно богата по гармоническому языку, ритмически насыщенная, интересная по соло. Вообще, Георгий многих удивил своим неожиданно проявившимся композиторским даром. Все композиции продуманные, четко выстроенные, с весьма любопытным материалом. Подробнее о Г Келешяне - на сайте www.jazzschool.ru в рубрике "После концерта".
И еще одна новость из Ростова.
Поклонники ростовского джаза получили долгожданный подарок: наконец вышел CD оркестра Кима Назаретова. Компакт-диск из 16 композиций представляет собой своеобразную мини-антологию творческого пути коллектива, составленную из чудом сохранившихся записей концертных выступлений разных лет. Самая ранняя датируется 1964 годом ("Весна идет" Исаака Дунаевского), а самая поздняя - 2001 (баллада Дюка Эллингтона в аранжировке Олега Лундстрема "Счастливое воссоединение").
На презентацию компакт-диска, которая состоится 10 марта в Центре им. Кима Назаретова, приезжают давние друзья джаз-оркестра - бессменный ведущий всех значительных событий в отечественном джазе, заслуженный деятель искусств России Владимир Фейертаг и джазовый критик Юрий Верменич.
Ольга Коржова,
Ростов-на-Дону
|