1. В Нижнем звучат "Нью-йоркские голоса"
Радиостанция "Европа плюс Нижний Новгород" снова подарила нижегородцам великолепный джазовый праздник, организовав выступление двух замечательных вокальных джазовых групп New York Voices (США) и Cool&Jazzy (Россия).
Молодой задор, мощный звук и виртуозное владение голосом участников секстета Cool&Jazzy , исповедующих живое, динамичное и энергетически насыщенное искусство с элементами шоу практически во всех стилях музыки, приводили в восторг переполненный зал. Оригинальные аранжировки популярных песен, от "Очи черные" до "Хава нагила", произведения джазовых классиков - все в исполнении Cool&Jazzy звучало одинаково выразительно.
Группа выступала без инструментального сопровождения, но слушателей ни на минуту не покидало ощущение, что все композиции исполняются под аккомпанемент хорошего джазового оркестра - Cool&Jazzy пели музыку! В секстет собран хорошо сбалансированный состав голосов, как нельзя лучше подходящий для исполнения джазовой музыки. Два сопрано: Анастасия Модестова и Екатерина Надареишвили, альт Этери Бериашвили, тенор Марк Смирнов, баритон Юрий Смирнов и бас Андрей Туник. Очень напоминает классический состав джазового оркестра, не правда ли?
Группа, созданная в 1994 году из выпускников Гнесинской Академии и Колледжа Искусств, в своем творчестве всегда стремилась к достижению высот джазового вокала, ориентируясь на лучших представителей этого жанра, прежде всего, на Singers Unlimited и Take 6. Сегодня Cool&Jazzy добилась известности в Старом Свете, джазовые проекты с их участием, гастрольные туры по джазовым центрам Европы имеют большой успех.
Они становятся событием на европейских джазовых конкурсах и фестивалях, ярким подтверждением чего является премия "Ward Swingle Award", обладателем которой Cool&Jazzy стали летом 2001 года.
"Cool & Jazzy" способны завоевать и сердца искушенных любителей джаза на его родине, в США, откуда к нам приехала одна из лучших вокальных групп современности, звезды мирового масштаба, обладатели "Грэмми", квартет New York Voices.
Саксофон Дармона Мидера, который, помимо собственного голоса, виртуозно владеет и этим инструментом, гармонично вплетался в мелодии сопровождавшего группу Andrew Ezrin Trio, придавая особую выразительность выступлению New York Voices.
История этого знаменитого джазового вокального ансамбля началась в 1987 году, когда выпускники Ithaca College в штате Нью-Йорк Дармон Мидер (Darmon Meader), Питер Элдридж (Peter Eldridge), Ким Назариан (Kim Nazarian), Каприс Фокс (Caprice Fox), выступавшие в составе группы, образованной для гастролей по европейским джазовым фестивалям летом 1986 года, а также Сара Кригер (Sara Krieger) приняли решение о создании профессиональной группы.
В 1992 году состав покидает одна из вокалисток - Сара Кригер. Ее место после долгих поисков было предложено Лорен Киннэн (Lauren Kinhan), которая сразу же пришлась ко двору по своим вокальным, артистическим и человеческим качествам. В мае 1993 года группа записывает свой третий альбом "What's Inside". Спустя год из группы уходит еще один "голос" - Каприс Фокс, и оставшиеся члены New York Voices решают попробовать выступать вчетвером. Первый же выход на сцену таким составом приносит сногсшибательный успех, и с тех пор группа остается квартетом.
Стиль New York Voices часто сравнивают с легендарными Manhattan Transfer, которых Дармон Мидер, один из основателей группы, считает своими учителями:
"Безусловно, Manhattan Transfer оказали большое влияние на наш стиль в начальный период становления. И любое сравнение с ними мы воспринимаем как комплимент. Вокальных групп подобного класса очень мало, и быть похожими на них - это честь для любого коллектива. Хотя, если подходить с сугубо профессиональной точки зрения, в манере исполнения и саунде групп есть и существенные различия. И эти различия наглядно ощутимы во время концертов".
В начале 1997 года New York Voices подписали новый контракт с лейблом RCA Victor. Они сменили направление и записали свой первый концептуальный альбом "New York Voices Sing the Songs of Paul Simon". Запись этого альбома послужила поводом для разговоров о том, что New York Voices перестали быть только джазовой группой. Вот как объяснил изменение творческого направления группы Дармон Мидер:
"Дело в том, что индивидуальные вкусы участников группы очень разнятся. И поэтому в нашем репертуаре песни многих авторов самых различных направлений и жанров. Это Стиви Уандер, "Битлз", Джеймс Тейлор, Пол Саймон. Но, конечно, все эти произведения попадают в наш репертуар после тщательной аранжировки в джазовом стиле. Мы, безусловно, также поем и джазовые стандарты - Эллингтона, Гершвина, Хефти и других. Большое влияние на нас оказала и классическая музыка, не говоря уже о латиноамериканском джазе. Все это мировое наследие мы пропускаем через свое видение джаза. Как называть после всего этого наш стиль - решать критикам и слушателям. Мы считаем, что поем джаз".
В конце 2000 года "New York Voices" закончили свой шестой альбом - "Sing, Sing, Sing" После многих лет общения и совместных выступлений с Count Basie Orchestra они предложили свои версии знаменитых произведений биг-бэнда. Для работы над этим альбомом они пригласили звукорежиссера Эллиота Шайнера (Elliot Scheiner), известного своей работой с Manhattan Transfer, Steely Dan, Fleetwood Mac, а также звукоинженеров Майкла Эбене (Michael Abene) и Роба Маунзи (Rob Mounsey).
New York Voices объездили весь мир и нашли множество друзей везде, где они были. Они выступали в Карнеги-холле и Линкольн-центре в Нью-Йорке, Кеннеди-центре в Вашингтоне, в клубах Blue Note (в Нью-Йорке и Японии), в Австрийском оперном театре, в оперном театре Цюриха, и этот список можно продолжить. Они были участниками многих джазовых фестивалей, в том числе North Sea Jazz Festival в Голландии, The Montreal Jazz Festival, и New Orleans Jazz and Blues Heritage Festival.
Наряду с активной гастрольной деятельностью и записью альбомов, New York Voices работают в сфере образования, проводя творческие мастерские для школьников и студентов. Каждый из участников ансамбля вовлечен во множество проектов, включая сольные выступления и записи, преподавание, композицию и аранжировку. Группа активно продолжает свои исследования всех стилей музыки, постоянно расширяя свою аудиторию.
Во время выступления в Нижнем Новгороде группа еще раз продемонстрировала высочайший уровень исполнения как классической джазовой музыки, так и собственных джазовых вариантов известных мелодий.
Анна Клецкина,
информационная служба Nizhny.Ru
2. Олег Киреев в Нижнем: концептуальное соло для саксофона
Шестого февраля в нижегородском Театре Драмы состоялся джазовый концерт с участием Олега Киреева (саксофон) и его квинтета в проекте "Тhe Old Jazz Friends Of S.U.".
Известный джазовый саксофонист Олег Киреев впервые приезжал в Нижний Новгород (тогда еще Горький) в 1986 году с джаз-ансамблем "Орлан". В 1991 году джаз-ансамбль под управлением Киреева участвовал в фестивале "ММК-Джаз-12"; в апреле 2001 г. Киреев участвовал в 11 Международном фестивале "Джаз России-2001"; в сентябре представил в г.Н.Новгороде новый проект "Шоу саксофонов" с участием американского саксофониста Майка Эллиса; в ноябре участвовал в концерте "Latino-Brazil Jazz Action".
Первый день рождения: вечер в клубе
Накануне вечером Киреев посетил джазовый клуб "Джем-Престиж", однако "сейшн с Олегом Киреевым" неожиданно превратился в мини-концерт лучших музыкантов, выступающих в "Джеме" в разные дни. Не исключено, что причиной тому был день рождения всеми любимого и поздравляемого контрабасиста Константина Суслова.
Сначала Олег Киреев играл вместе с именинником - с "Сусловым и К". Звучали известные стандарты (например, "Sweet Georgia Brown"). Примечательно, что два солиста (Дмитрий Суслов и Олег Киреев) играли отнюдь не по очереди, но практически все время вместе, и сочетания двух саксофонов были весьма пряными и архаичными, по типу гетерофонии.
Затем музыканты объявили перерыв, и гость присел передохнуть, но тут те же "К" упросили выйти на сцену кларнетиста Игоря Семендуева (имевшего неосторожность зайти в клуб "просто посидеть"), и подвал наполнился звуками еврейских песен и танцев. Киреев смеялся, аплодировал и в знак одобрения показывал большой палец.
Программу продолжил дуэт клавишника Ильи Ефимова и вокалистки Елены Моисеевой, зажигательно исполнивших ряд джазовых стандартов. Затем в очередной раз был объявлен перерыв, но перерыва опять не получилось. Константина Суслова сменил басист Дмитрий Калинин, и мощный драйв джаз-рока сотряс стены клуба. Тут отдыхавший и светски общавшийся Киреев не удержался, взял саксофон и с удовольствием присоединился к музицированию.
Музыкальный праздник продолжался до часу ночи, и если бы не выступление Киреева сотоварищи на следующий день в концертное программе "Old Jazz Friends Of S.U.", наверняка бы собравшиеся "делали джаз" до утра.
Еще два дня рождения. Концепт и танец
Существует несомненная разница между Музыкантом Играющим и Музыкантом Думающим. Первые в своем музицировании исходят от природы инструмента, от стиля и жанра, от собственно музыкальной темы и "заготовленных" заранее клишированных интонаций. Для вторых важнее всего не мелодия, а мысль, ее оригинальность и интонационная самостоятельность, не подверженная влиянию "клише" и инерции стандартных оборотов. Другой вопрос, что отрицание "музыки в музыке" должно иметь некоторый предел, иначе музыка просто не состоится.
С такими мыслями я шла в Театр Драмы шестого февраля на концерт "Тhe Old Jazz Friends Of S.U.", слушать Олега Киреева и его команду.
Он вышел на сцену и сел. Закрыл лицо шляпой. Затем открыл. Снял плащ, взял саксофон. Запел. Предложил залу поддержать пение (реакция зала: без особенного энтузиазма). Заиграл. Постепенно к процессу присоединились вышедшие из-за кулис музыканты, и в целом первое отделение прошло под знаком авторских пьес Киреева и музыкального перформанса. Приятным сюрпризом стало выступление молодой певицы Яны Тюльковой с авторскими и традиционными композициями. Обучение в знаменитом Беркли-колледже сделало ее голос еще богаче и сильнее, придало манере пения подлинный эстрадный блеск.
Необходимое отступление. Концерт бы посвящен дню рождения Вячеслава Уланова, генерального директора радиостанции "Европа плюс Нижний Новгород", благодаря которому уже много лет в Нижнем Новгороде существует джаз, стараниями которого проводятся концерты и фестивали. Кстати, шестого февраля случился и день рождения Олега Киреева.
* * *
В тот вечер на сцене собрался первоклассный ансамбль музыкантов, составлявший с Киреевым гармоническое единство. Их функция (что бывает нечасто) не сводилась ни к роли "аккомпанемента солисту", ни к хаотическому "солированию" Хотя потенциально каждый из ансамблистов, известных джазменов "с именем", с полным на то основанием мог бы стать центром музыкальных событий на сцене. Юрий Погиба, заслуженно носящий титул "самого приглашаемого клавишника России", отличался невероятным вкусом в аккомпанементе и деликатностью в сольных эпизодах. Опытная ритм-секция (немало работавшие с грандами отечественного джаза бас-гитарист Сергей Слободин, барабанщик Игорь Игнатов и специальный гость, перкуссионист Юрий Генбачев) придавала музицированию необходимый тонус. Феликс Лахути, молодой музыкант, зажигательно солировал на электроскрипке. Порой к нему присоединялся саксофоновый унисон, и неожиданный микст, в котором тембры оригинально оттеняли друг друга, звучал с настоящим джазовым драйвом. Словом, что-то изменилось во втором отделении концерта, сдвинулось от аутичного эксперимента в сторону "эстрадности", и зал сразу же отреагировал на яркость музыкальной подачи, аплодируя раз от разу все громче и дольше.
Последним номером программы был исполнен киреевский "Татарский танец". В дополнение к энергичным соло, которым, казалось, не будет конца, Олег Киреев удивлял зал настоящим горловым пением (вероятно, сказывались "уфимские" корни), и никто уже не смог бы упрекнуть его в отсутствии контакта с публикой.
Мария Пантелеева
Фото Юрия Назарова и Анны Клецкиной
|