Лодзь - русское название города: по-польски оно звучит как "Вуджь". Это большой промышленный город (второй по населению в Польше - свыше 830 тыс.чел.) в 130 км. к юго-западу от Варшавы, существующий с 1423 г., но превратившийся из захолустного городишки в большой город только к середине XIX века, когда русские капиталисты застроили его заводами и фабриками. Население Лодзи, сформировавшее ее уникальную культуру, к концу позапрошлого века состояло из четырех главных этнических элементов - поляков, евреев, русских и немцев. Собственно, "Джаз четырех культур" (Festival jazzowy czterech kultur) и призван был вновь призвать эти культуры к диалогу - хотя этнический состав Лодзи необратимо сменился. Русское население выехало (кто на Восток, кто на Запад) после провозглашения независимости от России в 1918 г., еврейское - в массе своей погибло в годы гитлеровской оккупации (а когда-то лодзинская еврейская община была крупнейшей в Польше), немцы в основном ушли с отступающими частями вермахта в 1945-м. И вот, десятилетия спустя, организовавшее фестиваль варшавское агентство "Фокус" собрало на одной сцене джазовых музыкантов из Германии, России, Израиля и Польши - ко всеобщему удовольствию, так как международный общепонятный джазовый язык позволил музыкантам моментально установить творческий контакт.
Все участники сначала играли по сольному концерту в одном из городских клубов (которых, замечу, в Лодзи великое множество). В первый вечер концерт был один: в клубе Lodz Kaliska (название одного из лодзинских вокзалов, к которому клуб, впрочем, не имеет отношения) играла польская группа Oxen. Не зная польского, трудно предположить, что именно означает это имя на языке Мицкевича, зато по-английски и по-немецки это "Быки". Группу возглавляет альт-саксофонист Гжегож Пиотровски; как и два других "коренных" члена Oxen, тенорист Лукаш Поправски и гитарист Дариуш Крупа, он уже успел засветиться на польской джазовой сцене - правда, в составе другой группы, Alchemik.
Oxen играют очень интенсивную музыку на грани джаз-рока, трип-хопа и того, что обобщенно называют electronica. Для них характерна сложнейшая полиритмия (при сочетании, скажем, размеров на 6 и на 8) и обильное использование самых современных звуковых эффектов (причем как у гитариста, визжащего и завывающего не хуже какого-нибудь представителя heavy metal, хотя музыкально, конечно, намного глубже - так и у альт-саксофониста, приезжающего на концерт со звуковым процессором ростом с бабушкин комод). Одно только "но" - динамика варьируется крайне незначительно: от просто "громко" до "страшно громко". Для джазовой публики тяжеловато, хотя молодежь (в аудитории ее была примерно половина) явно принимала эту канонаду как должное.
Второй вечер начался концертом состава из Германии -
Modern String
Quartet, прошедшим в "артистической пивной" Przedowalnia. Это была единственная из точек фестиваля, расположенная несколько в стороне от центральной улицы - Пиотрковской: все остальные располагались вдоль этого гибрида Арбата (размер в ширину и общий колорит) и Невского проспекта (степень важности для города).
Modern String Quartet - состав для джаза, мягко говоря, необычный: это классический струнный квартет (виолончель, альт и две скрипки), исполняющий собственные аранжировки джазовых стандартов от "Summertime" до Хэрби Хэнкока и Майлса Дэвиса, а также собственные авторские пьесы, довольно заковыристые (например, написанная виолончелистом "Uncle Funk"). Хотя значительная часть материала явно аранжирована и расписана до нотки (включая экстрамузыкальные моменты вроде эффектного синхронного вставания или, наоборот, усаживания музыкантов), все четверо - скрипачи Йорг Видмозер и Винфрид Цреннер, альтист Андреас Хёрихт и виолончелист Йост Хеккер - могут импровизировать, что и проделывают в довольно протяженных и зачастую очень эффектных соло. С музыкальной точки зрения лучшие соло принадлежали скрипачам, особенно Видмозеру, но яростное, почти хард-роковое по энергетик соло виолончелиста Хеккера тоже имело своеобразную прелесть.
Для этого фестиваля они приготовили полностью джазовую по материалу программу, хотя своей задачей, начиная с года основания коллектива (а это 1983!), считают "наведение мостов между классической и современной музыкой", в рамках чего, например, записывают и играют на концертах Бетховена и Баха (например, последнего они записывали в 1994 на своем самом известном альбоме, где они играют "Искусство фуги"). Все четверо по-немецки скуповаты на эмоции, хотя их серьезность кажущаяся - то и дело после какого-нибудь содержательного соло идет какой-нибудь вполне добродушно-юмористический кусок, во время которого они сдержанно улыбаются. Публика принимала их отлично - ансамбль и в самом деле необычный, хваткий и интересный.
В тот же вечер, несколькими часами позднее, в единственном в Лодзи собственно джазовом клубе Jazzga играл ансамбль из Израиля - квартет Юваля Коэна.
Все участники фестиваля добирались до Лодзи не без приключений, однако израильтяне превзошли всех. Оба солиста, сопрано-саксофонист Юваль Коэн и гитарист Амос Хофман, прилетели вовремя, но без своего багажа, застрявшего где-то в Цюрихе. Что до контрабасиста Йорая Орона и барабанщика Шая Зельмана, то они и из Иерусалима не могли вылететь - их рейс откладывался то на два часа, то на три, то сразу на двенадцать. Наконец, только утром в день концерта все собрались в Лодзи, да и чемоданы нашлись.
Израильский квартет оказался единственным, кто представил на фестивале крепкий, стопроцентно традиционный straight-ahead джаз. Да и неудивительно: сам Коэн учился в бостонском колледже Беркли и несколько лет работал в Нью-Йорке, как и Хофман, получивший образование в Манхэттенской школе музыки. Кстати, у Юваля Коэна есть брат Авишаи Коэн, живущий в Америке. Но это не знаменитый басист Чика Кориа: это его полный тезка, тоже джазовый музыкант. Зато с тем Авишаи, который у Кориа, играл гитарист Амос Хоффман, даже записавшийся на двух первых сольных альбомах Коэна-басиста.
Сейчас все четверо живут в Израиле, что в их музыке, впрочем, отразилось только в том смысле, что помимо десятка крепко сыгранных стандартов они представили еще две пьесы, построенные на мелодиях популярных израильских песен. У фестивальной аудитории снискала особенную любовь тема, ивритское название которой переводится на русский как "Земля молока и меда": благодаря инструкциям Юваля, польские слушатели уже к третьему прохождению темы выучили, где там нужно делать характерные два хлопка, и под бодрый фанковый ритм с удовольствием принимали участие в исполнении.
Первый концерт третьего дня фестиваля проходил в клубе Siodemki ("Семерки" - назван по своему адресу: Пиотрковска, 77) и представлял российских участников. Пианист Андрей Разин и его проект "Второе приближение" показали программу, которая в целом уже хорошо знакома российской фестивальной аудитории, но которую европейская публика еще только открывает (это уже третья европейская поездка "Приближения" за последние месяцы). Московские гости ехали в Лодзь тоже не без приключений. По какой-то необъяснимой аберрации устроители фестиваля встречали их в Варшаве не на том вокзале, на который они должны были приехать: в Варшаве их несколько, и три из них - на одной и той же линии, причем московские поезда останавливаются последовательно на всех трех. К тому же их поездка совпала с сильными холодами, которых хлипкие европейские вагоны польского состава не выдерживали, так что в Лодзь вокалистка "Второго приближения" Татьяна Комова приехала с сильной простудой и все оставшееся время до выступления усиленно с ней боролась.
В результате все получилось очень удачно: по-российски нетрезвый звукорежиссер клуба был поборот, из Варшавы благодаря спонсорскому участию фирмы Yamaha привезен белый рояль, и москвичи показались во всем блеске, захватив польскую аудиторию необычностью своей программы. Безусловно, то, что делает проект Разина - совсем не straight-ahead jazz, и слава Богу, поскольку этот straight-ahead слишком часто оказывается скучной и формальной музыкой, особенно в исполнении тех, кто не вырос внутри ее традиции, то есть неамериканцев. Исключения редки, и очень хорошо, что "Второе приближение" идет по другому пути, сочетая композиторский подход и незаурядный пианизм Разина, изысканный и нешаблонный вокал Комовой (с диапазоном влияний от цыганского пения, много лет бывшего ее профессией, до европейских джазовых экспериментаторов) и моторный, вполне джазовый по языку бас Игоря Иванушкина.
Заключительный концерт фестиваля проходил в самом крупном в Лодзи ночном клубе West Side, оформление и структура внутреннего пространства которого заставляют с уверенностью предположить, что это, вообще-то, большая дискотека. Каждый из составов фестиваля играл в этот вечер по два ударных номера (которые хитрецы из Oxen умудрились превратить в четыре, сыграв по две пьесы нон-стопом), после чего состоялся неизбежный джем-сешн с неизбежными блюзами Чарли Паркера.
Как обычно, в джеме было (судя по выражению лиц музыкантов)интересно участвовать, но - после первой темы - довольно скучно слушать. Как всегда. Бывают, конечно, случаи, когда участники джема пытаются создать что-то креативное, нешаблонное. Но нет, здесь этого не было: тон задали стандартизированные манхэттенско-берклийским индустриально-музыкальным обучением израильтяне, а остальные (включая хорошо показавших себя в джеме поляков - умеют и стандарты играть, помимо своей атомной смури!) крепко и мастеровито их поддержали. Всем очень понравилось, хотя организаторы, не зная, что, собственно, такое джем-сешн, думали, что это что-то типа гала-концерта, когда все сыграют по паре своих песенок и разойдутся.
Как любой впервые проводящийся фестиваль, "Джаз четырех культур" прошел не без организационных загвоздок, но получился весьма удачным - в том плане, что совершенно не похож на большинство других фестивалей. Удачно, что организаторам удалось привлечь крупные спонсорские силы (включая LOT - польские авиалинии
- и Польскую Почту), и пусть этот фестиваль станет традиционным: в конце концов, и в Польше, и в Германии, и в Израиле с Россией найдется еще немало разноплановых и разностилевых коллективов, которые там можно было бы показать.
Кирилл Мошков,
редактор "Полного джаза"
|