25 ноября в Ростовской государственной консерватории им. Рахманинова открылся абонемент "Джаз в полдень". В концерте было представлено три коллектива. Первый - квартет Арама Рустамянца из детской джазовой школы им. Кима Назаретова - вероятно, был использован "для разогрева", поскольку к ростовской консерватории никакого отношения не имеет и пока иметь не будет по причине малолетства (в его составе -14-летний саксофонист Евгений Ринг, 13-летний бас-гитарист Юрий Баранов и два 10-летних музыканта - барабанщик Тимофей Чернов и пианистка Лия Григорян).
Молодая джаз-поросль исполнила три джаз-стандарта и собственную пьесу Лии Григорян "Зимний вечер". Эта композиция юного дарования послужила поводом к небольшому разговору.
Лия Григорян (10 лет, фортепиано, клавишные): "Раньше я училась в музыкальной школе на классическом отделении. А потом я как-то попала на джазовый концерт и впервые услышала совершенно другую музыку. С тех пор я вот уже пятый год занимаюсь джазом у Арама Борисовича Рустамянца, и мне это очень нравится. Здесь интереснее: можно импровизировать и делать все, что хочешь. Это свободная музыка. Пьесу "Зимний вечер" я написала прошлой зимой. Это стиль хип-поп. А вообще мне нравится больше всего блюз и регтайм. Сейчас работаю над новой композицией в стиле мамбо".
Два следующих ансамбля - квинтет тенор-саксофониста Олега Цыганова (класс преподавателя Кристины Текучевой) и пианистки Елены Лубяной (класс профессора Виктора Бударина) - консерваторские. Первый выбрал только собственные композиции: две - Родиона Марченко ("Шпион", "Блюз") и одну Олега Цыганова ("Хэллоуин"). Второй - пошел по более сложному пути интерпретации известных джазовых образцов, взяв четыре пьесы: "Oleo" Сонни Роллинза, "Midnight Voyage" Майкла Бреккера, "The Wish" Чика Кориа и "Sultan Fainted" Элдриджа Мидза.
Программы студентов комментирует профессор Ростовской государственной консерватории им. Сергея Рахманинова Виктор Бударин:
- Мы решили на кафедре форму выступления с готовой программой засчитывать как сдачу зачета, дабы потом не повторять это же на экзамене. Я считаю, что это лучше, чем экзамен: студенты находятся в концертной обстановке, это им очень полезно. Каждый ансамбль выбирает себе программу сам, но она должна быть разнообразной и даже разностилевой. Мне трудно комментировать выступления ребят, потому что я - педагог кафедры, и один коллектив - мой. И все же - о квинтете Цыганова. Мне кажется, не надо так увлекаться собственными произведениями, стоит уделить внимание и стандартам. Прозвучавшие пьесы не столь совершенны, чтобы их брать за основу джазовой импровизации. Да и в художественном и стилистическом отношении они не очень полноценны. В целом три композиции были интересны. И все же ребята злоупотребляют длиннотами импровизаций. Из-за этого размываются границы композиции, да и сама форма теряется. Вполне возможно сократить количество импровизаций. Главное, чтобы была ясно выражена идея произведения.
Второй - мой коллектив, с которым я, к сожалению, не так часто встречался, как хотелось бы. Репертуар ансамбля Лубяной носит более интеллектуальный характер. И с художественной точки зрения он более выигрышный, и более глубокий по содержанию. Выбрали они достаточно сложные вещи. Особенно трудна последняя композиция (обилие синкоп в быстром темпе, постоянные смены гармонии требуют серьезной работы). Это было "снято" с более плотной по звуку и составу композиции секстета "Нью-Йорк войсес" с полной ритм-группой. Для меня сегодняшний вариант прозвучал несколько "усеченно", но, тем не менее, ребята справились с идеей произведения: передали бурный, полетный характер пьесы.
Ольга Коржова,
Ростов-на-Дону
|