Herbie Hancock
-
"Future 2 Future"
Transparent Music, 2001
55:25
* * *
|
|
Как всякая новая работа одного из величайших джазовых пианистов и клавишников последних сорока лет, тем более - работа программная, альбом уже вызвал массу откликов. Что характерно - его бурно приветствуют любители "прогрессивной танцевальной музыки" (техно, трип-хопа, drum-n-bass и т.п.), а любители джаза почти единодушно фыркают или в лучшем случае глубокомысленно цедят: ну, мол, работа-то серьезная... Дело тут в том, что в этой записи маэстро Хэнкок, на обложке предстающий в крутой с виду, но невыносимой при носке подростковой полиэтиленовой курточке, вновь сотрудничает с одним из самых парадоксальных и противоречивых продюсеров современности - электробасистом Биллом Ласвеллом (их сотрудничество началось в 1983 г. с легендарного хита "Rockit", долго гремевшего на тогдашних дискотеках). И, как обычно бывает в работах Ласвелла, ставка сделана на эклектику. Изящная, абсолютная по качеству игра Хэнкока на вполне аналоговых инструментах (в основном на Rhodes-пиано) густо замешана с работой многочисленных разностилевых диджеев (от честного винилового крутильщика Роба Свифта до изысканных электронщиков вроде Парня По Имени Джеральд), причем программирование синтезаторных ритмов, "грувов" и "лупов" оказывается ведущим элементом по сравнению с игрой джазовых участников записи. Великий барабанщик Джек ДеДжоннет в четырех треках изобретательно, но послушно следует за синтетическим битом, Чарнетт Моффетт на контрабасе звучит как сэмплированная копия самого себя, честно отыгрывая неотличимые от компьютерных "пады", не говоря уж об электробасе Ласвелла, простая функциональность которого исключает собственно виртуозную игру. Ну, а игра покойного Тони Уильямса в мемориальном треке его памяти и вовсе расставляет все точки над i: конечно же, это сэмплы его прижизненной игры, вырванные из контекста какой-то старой записи. Технологически, продюсерски, звукорежиссерски все сделано невероятно хорошо. Музыка же попросту скучна, олицетворением чего служат вялые, анемичные саксофонные соло явно скучающего Уэйна Шортера в трех треках. Слушать это "просто так" - трудно. Надо попробовать
послушать на дискотеке.
|
|
|
Etta James
-
"Blue Gardenia"
Private music/BMG Entertainment, 2001
67:16
* * * *
|
|
Певица Этта Джеймс начала свою карьеру еще подростком в начале 50-х, а к началу 60-х, перебравшись в Чикаго из Калифорнии, уже обладала значительной популярностью, которая неимоверно выросла в следующие полтора десятилетия, пока она работала с филиалом легендарной блюзовой фирмы Chess Records. Неимоверно энергичная вокалистка, Этта Джеймс всегда обладала захватывающей дух блюзовой мощью и темпераментом, даже когда записывала более соул- или даже поп-ориентированные композиции. Тем не менее позиционировалась она, несмотря на стилистические колебания, именно как певица блюзовая, или в крайнем случае - ритм-н-блюзовая (в прежнем, до-Urban'овом понимании этого термина).
И вот новый стилистический дрейф - к джазу: новейшая работа 63-летней Таинственной Леди логично продолжает направление, возникшее в ее работе с середины 90-х. Начать с того, что на новом альбоме она поет джазовые стандарты - от эллингтоновской "In My Solityde" до "Cry Me A River" Артура Хэмилтона, от "There Is No Greater Love" до аж "These Foolish Things". Нельзя не признать, что ее версии небезынтересны - хотя бы из чистого любопытства: как блюзовая "дива" может исполнить джазовую классику. Выясняется, что - именно так, как может исполнить блюзовая дива с огромным опытом и мощным темпераментом: сильно, уверенно, очень по-блюзовому - довольно монотонно и безо всяких там вокальных штучек и украшений. Она поет эти поп-шаблоны полувековой давности именно как блюзы, настойчиво-проникновенно, зачастую игнорируя прихотливые джазовые гармонические изгибы, которым следует записавшийся здесь чисто джазовый ансамбль (все аранжировки - знаменитого пианиста Седара Уолтона, он же играет и фортепианную партию). Кстати, это противоречие - блюзовой манеры вокального изложения и джазовой манеры изложения инструментального - особенно ярко проявляется именно в сочетании голоса Этты и фортепиано Уолтона, изощренно кудрявые мелодические арабески которого то и дело вступают в забавное противоречие с уверенной, корневой простотой вокала. Один раз Этта даже сама обращает на это внимание слушателя - в тексте
"These Foolish Things" после строчки "...бренчащее пианино в соседней квартире" поверх головоломного пассажа Уолтона лукаво замечает: "ну совсем как вот это...".
Интересно, что запись делалась по самой современной технологии: все стопроцентно цифровое, 96 кГц, 24 бита, эффект-процессор - супердорогой System 6000 от T.C. Electronics, пульт и мультитрек-рекордер от Euphonix - и при этом звучит тепло, живо, выпукло и бархатно, убедительно демонстрируя наконец-то пришедшее слияние аналоговой и цифровой эстетик (запись и сведение - Джей Ньюлэнд, студия Conway, Лос-Анджелес).
Константин Волков
|
|
На
первую страницу номера |
|