Приступ
История умалчивает о том, откуда Алексу Ростоцкому пришла идея воспользоваться для своего альбома 1992 г. старинной русской песней "Как во городе то было во Казани...". Но какая-то мистика в этом факте явно присутствует, и многочисленные примеры взаимного притяжения известного музыканта и старинного поселения на Волге, которое совсем недавно от историков узнало о своем тысячелетнем "трудовом стаже", этому явно свидетельствует. Еще месяц тому назад никто и предположить не мог, что в конце ноября "Джаз-Бас Театр" Алекса Ростоцкого появится в нашем городе, но случилось так, что вдруг:
А) босс местной страховой компании "НАСКО", которая собиралась шумно отпраздновать свое десятилетие, решил украсить праздничный концерт выступлением своей любимой джазовой группы (а у таких людей желания подкрепляются финансовой базой);
Б) узнав об этом, хозяйка джаз-клуб-бара "Веселый Роджер" (такие вот фантастические сочетания рождаются в умах казанских бизнес-дам) решает устроить прием в честь Ростоцкого с выступлением его квартета;
В) и независимо от этих фактов некий молодой казанский любитель творчества Ростоцкого решает устроить именно в Казани премьеру нового "модного джазового проекта года" "Сновидения Фрейда" в сопровождении "суперзвука, суперсвета и компьютерных инсталляций", и что самое важное - под это находит деньги!
Г) и вдобавок ко всему именно к концу ноября появляются сигнальные экземпляры нового диска Ростоцкого/Парфенова под названием "Once Upon A Time In The City Of КАЗАНЬ"
Попробуйте после всего этого сказать, что все это произошло чисто случайно!
Все произошло очень быстро. Времени на рекламу и продажу билетов оставалось всего пару недель. Тем не менее, все, что планировалось, случилось, и вот свежие впечатления от этого штурма, который произошел 23, 24 и 28 ноября (соответственно диспозиции по пунктам А, Б и В).
Штурм
Оставим тайную вечеринку (см. А) на совести страхагентов, тем более, что доступ вольной публике на праздник мытарей был действительно закрыт. Сам Ростоцкий об этом особо не распространялся, но, усмехаясь в бороду, заметил, что босс остался доволен и пожал руку.
Б. Выступление в "Веселом Роджере" было озаглавлено "Просто Джаз", и должен заметить, это скупое именование полностью отвечало содержанию. Репертуар практически полностью состоял из джазовых стандартов, и у меня возникло впечатление, что удовольствие музыкантов от исполнения старых, но отнюдь не заигранных мелодий нисколько не меньше, чем у публики. Два часовых отделения промелькнули совсем незаметно. Каждый из музыкантов смог проявить себя во всем блеске, а это были Алекс + Юрий Парфенов (труба), Евгений Борец (клавишные) и Дмитрий Власенко (барабаны). В заключении выступления, после всей джазовой классики и нисколько "не испортив песни", а даже совсем наоборот, прозвучал хит (не побоюсь этого определения) Ростоцкого "Сады Алькасара". Честно признаюсь, сам я получил огромное удовольствие от этого выступления, а мнение менее искушенной в джазе публики я позволю представить в лице своей жены (к ее чести, она никогда не пытается выглядеть "понимающей" джаз женщиной, и, к примеру, второе отделение блестящего концерта Moscow Art Trio провела в театральном буфете, после чего выдала такую фразу: "как ты можешь слушать эту хренотень...") Так вот эта строжайшая выразительница чаяний масс сказала: "Это было совсем не скучно". В моих глазах - это высшее признание успеха, с чем я и поздравляю дорогого мне Ростоцкого.
В. Концерт 28 ноября назывался "Сновидения Фрейда" и в первом отделении сопровождался компьютерной инсталляцией. Как признался мне Александр, концерт в этом формате - довольно сложное испытание, и, по всеобщему обоюдному согласию, это испытание трио в составе Ростоцкий- Евгений Борец - Сергей Остроумов выдержало с блеском. И в этом также успех организаторов этого сложного концерта в лице Стаса Калабанова (техника не подвела!), звукооператоров и Его Величества Зала. Я уже писал о сложном характере этого существа, и особенно опасался за звук баса Ростоцкого и барабанов Остроумова. Что произошло - не знаю, но я во время концерта испытывал давно забытое (в этом зале) ощущение звукового комфорта: все звучало, как на записи, и даже лучше. После концерта подошел отдельно к Сергею Остроумову и выразил ему свое восхищение (как бывший барабанщик): таких музыкантов в России больше нет! По крайней мере, Сергею можно присвоить звание лучшего "ударника" Казанского концертного зала - ни один из игравших здесь барабанщиков не смог добиться такого баланса, сохранив при этом потрясающую энергетику и динамический диапазон.
По поводу "инсталляций" могу сказать следующее: этот огромный труд выполнен на очень высоком профессиональном уровне. Каждая из семи пьес сопровождается динамическим зрительным образом, и временами достигается удивительное дополнение к музыке Ростоцкого. Сам Александр впервые увидел свое творение "в действии", и, по его словам, во время исполнения испытал особого рода потрясение: " не ожидал такого эффекта". Мне кажется, что цель, которую ставил перед собой автор, - полностью достигнута. Для людей, которым требуется усилие "вхождения" в музыку, этот зрительный ряд представляет очень важное подспорье. Для людей с развитым музыкальным восприятием видеоряд играет несколько другую роль, но этот специальный вопрос требует, по моему мнению, особого разговора. (К сведению читателей ПД: в Казани уже много лет существует своя "школа" светомузыки, есть даже свой доктор наук, защитивший диссертацию по этому вопросу, мой добрый знакомый Булат Галеев. Но к джазу все это имело довольно отдаленное отношение - пока сюда не вмешался наш Алекс.)
Второе отделение - в отличии от первого - проходило при полном освещении, и уже этим составило контраст. Я на месте Александра пошел бы еще дальше, и, как в "Роджере" закончил бы все джазовой классикой. По крайней мере - это маленькое и необязательное напутствие уважаемому музыканту - два отделения, как это значится в программе, сопровождаемые зрительным рядом - это, на мой взгляд, лишнее. Как сказал совсем недавно Миша Альперин (в споре о делении концерта на части), два отделения- это как два отдельных концерта, в каждом из которых должна быть "своя интрига". Мне кажется, он прав.
Песнь Победителя
В любом случае непреложным является факт: Казань Ростоцкому сдалась. Музыкальная победа состоялась. Что может быть слаще для победителя ... и побежденного?
Только новая победа.
(В этом отличие музыкальной битвы от всякой другой.)
Эпилог
Визит Ростоцкого в Казань был осложнен некоторыми немузыкальными обстоятельствами. В середине сезона стало ясно, что не все ладно в казанском джазовом ханстве, как это видится со стороны . Мне кажется, что "Джазовый перекресток", как организационная структура, нуждается в переменах. Если мне позволят, я подведу итоги нашего сезона как-нибудь в следующий раз.
Игорь Зисер,
Казань
|