Две недели назад мы аплодировали сольному выступлению джазового пианиста
Григория Файна в клубе "Джем-Престиж", а в 30 ноября - в Кремлевском концертном зале и в том же джазовом клубе, где он играл с квартетом (народный артист России гитарист
Алексей Кузнецов, контрабасист Сергей Васильев, ударник Дмитрий Власенко).
Покойный московский фотограф и художник Феликс Соловьев, большой любитель и пропагандист джаза, как-то нарисовал на салфетке шарж на играющего Файна, сопроводив его надписью "Fine plays fine". Рисунок и надпись украсили собой обложку последнего альбома, записанного Григорием Файном, а остроумие надписи заключается в том, что фамилия джазмена переводится с английского как "прекрасный" и, таким образом, может означать либо исполнение Файном собственных сочинений (а на упомянутом диске так оно и есть), либо качество их исполнения (что также имеет место).
Если вы были на концерте Файна или, случаем, читали наш
предыдущий репортаж, то помните о несомненной приверженности исполнителя к традиционному джазу, к "вечнозеленой" классике. Музыканты начали с "Mack The Knife", затем прозвучал ряд лирических пьес, прекрасных баллад и блюзов от Григория Файна ("Blue Samba", "I`ll Be Back", "You`re My Dream" и прочие), а также традиционная тема "Indiana". Первое отделение завершилось гершвиновским стандартом "I Got Rhythm", не менее известным, чем "Мэкки-нож".
Программа второго отделения также прошла под знаком "традиции" - джазовой классики и лирических авторских композиций (например, "Take The "A" Train). На "бис" прозвучала "Sweet Georgia Brown".
Мастерство исполнителей было безупречным. Четкая, ритмичная манера игры легендарного гитариста (чем-то напоминающая музицирование Уэса Монтгомери), его блестящие изобретательные соло, чуткость по отношению к партнерам по ансамблю звучали редким подарком для нижегородцев, не так часто имеющим возможность слышать гитару в джазе. Молодые музыканты ритм-секции замечательно проявляли себя и в соло, и в интерплей (проще говоря, перебрасывались с солистами короткими импровизационными фразами): последнее звучало невероятно зажигательно и, конечно же, сопровождалось аплодисментами зала.
* * *
После выступления в большом филармоническом зале Файн и его московские коллеги направились в единственный в городе джазовый клуб. Здесь-то и прозвучало все то, что музыканты не успели или не "захотели" сказать на концерте.
У сейшна есть интересная особенность: его "сценарий" не планируется заранее. Джазмены не встречаются на репетициях, а целиком полагаются на свой опыт и вдохновение. Если на концерте важна цельность композиции, на сейшне выше ценится оригинальность импровизации.
Свободно меняется и состав участников. На сцену может выйти любой музыкант, уверенный в своих импровизационных силах. На этот раз встреча нижегородских и московских джазменов подарила слушателям четыре часа "горячих" импровизаций. Звучало все: от проверенных временем "evergreens" до французских вальсов и популярных песен. Музыканты, встретившиеся впервые, играли так, словно всю жизнь работали вместе. В тесном помещении "Джема" витал дух веселого единения, а к полуночи у самой сцены появились танцующие пары - верный признак того, что сейшн удался.
Московские гости играли настолько легко, с таким задором, что невольно возникало сомнение: неужели они только что провели большой концерт в двух отделениях? Впрочем, и нижегородцы оказались выше всяких похвал. Публика была покорена музыкальностью и находчивостью Александра Шишкина (электропиано), Влада Рябинина (электропиано, труба), Дмитрия Суслова (саксофон), Константина Суслова (контрабас), Леонида Бронштейна (ударные). Если бы не ночной поезд москвичей, сейшн запросто мог бы продлиться до утра. На фоне череды импровизаций, таких разных - виртуозных и лаконичных, напористых и утонченных, думалось о ценности настоящего творческого общения, которое возможно лишь между единомышленниками и профессионалами.
Мария Пантелеева,
Дмитрий Лившиц
Нижний Новгород
|