19 ноября стараниями
томского джазового энтузиаста Асхата Сайфуллина и
новосибирского - Сергея Беличенко наш город посетила джазовая "барышня" Анна Бутурлина.
После томских фестивалей и концертов джаза начала 90-х годов, когда местных любителей музыки удостаивали своим вокальным искусством Валентина Пономарева, Ольга Пирагс, Галина Филатова, мы не слышали женских голосов из европейской части нашей страны живьем. И вот случилась оказия...
Как всегда, очередной проект Асхата опирался на материальную поддержку ОАО "Востокгазпром" при участии страховой компании "Коместра-Томь". Для перелета гостьи подставила свои крылья авиакомпания "Сибирь". А информация о предстоящем концерте шла через рекламное агентство "Тройка", местные газеты "Томский вестник" и "Красное знамя".
Публика прибывала в театр драмы, несмотря на полное отсутствие какой-либо информации о концертирующей по городам Сибири джазовой диве. Очевидно, предваряющая реклама тоже сыграла свою роль, ведь в ней было обозначено выступление "Леди-Блюз". А термин "блюз" понятен не только джазфанам, но и играющим, и слушающим другие музыкальные направления. А может быть, часть любителей пришла в очередной раз встретиться с уже давно полюбившимися сибирскими джазменами? Певицу сопровождали Владимир Панфилов (Кемерово), Алексей Подымкин (Новосибирск), Заслуженный артист России Виктор Королев (Томск), Асхат Сайфуллин (Томск) и "дедушка" сибирских барабанщиков Сергей Беличенко (Новосибирск). Тем не менее театр, как обычно, был полон. Если и были немногочисленные зияющие пустоты зрительских мест, то только те, на которые были розданы приглашения местным чиновникам.
Для разогрева публики музыканты сыграли пару инструментальных вещей. Особенно горячо зал встретил скрипичное соло Виктора Королева в "My Funny Valentine", сыгранное нестандартно, с большим чувством.
После короткого представления ведущей Марины Сайфуллиной появилась та, ради которой и собрались мы в этом зале. Молоденькое и тоненькое приятное создание с выразительными глазами. Как отважилась на непростое дело - джазовый вокал? Тем не менее, голос зазвучал...
Вся программа состояла в основном из популярных в 20-30-х годах мотивов великих американских композиторов, как у нас говорят - песенников. А широкой публике всегда льстит, когда она узнает мелодию и награждает исполнителя аплодисментами. Что касается джаза, вопрос ведь не в том, что ты делаешь, а в том, как ты это делаешь. Анна старалась внести в исполнение старых "боевиков" свою индивидуальность. Певица более "песенного" джазового направления, чем "блюзового". Поэтому простим чью-то инициативу, вынесенную в рекламу. Все же один блюз - "Черный кофе" - она выдала на радость публики в лучших традициях, рожденных на концертных площадках.
Анна сразу же вошла в контакт с залом. Ее обаяние, столичная элегантность, сдержанность, искренность и теплая улыбка, которая светилась даже при исполнении драматических песен, покорили публику. За ее хрупкими плечами чувствовались профессиональное образование и концертный опыт. Анна не просто поет текст на языке первоисточника, а знает содержание и драматургию произведения, подчеркивая это мимикой, жестами. Она сама вела концерт и объявляла номера по-русски, давая понять зрителю, который в лучшем случае знает иностранный язык в пределах алфавита, о чем поется в песне.
Певица обладает достаточной голосовой палитрой, чтобы исполнять разные по характеру джазовые вещи. А чувственность и мастерство фразировки великих вокалисток джаза придут со временем. Очевидно, у нее имеется надежный тыл, позволяющий заниматься любимым делом, совершенствоваться в нем и не растрачивать свои, заложенные Богом, задатки на "погоду в доме". И пусть сложно достигнуть вершин великих Билли и Эллы, но стать российской Пегги Ли вполне возможно. Но это - мои субъективные мысли.
Музыканты поддерживали пение солистки очень мягко и тактично, проявляя свою индивидуальность только в коротких соло по ходу номера. Они же понимали, что гвоздь сегодняшней программы - восходящая звезда на тусклом небосклоне российского женского джазового вокала. И переводить свет только на себя было бы некорректно.
Публика стоя приветствовала всех участников по окончании концерта, немного успокоившись только после bonus'а Анны, когда она вновь вышла и под овации спела "All of Me".
Конечно, не все было идеально: где-то сказывалось весьма ограниченное время предварительных репетиций, иногда - бестолковая работа местного звукорежессера. Но в целом музыкальный вечер прошел в доброй, по-домашнему теплой обстановке.
Валерий Рыбаков,
Томск
|