2
октября исполнилось 55 лет известному российскому тромбонисту,
аранжировщику, композитору, профессору Ростовской государственной
консерватории им. С.Рахманинова, бэндлидеру джаз-оркестра штаба СКВО
Ростова-на-Дону, заслуженному артисту России Виктору Бударину.
Виктор Бударин - "мэйнстримовский" музыкант. Начальное музыкальное
образование Виктор получил в новосибирской школе Музыкантских
воспитанников (спасибо отцу, который "соблазнил" сына красивой военной
формой). Мальчика сразу же определили в класс тромбона благодаря толщине
губ. Именно так раньше происходил выбор наиболее вероятной перспективы:
тонкие губы - на трубу, толстые - на тубу, средние - на тромбон.
Юный тромбонист все свободное время проводил на втором этаже возле
пианино. Он с удовольствием подбирал "по слуху" понравившиеся мелодии и
даже пробовал разучивать несложные песни Исаака Дунаевского. Результат
подобного упорного самообразования сказался довольно быстро: в 12 лет
его взяли пианистом в эстрадный оркестр старшекурсников. Почувствовав
"вкус успеха" Витя решился создать свой собственный эстрадный ансамбль
(два кларнета, ударные и ф-но), который вскоре стал срывать восторженные
взгляды девчонок.
В 60-м году приказом Министерства Обороны школу Музыкантских
воспитанников расформировывают, и Витя после 4-х лет обучения попадает в
музыкальное училище. Через год и здесь появляется ансамбль, уже
посолиднее - диксиленд, и им руководит все тот же Виктор Бударин.
Закономерный следующий этап - Новосибирская консерватория им. М.Глинки.
Но и тут не все просто складывается. Студент 2-го курса получает
приглашение в оркестр Анатолия Кролла (Тула), в котором с 1967-го года
работает в качестве солиста и оркестрового музыканта, одновременно
пробуя писать свои первые аранжировки для бэнда.
Через два года Виктор возвращается в Новосибирск, заканчивает вуз и
поступает тромбонистом в симфонический оркестр филармонии п\у Арнольда
Каца. В это же время он создает несколько джаз-комбо и биг-бэнд на
духовой кафедре консерватории. А по вечерам, уже профессионально освоив
гитару, Бударин шел на работу в ресторан. Думается, такой способ
зарабатывания денег многим знаком, хотя и не каждому по силам. Как
показала практика, далеко не все музыканты даже с консерваторским
образованием "вписывались" в ресторанную систему: для этого нужен не
диплом, а умение "слушать и слышать", память, чувство ритма и свобода
музыкального высказывания в любой тональности без "автотранспозиции",
которые, кстати, вместе с еще целым рядом условий и составляют основу
джазовой импровизации.
В 1973 году в филармонии появляется джаз-оркестр "Новосибирск" п\у
Виктора Бударина. В репертуаре - собственные оригинальные композиции и
"съемные" джаз-стандарты, хотя основной удельный вес пока еще ложился на
эстрадную музыку. Совершив большое турне по СССР, коллектив благополучно
распадается. Но тут же появляется квинтет "Сибирь", созданный вместе с
братьями Бранзбургами (саксофон, ударные) и Георгием Будариным
(контрабасистом, отцом Виктора).
Видимо, на каком-то очередном вираже способности Бударина "быстро
перестраиваться" были по достоинству оценены "со стороны". По крайней
мере, где-то там его заметил Владимир Терлецкий и тут же пригласил в
оркестр Муслима Магомаева. Правда, и здесь Виктор надолго не задержался:
почти сразу его "переманил" к себе Олег Лундстрем. За два с небольшим
года музыкант побывал на гастролях в Чехословакии и записался на двух
пластинках Всесоюзной фирмы "Мелодия" (1976 год): "Памяти Дюка
Эллингтона" (соло в пьесах "Караван", "Нет джаза без свинга") и
"Серенада Солнечной долины" (Дж.Макгрегор - Г.Вильямс "Это что-то
зыбкое", С.Липман "Я очарован"). К этому времени "виртуозный тромбонист
и изобретательный аранжировщик" (А.Баташев) четвертый год подряд
удерживает первую позицию во всесоюзной номинации "джаз-тромбон". Но
гастроли - хорошо, а семья лучше. И Виктор возвращается в Новосибирск
(1977), где личный концертмейстер и жена Ольга растила будущего
тромбониста Димочку.
Конечно же, поиграв в таком крепком биг-бэнде, как лундстремовский,
Виктор не мог не заразиться идеей создания собственного оркестра "не
хуже". Совмещая педагогическую работу в консерватории и художественную в
филармонии, неутомимый экспериментатор набирает собственный небольшой
"джаз-бэнд" (две трубы, два тромбона, три саксофона, ритм-секция),
команду единомышленников, нацеленных на серьезную работу с ориентацией
на джазовые фестивали и гастрольные поездки. Первая заявка на
джаз-фестивале в Ярославле (конец 70-х) - и фурор, отмеченный многими
джазовыми критиками.
XII джаз-фестиваль в Куйбышеве (апрель 1982). "Программу украсили
выступления ведущих коллективов страны - И.Бриля, Г.Лукьянова,
В.Бударина" (А.Баташев в сборнике "Советский джаз"). Вскоре бэнд
появляется на престижной московской площадке студии Козырева (ныне -
Московский колледж импровизационной музыки - ред.). И это несмотря на
нетрадиционный состав! Представляю себе, насколько высокой должна быть
изобретательность в аранжировках, дабы неполный состав не звучал
ущербно. Опираясь на практику европейского "неполного" бэнда Кенни
Кларка и Франси Боланда (4 саксофона, 4 трубы, два тромбона), Виктор
ухищрялся, и довольно неплохо (судя по отзывам прессы), имитировать
звучание большого бэнда.
Конечно, в малых составах у музыкантов больше возможностей к
"самовыражению", что однозначно способствует активному росту мастерства.
Вероятно, это и что-то еще послужили причиной "свертывания" коллектива,
который постепенно превратился в "Ансамбль камерной и джазовой музыки"
п\у В.Бударина (труба, альт, баритон, тромбон, виброфон, гитара, бас,
клавишные и ударные). Отметив 10-летие джаз-комбо, Виктор Бударин с
семьей и четырьмя музыкантами бывшего нонета благополучно отбывают в
Баку, оставив на память Новосибирску грамзаписи с фестивалей (Тбилиси,
Москва, Алма-Ата-88).
Баку встретил джазменов с кавказским радушием: квартира, работа. Тут же
музыканты познакомились с замечательным государственным
эстрадно-симфоническим оркестром Азербайджана "Гая", в котором
джаз-бэндом теперь стал руководить тромбонист из Новосибирска. Вскоре
(1989) на базе бэнда появляется джаз-комбо с тем же лидером, который
принимает участие в двух фестивалях (Ярославль, Даугавпилс). Находясь
внутри азербайджанской культуры, конечно же, было невозможно не впитать
какие-то ее характерные музыкальные интонации. Что и послужило причиной
появления джазовой Сюиты Виктора Бударина на темы песен азербайджанских
композиторов. На этом заканчивается бакинский период и начинается (конец
80-х) ростовский, который продолжается и по сей день.
Новый преподаватель РГК им. С.Рахманинова и солист оркестра Кима
Назаретова тут же принимается за свое излюбленное дело, и вскоре в
филармонии появляется "Дон-бэнд", который уже через полгода приступает к
активной фестивальной жизни. За семь лет своего существования коллектив
побывал на фестивалях в Новосибирске, Петербурге ( "Осенние ритмы-93" по
приглашению Владимира Фейертага), Волгограде.
Последний на сегодняшний день бэнд Виктора Бударина - оркестр штаба
СКВО.
Но и Москва не упускала из виду солиста-Бударина: лето 92-го года -
Италия с оркестром радио и телевидения п\у Мурада Кажлаева (соло в
знаменитой "Марии" Бернстайна), а через два месяца - Германия, но уже с
биг-бэндом Кима Назаретова.
Все творческие удачи солиста, члена Всемирной Ассоцияции Тромбонистов
(1994), бэндлидера и аранжировщика Виктора Бударина закономерно привели
к званию "заслуженный артист Российской Федерации" (1999), а
педагогическая деятельность послужила поводом к ходатайству о должности
"профессора". Пока же доцент (1995) эстрадно-джазовой кафедры РГК им.
С.Рахманинова в качестве "и. о. профессора" готовит очередных лауреатов
Всероссийских конкурсов. Кстати сказать, их у него четыре: Дмитрий
Бударин (1994, I премия), Вячеслав Бартеньев (1997, II премия), Олег
Шаповалов (1997, III премия) и Кирилл Струц (2000, I премия). Это только
ростовские джазовые музыканты. Но, конечно же, есть и новосибирские,
один из которых - Олег Тарасевич - нынче заведует эстрадно-джазовым
отделением в музыкальном училище города Братска.
У Виктора Бударина более 150 самых разнообразных по стилю и составу
аранжировок джазовых стандартов, зачастую весьма "незаигранных". Есть у
Бударина и собственные джазовые композиции, самая известная из которых -
трехчастная "Сюита in F" (Москва, "Музыка", 1989). Есть и целевые
композиции для минского оркестра Михаила Финберга: Боба Хаггерда "Что
нового" (баллада для соло тромбона с ритмом и струнной группой) и
Джерома Керна "Это так же хорошо, как весна" (на 8\8). Кстати, последняя
пьеса прошла по ЦТ как Новогоднее поздравление с приближающимся XXI
веком.
Несомненно, все вышеперечисленное наглядно демонстрирует талант и
неординарность личности музыканта. Но при всей занятости и постоянном
творческом движении когда и как удавалось Виктору Георгиевичу уделять
внимание сыну? Может быть, "живой пример" (мать - пианистка, отец -
тромбонист, дед - контрабасист) и оказался самым действенным
педагогическим приемом. И все же несколько слов не о сыне, а о ярком и,
несомненно, одаренном тромбонисте - выпускнике РГК, удостоенном чести
стажироваться в Америке.
Дима Бударин получил "комбинированное" музыкальное образование: первые
семь лет - фортепиано (к слову: будучи учеником 1-го класса на зональном
смотре "юных пианистов" получил звание лауреата!), затем два года
тромбона и фортепиано. Минуя среднее звено обучения музыке (весь
надлежащий курс прошел частным образом), Дима в 16 лет поступил в
консерваторию Новосибирска по классу классического тромбона. На первом
курсе принял участие в конкурсе студентов музыкальных училищ и
институтов культуры под названием "От Урала до Тихого океана", где
совершенно неожиданно для всех (особенно для родителей!) получил высшую
награду - Гран-при. В Ростовскую консерваторию переводится уже на
эстрадно-джазовую кафедру: когда произошел переход "от классики к
джазу", родители просмотрели.
В Ростове студент работает сразу в двух оркестрах: симфоническом п\у
Леонида Когана и джазовом п\у Кима Назаретова. На 4-м курсе его посылают
"по обмену" в США (штат Оклахома), где ему посчастливилось выступить с
оркестром Фрэнка Фостера и джаз-комбо П. Ривейро. Через год Дима
возвращается и сразу попадает на госэкзамены, которые совершенно
спокойно сдает на "отлично". Определяясь с работой, едет на
прослушивание к Михаилу Финбергу в Минск, где его с удовольствием
принимают.
Заполучив
Бударина-младшего, Михаил Яковлевич решает привлечь и старшего "в дело",
и Виктор Георгиевич соглашается на ряд композиций для государственного
оркестра Беларуси. То ли отцовские аранжировки помогли, то ли высокий
профессионализм белорусского джаз-оркестра, но в 29 лет (!) Дмитрий
Бударин удостаивается чести собственного творческого бенефиса. Факт
появления на одной сцене "дуэта тромбонов Будариных" не упустил
бессменный ведущий всяческих знаменательных концертов Владимир Фейертаг:
- Династия музыкантов - это исключительно редкое явление. Но факт есть
факт: отец и сын - оба выдающиеся инструменталисты. Они берут неимоверно
высокие ноты, чрезвычайно технично играют пассажи. А ведь это
импровизация, где все продумано, пропето и сыграно. И конечно,
аранжировки Виктора Бударина - человека, который в биг-бэнде провел не
меньше дней, чем Михаил Финберг, - сделаны прекрасно с учетом и
солистов, и возможностей, и струнная группа добавлена. Это самый
настоящий "пир тромбонов".
В июне 2001 года Виктору Георгиевичу Бударину присваивается ученое
звание "профессор".
Ольга
Коржова,
Ростов-на-Дону
|