В Новосибирске завершился первый джазовый фестиваль на открытой площадке "Неоком-джаз-2001", посвященный столетию Луи Армстронга (Louis Armstrong). Несмотря на неисчислимые трудности, большая часть из заявленных 160 музыкантов отыграла свои программы на берегу Обского моря.Злой рок преследовал "Мемориал Армстронга" с самого начала: фестиваль дважды отменяли еще в 2000 году (1900 год тогда считался самой достоверной датой рождения Сачмо). Весной этого года из фонда Армстронга пришло официальное уведомление о том, что столетие стоит справлять все же в 2001-м, и дела с фестивалем, кажется, заладились. Первоначально совместное предприятие Новосибирской филармонии и парка отдыха "Неоком" было заявлено как один из крупнейших региональных фестивалей всех времен. Но буквально за несколько дней до его начала начались отмены, из афиши пришлось вычеркнуть большую часть гастролеров. Например, джазовый гитарист из Ульяновска, вызвавшийся играть с трио "последнего российского вибрафониста" Игоря Уварова, крайне редко выступающего в последние годы, сломал ногу и не приехал. Хорошо известный хотя бы по сборному сибирскому составу свободного джаза "Снежные дети" томский контрабасист Асхат Сайфуллин потянул спину, поэтому о выступлении Hot Siberian Jazz Quintet пришлось забыть. Нижневартовский "Модус", совсем недавно успешно командировавший в Новосибирск трубача Геннадия Калинина, на этот раз увяз в местных проблемах - барабанщик Вячеслав Шумилов не смог покинуть Север, а остальные музыканты не решились трогаться в путь без "мотора". В конце концов, арт-директор фестиваля Сергей Беличенко готов был отменить Мемориал хотя бы уже из-за "нелетной" погоды, но к середине июня барометр уже показывал "ясно". К сожалению, именно попутный теплый ветер являлся необходимым условием успеха фестиваля. Дело в том, что пляж "Неоком", на дискотечной площадке которого проходил фестиваль, недоступен "бесколесным" зрителям. Больше того, удаленность от города диктует свои законы - даже те любители джаза, у кого имеется собственный автомобиль, не раз подумали: а стоит ли тащиться в такую даль ради явно ослабленной требованиями парка отдыха джазовой программы. Хорошо еще, что в результате контингент зрителей был 50/50 - часть верных импровизации граждан, часть случайных пляжников. Тем не менее реакция на джазовую музыку была адекватной - зрители зачастую не только хлопали после соло, но даже отбивали слабую долю. Кстати, доля продюсеров проекта пока неизвестна - идут последние подсчеты баланса фестиваля, наверняка он будет признан убыточным. По сравнению с фестивалями в залах филармонии на "Неокоме" пришлось платить за все, включая затраты на электроэнергию и охрану...
Первый день Мемориала, 14 июня, задал тон всему летнему фестивалю. На огороженной платной площадке выступили сразу три больших состава - Большой джаз-оркестр ВВ МВД России под руководством Андрея Радченко, "Сибирский диксиленд" Бориса Балахнина и биг-бэнд Новосибирской филармонии п/у Владимира Толкачева. Один из лучших военных оркестров, исполняющих джаз, по составу напоминает опыты Гила Эванса и Стэна Кентона, лишь отсутствие струнных не позволяет его отнести к гранд-бэндам. Таков же и репертуар, где большая часть сплоченного аккорда отдана деревянным духовым с тщательно подобранными сложными оркестровками. Бэндлидер Андрей Радченко со сцены похвастался, что у него в оркестре играют аж 35 человек (и объективно это самый большой новосибирский оркестр джаза), на что ведущий большинства концертов Вадим Суховерхов парировал: "А в "Диксиленде" играет вшестеро меньше народу - это что-то среднее между Hot5 и Hot7" (Вадим Иванович намекал на пластинки Армстронга конца 20-х годов). Запомнилась еще одна шутка ведущего: "Сейчас прозвучит "Блюз картофельного соцветия". Некоторые еще переводят название этой пьесы как "Блюз картофельного поля" - но это как сыграть". Сразу после выступления на "Неокоме" вконец "обезжиренный" (некогда он тоже был крупным оркестром) диксиленд отправился в очередные гастроли по Соединенным Штатам. Впрочем, стационарный биг-бэнд Владимира Толкачева был, как всегда, недосягаем по уровню игры.
На следующий день "Siberian Brass Quintet" Владимира Кищенко, оптимально подходящий для исполнения доходчивой джазовой музыки самого раннего периода, должен был сменить дуэт "Новое поколение" - это был бы головокружительный прыжок через полсотни лет истории джаза! Но один из музыкантов, барабанщик Сергей Беличенко? не смог выступить в дуэте свободного джаза по самой банальной причине - на сцене почему-то не оказалось ни одного монитора, а это значит, что музыканты на сцене не слышали друг друга (представляете, в акустике разобрать за громом барабанов трепет флейты!). Но ближневосточная медитативная музыка Романа Столяра, сыгранная в одиночку, не скукожилась, а наоборот - взмыла ввысь.
Выступления вокального ансамбля Павла Шаромова редко не нравятся публике. А паритетное участие в их концерте одного из самых популярных клубных составов - "Сити-джаз квартета" Алексея Кравчука - просто гарантировало успех. Из квинтета ставший квартетом (сопрано Ольга Осипова ушла в декрет), ансамбль Шаромова задорно продемонстрировал диапазон от поп-версии битловской "Мишели" до "Испании" Чика Кориа. В "Святом Томасе" зазвучала усиленная ударная установка - к штатному Владимиру Кирпичеву прибавил свои усилия басист (а вообще - одинаково хороший барабанщик и гитарист) Владимир Лещинский. Музыканты не побоялись сыграть даже пару относительно новых работ - "Поезжайте в Бразилию" и "Путешествие на банановой лодке".
Третий день фестиваля (как и заключительный) состоял из двух концертов (дневного и вечернего). С 14.00 до 16.00 выступили два квартета недавних выпускников Новосибирского музыкального колледжа, студентов консерватории - "Гольфстрим" Татьяны Сидневой, Just friends Владислава Шилина (до последнего времени его называли просто Влад) и квартет (превратившийся в трио из-за отсутствия Газинура Сафиуллина) Игоря Уварова. В вечернем концерте отметились "Блюз брасс бэнд". Добротно (но не отвязно, как умеют) отыграло трио пианиста Алексея Подымкина. Удалось выступление вокалистки Вики Чековой и квартета саксофониста Владимира Тимофеева (то есть то же трио Подымкина плюс Тимофеев). Хотя молодую вокалистку Вику еще легко сносит от одной вокальной традиции к другой (за 40 минут она исполнила блюз, босса-нову и стандарты), в ней есть потенциал исполнительницы скэта и стремление к самоценности (большинство новосибирских вокалисток "снимают" манеру преподавателя вокала музыкального колледжа Натальи Соболевой). К тому же этот квинтет - одна из немногих команд на фестивале, отважившаяся играть настоящий джаз. В своих честолюбивых устремлениях музыканты дошли до пьесы Телониуса Монка, правда, подпитка из зала на время ее исполнения практически прекратилась. И тогда зазвучал "My Funny Valentine". В конце нежной первой части, пропеваемой почти шепотом при минимуме оркестровки, в микшерском пульте что-то случилось, в колонках загремел "фон". Удачным дополнением обрыва оказались гром и молния, а чуть позднее - обрушившаяся стена дождя. Музыканты с честью вышли из положения - когда техника была исправлена, доиграли пьесу с прерванной ноты и только потом, когда смываемая толпа зрителей перестала слушать окончательно, образовав пробку на выходе, перестали играть.
В последний день фестиваля отыграло наибольшее количество джазовых составов. Как всегда необычно звучал секстет тромбонов Олега Голюнова (Суховерхов обозначил их музыку так: "Эту тему можно было бы назвать "забавный опус #13"). Ансамбль "Гималаи" из поселка Кирза Ордынского района доказал, что джаз можно осваивать и в деревнях. Детский состав (младшему - барабанщику - 13 лет!) под руководством в прошлом басиста и аранжировщика большого джаз-оркестра Ереванского радио и ТВ Артура Абрамяна с ходу сделал серьезную заявку, исполнив "Naima" Джона Колтрейна в аранжировке, чем-то напоминающей запись Уэса Монтгомери с оркестром. Потом была неплохая мультикультурная пьеса "Гималаи" (смесь индийской, еврейской, южноазиатской музыки), только акустическую гитару Екатерины Прилуцкой было почти не слышно. Стоящие в очереди музыканты страшно переживали за звук из-за пофигизма Александра Кириллова. К тому же открытая по соседству закусочная не давала расслабиться громом радиопопсы. "Меня не удивляет, что конкуренты играют вместе с нами. Удивляет другое - что нам удается играть одновременно с ними", - съязвил в пустоту Вадим Суховерхов.
Как всегда мощно (и совсем не пресно, как на демо-диске) отыграл ансамбль "Эль сур" ("Юг"). А пассажи Михаила Савичева в пьесе Эл ДиМеолы "Фантазия-сюита" вызвали неподдельную зависть некоторых гитаристов в зале. Трио "2+1" Леонида Мельникова, как всегда, представило "вкусные" стандарты в исполнении вокалистки и скрипачки Веры Егоровой. Квартет "Уик-энд" Алексея Пыстина исполнил несколько песен (в том числе "Peter Gunn") из новой программы, подготовленной совместно с яркой певицей Ириной Мирзоян и впервые озвученной в филармонии 11 июня. Вечером шумный и веселый "Брасс-бис бэнд" - ансамбль духовиков-единомышленников из Академического театра оперы и балета и Академического симфонического оркестра государственной филармонии - наконец-то заставил публику пританцовывать. Одно из самых явлений последнего времени на новосибирской джазовой сцене, секстет New Tone, лишний раз доказал свое мастерство. Вечнозеленые классики Игорь Дмитриев-трио с Натальей Соболевой, а под конец вечера и (почти случайно) с Джоном Картером на "ура" исполнили самые знаменитые стандарты.
Первый джазовый "пляжный" (как в финском Пори) фестиваль завершился безоговорочной победой музыкантов над погодой, финансами и, в какой-то мере, публикой. Закаленные сибирские джазмены выдержали испытание пляжем, теперь в филармонии им точно будет все нипочем.
Антон Веселов, Новосибирск
|