А все-таки нашему томскому продюсеру Асхату Сайфулину удалось
завершить нынешний джазовый сезон блестящим концертом. Более того,
таким образом “отметилось” и 5-летие продюсерской деятельности Асхата.
Все начиналось в 1996 году, когда после некоторого джазового затишья в
Томске Сайфуллин вдруг организовал клуб любителей джаза. Но клуб не в
обычном “тусовочном” понимании для малочисленных фанатов. Асхату
удалось привлечь к постоянному участию в мероприятиях огромное число
любителей этого музыкального искусства, способных заполнить любое
пространство, будь то кафе на сто мест или зал театра на тысячу…
Менялись “дислокации” концертов, менялись исполнители и программы, но
были неизменными интерес к музыке, доброта и понимание публики.
Одним из первых джазовых вечеров, спродюсированных Сайфуллиным, был
“Вечер джазовых стандартов” 18 октября 1996 года в городском зрелищном
центре “Аэлита”. В концерте приняли участие местные музыканты, которые
составили костяк, позднее ставший группой “Горячий сибирский джаз”
(Виктор Королев - скрипка, Евгений Миронов - клавишные, Асхат
Сайфуллин - контрабас). От вечера были в восторге и слушатели, и
музыканты, почувствовав, что нужны друг другу…
Шло время. Появилась возможность приглашать музыкантов из других
городов, в том числе - столичных. Одним из ярких событий стало
выступление выдающегося российского джазового гитариста Алексея
Кузнецова на сцене театра юного зрителя в марте 1997 года. К гитаре
мэтра присоединились “Горячий сибирский джаз” и городской биг-бэнд
Владимира Писанко. Аудитория слушателей значительно расширилась. Стало
понятно, что все мероприятия, организованные Асхатом, весьма интересны
и качественны по форме и содержанию.
Большим событием 1997 года для томских любителей джаза и для Асхата,
как продюсера проекта, стал выход компакт-диска “Музыка старого
города…”. На диске в исполнении все той же команды “Горячий сибирский
джаз” кроме классических джазовых мелодий звучит и музыка местного
автора-гитариста Олега Качанко. С особой теплотой о
музыкантах-сибиряках написал в буклете народный артист России Георгий
Гаранян (а теперь он - еще и лауреат Государственной премии РФ 2000
года, с чем мы его сердечно поздравляем!), который принял участие и в
презентации диска на сцене ТЮЗа 21 декабря 1997года. В архиве сервера
jazz.ru хранится доброжелательная рецензия на этот диск известного
музыкального критика Дмитрия Ухова.
1998 год также оказался богат осуществленными проектами Асхата при
участии “Горячего сибирского джаза”, который уже дважды достойно
представлял свое творчество на родине джаза. Томским любителям джаза
запомнились мартовские концерты в томском Доме ученых новосибирцев
Игоря Уварова (вибрафон), Андрея Лобанова (труба) и кемеровского
саксофониста Владимира Панфилова.
Не остался без внимания и столетний юбилей Джорджа Гершвина. Его
музыка звучала в один из сентябрьских вечеров в зале томского
драматического театра в исполнении двух выдающихся музыкантов Георгия
Гараняна и Леонида Пташки. Разумеется, с участием и томских
музыкантов.
Год завершился совершенно потрясающим мероприятием: в последний день
ноября приехал Игорь Бутман, который буквально сразил томских
любителей джаза своим неистовым тенор-саксофоном. Это был далеко не
первый приезд музыканта в город, но именно после этого концерта Игорь
стал самым желанным гостем в Томске. Об этом концерте сообщили
московское агентство InterMedia и единственный русскоязычный джазовый
журнал “Jazz-квадрат”, издаваемый, правда, в Белоруссии (“ну, чай, не
чужие!”).
Следующий год Асхат начал с осуществления оригинальной попытки
объединить параллельное выступление известного томского фольклорного
ансамбля “Пересек” и джазового ансамбля с участием уральских джазменов
Сергея Проня и Игоря Паращука. Все было необычным, но исполнено
корректно и со вкусом. Жаль, что эта идея не получила развития.
В апреле, как и во всех джазовых городах России, наши музыканты вместе
с новосибирским гостями отметили 100-летие Дюка Эллингтона, в меру
своих сил воодушевлено исполнив самые популярные его хиты при
переполненном зале драмтеатра.
Завершением джазового сезона 1998-99 стал новый приезд в Томск Игоря
Бутмана, теперь уже в паре с Георгием Гараняном. Запомнился не только
замечательным выступлением этих звезд российского джаза, но и
вниманием к этому событию со стороны томского губернатора Виктора
Кресса, который принял музыкантов в своем кабинете, отсидел оба
отделения концерта да еще и обратился с приветственным словом.
Закончился год днями американской культуры. В концертах вместе с
Владимиром Тимофеевым, Игорем Уваровым, Владимиром Панфиловым, Сергей
Кушилкиным и нашими ребятами приняли участие трубач Грегори Харрингтон
и колоритный флейтист Марк Ларсен (господа малоизвестные, все -
“оттуда”).
Самым интересным мероприятием сезона 1999-2000г.г. было совместное
выступление ближнезарубежного гостя Валерия Колесникова и известного
тромбониста Виктора Бударина. Тогда на сцене драмтеатра властвовала
традиция...
Нынешний джазовый сезон, проходящий под знаком 10-летия независимой
телекомпании ТВ-2, ознаменовался парадом именитых российских
клавишников: декабрь ушедшего века - Сергей Манукян, февраль первого
года нового века - Даниил Крамер, март - Игорь Бриль, апрель - Лев
Кушнир. Разный возраст, разнообразный стиль, но неизменно
высокопрофессионально и талантливо!
Разумеется, все эти мероприятия весьма затратны, и невозможно было
обойтись без внушительной, но бескорыстной поддержки спонсоров. Да,
кто-то оказывал разовую помощь, кто-то в силу экономических потрясений
исчез с горизонта, но остались те, кто прошел с клубом все пять лет,
помогая и поддерживая его. Прежде всего это коммерческий банк
“Движение” под руководством Владимира Николаевича Дурнева. Несколько
лет подряд Асхат находит полное понимание у отзывчивой дирекции
томского драматического театра. Авиакомпания “Сибирь” за свой счет и
без проблем доставляет в Томск и обратно наших именитых
гостей-музыкантов. Фирма “Энедж-Энергия” делает все возможное для
встречи и создания комфортных условий пребывания гостей в нашем
городе. Всегда с клубом телекомпания ТВ-2, “Эхо Москвы в Томске”, КА
“Консул”, “СТД-Томск”. Генеральную поддержку оказывает “Востокгазпром”.
Все годы оповещает джазовый и неджазовый народ о предстоящих событиях
агентство “Тройка” и наша популярная газета “Томский вестник”. Вот в
такой компании своих друзей и осуществляет проекты Асхат Сайфуллин. О
большинстве состоявшихся проектов можно при желании узнать на
страницах электронного журнала “Полный джаз” на сервере jazz.ru.
И,
наконец, о “точке этого сезона”, которая была поставлена 6 июня. На
сцене драматического театра - вновь звезда российского и
международного джаза Игорь Бутман. По-моему, это - уже пятый его
приезд в наш город. Зал переполнен, люди стоят в проходах, сидят на
приставных стульях. Замечу, что все-таки такой ажиотаж - редкость для
больших массовых концертов, которые проходят, как правило, раз в два
месяца. Это имеет свою положительную сторону: для любителей музыки
такие концерты становится действительно событием, оставляют глубокое
впечатление.
Вместе с Игорем в этот вечер играли гости из Новосибирска Алексей
Подымкин (рояль) и Вячеслав Кокалин (барабаны), томичи - заслуженный
артист России Виктор Королев (скрипка) и “юбиляр” Асхат Сайфуллин
(контрабас). В программе прозвучали ранее исполнявшиеся, но по-новому
прочитанные пьесы Бутмана: “Блюз усталого мужчины”, потрясающая
“Ностальгия” (ничто так не трогает душу, как прекрасная мелодия!).
Звучала и классика джаза, даже малоизвестная, но покорившая сердца
слушателей. Бесчисленное количество мелодий и несметное число
ритмических комбинаций всегда дает простор для творчества настоящих
мастеров, как бы ни был узнаваем исходный материал.
Создается
впечатление, что Бутман будто “отрывается” в нашем городе, вдали от
западной и столичной суеты, от своего квартета и биг-бэнда. Он не
отрабатывает какие-то там средства, потраченные на него, а играет для
себя и… как в последний раз. Ему доставляет удовольствие музицировать
с зауральскими мастерами. Разумеется, он показывает высшую школу игры
на тенор-саксофоне, безупречную по фразировке, по логичности
построения музыкальных предложений. Одновременно он организует действо
на сцене, время от времени мимикой, но тактично выказывая недовольство
мелкими промахами играющих коллег. Но это же - живая игра,
редактировать мгновение невозможно...
Вновь для томских джазфэнов состоялось открытие. Алексей Подымкин
очаровал публику своей манерой игры в стиле Билла Эванса, почти не
отрывая пальцев от клавиатуры, и очень грамотными импровизациями. Еще
совсем мальчиком он приехал на очередной новосибирский фестиваль в
1985 году в составе барнаульского квинтета, но уже тогда обратил на
себя внимание. Затем последовал переезд в Новосибирск и учеба в
консерватории, зарабатывание средств на Севере вместо отвергнутого
гранта для учебы в Беркли. Сейчас он играет в разных составах, и его
будущее зависит только от него самого. Но играет он классно! И можно
было бы смело поставить его в ряд пианистов, о которых я писал выше.
Показав свои блестящие соло, Слава Кокалин в ансамблевой игре был
несколько шумноват и резковат, иногда забивая своих партнеров по
ритму. А, может, в этом были виноваты и звукорежиссеры?
Игорь дал возможность и нашему Асхату превосходно посолировать.
Остается только удивляться, как ему удается после всех треволнений,
связанных с организацией очередного проекта, правильно и без “помарок”
трепать струны своего друга-контрабаса.
Все закончилось под овации зала исполнением любимого томским народом
“Каравана”. Героям вечера очаровательные томички вручили цветы и
скромные сувениры местного производства. Каждая такая встреча с
джазовыми исполнителями - не только праздник души. Они дают определить
свое личное отношение к тому или иному направлению в джазе. Публика
тоже “профессионально растет”!
Итак, до новых встреч!
Валерий
Рыбаков
Томск
|