Любим мы мыльные пузыри, да чтоб побольше. "Джаз - Парнас" в
Петербурге: от азов к профессиональному росту. Так именно называлась
статья в 17 выпуске журнала "Полный
джаз". Прочел - и захотелось взглянуть на другую сторону медали.
Удалось побывать там (учеников своих возил) на трех конкурсных днях,
на вторую половину фестивальных дней оставаться попросту уже не
хотелось. Не потому, что чем-то обделили или обидели. По другому
поводу. Сам занимаюсь организацией и проведением подобных проектов,
так что то, что увидел там, было холодным душем. Потрясло полное
отсутствие нормальной организации.
Все началось с вокзала, где мы стояли в полной растерянности -
встретит ли кто (хотя время прибытия, номер поезда и вагон были
сообщены устроителям заранее). Как нашли друг друга? Наверное, по
растерянному виду моих мальчишек, озирающихся по сторонам, и по
полному минору с вопросительным знаком на наших лицах.
Посадили в автобус, повезли в гостиницу-общежитие, бросили вещи, дали
умыться - и на подмостки. Честно говоря, для меня не совсем понятны
такие вещи: если для втянутых в круговерть гастрольной жизни
музыкантов это обыденно, то для детей по 9-10 лет - это нагрузки, и
немалые (видимо, это и есть профессиональный рост).
Привезли на концертную площадку: понятие “гримерная”, не говоря о
саундчеке, отсутствовало. Посадил детей где придется (впрочем, как и
все) и пошел искать человека, имеющего отношение к звуку с
инструментами. Кстати, по дороге с вокзала в гостиницу от одного из
организаторов услышал байку-хохму про то, что у них звукорежиссер
работает всегда взбодренным, оттого и звук на высоте. Отнес это к
юмору. Найдя этого человека, убедился - явь. Суровой действительностью
стало полное отсутствие звука как в зале, так и на сцене.
Конкурс-фестиваль открыли с представлением отцов, матерей, спонсоров и
других попечителей проекта, список довольно внушительный. Только опять
непонятно, почему я, уплативший оргвзносы, должен приобретать за свои
деньги всю информационно-сувенирную продукцию - буклеты, значки?
Правда, за бейдж участника деньги не спросили, а зря - для полной
гармонии только этого и не хватало. Отнесем и это к профессиональному
росту.
Вот она, минута радости - организаторы делают перерыв перед нашим
выступлением, смогу инструмент под рост ребятишек сделать (барабан
опустить, до ксилофона дотронуться). Разбудил свалившихся от усталости
за столом детей и пошел на сцену, благо на сцене появился еще один
человек, помогающий звукорежиссеру. С его помощью и удалось все
наладить и подстроить.
И опять полное отсутствие звука свое дело сделало. Дети спустились с
недоуменными лицами, потом сказали, что друг друга никто не слышал,
играли на автопилоте.
Кода. Ведущий объявил о завершении первого дня. Выйдя в фойе, я стал
искать глазами организаторов: пропали. Наконец, в поле зрения попал
человек, встречавший нас на вокзале. Я поинтересовался насчет
автобуса, на что получил лаконичный ответ: "автобуса нет". На вопрос,
как быть дальше - опять проще не придумаешь: "добирайтесь сами". Не
поддается никакой логике поведение людей, берущихся за проведение
таких мероприятий.
С настроением "папанинцев", дрейфующих на льдине, пошли искать
гостиницу (увы, Питер из нас никто не знает). Хорошо, хоть дали
план-схему на клочке от пачки сигарет, да и шутка бодрячка - "язык до
Киева доведет" - вселяла надежду.
Больно и жалко было смотреть на моих ребятишек: я плел им какую то
околесицу про красоты Санкт-Петербурга, читая в их глазах одно слово –
“кровать”. Ребят понять можно: не так давно были в Екатеринбурге на
фестивале "Тинэйджер джаз", где жить пришлось далеко за городом, а
ощущения оторванности не было. Слаженная работа оргкомитета,
возглавляемая Николаем Головиным, чувствовалась во всем.
Но я считаю, что нам еще повезло, мы были "платежноспособными"
(спасибо Вячеславу Уланову и Евгению Гавриловичу Лотореву), а вот
многострадальные ребята из Энгельса подрабатывали в метро, чтоб как-то
выжить. Зачем приглашать людей, которые тебе нужны лишь для массовки и
дутой масштабности проекта? Хотя о чем это я, отношения-то рыночные.
Возвратившись домой из Петербурга, сравнил в буклете список участников
второго и третьего конкурс-фестиваля "Джаз-Парнас": по сути, одни и те
же участники, как и призеры - Ростов, РСО-Алания, кто-нибудь из
провинции, ну и, разумеется, поселок Нурма Тосненского района
Ленинградской области.
Был удивлен, когда узнал, что мои ученики заняли третье место. Обидно
было за земляков из Арзамаса - ансамбль "Джаз-айленд", где отметили
только вокалиста. Даже при том, что ребята играли живую
импровизационную перекличку между двумя гитарами и вокалистом,
отметили только вокал.
Естественно, кому и что - прерогатива жюри, здесь спора нет. Но
наивные фантазии иногда не дают покоя. Было бы неплохо, если б в жюри
допускали еще несколько независимых людей с правом решающего голоса,
расклад явно был бы другой, как и награды со степенями имели бы другой
вес. По крайней мере, у себя это буду практиковать обязательно.
Так вот обстоит дело с ростом. Да, забыл про азы. Их, похоже, пока
познают организаторы.
Сергей Баженов
Дзержинск (Нижегородская обл.).
|